Выступление на РМО
учебно-методический материал

Исаева Светлана Викторовна

Мультипликация как средство формирования мотивации к обучению младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Мультипликация как средство формирования мотивации к обучению младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

                                                             Исаева Светлана Викторовна

                                                           учитель начальных классов

                                                        Муниципальное казённое

                                                                       общеобразовательное учреждение

                                                                 средняя общеобразовательная

                                  школа №11

с. Константиновское  2020

                                         

                                                                            « Все наши замыслы,

                                                                                      все поиски и построения

                                                                                  превращаются в прах,

                                                                      если у ученика

                                                                                  нет желания учиться »

Василий  Александрович Сухомлинский

             В настоящее время формирование мотивации к обучению в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы. Эта проблема лежит на стыке обучения и воспитания, т.е. является важнейшим аспектом современного обучения. Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно их объединяет. Они – люди другого времени!  И каждый из нас  должен это учитывать.

            Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

             Наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии  должен обладать следующими качествами личности:

  • Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • Уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
  • Умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • Самостоятельно критически мыслить;
  • Видеть проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
  • Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
  • Быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • Грамотно работать с информацией;
  • Быть коммуникабельным.

           Перечисленные выше качества личности не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые  ученики  осознавали  бы  необходимость  воспитания их  у себя.

          Обучающиеся начальной школы, не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо  с самого первого класса формировать учебную мотивацию  на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

          Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами обучающихся планомерно возрастает в 1, 2 классах и заметно снижается в 3 классе. Почему это происходит?

          Дело в том, что угасает лишь общее положительное отношение к школе, причем угасает закономерно, так как оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ребенка непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.

          Понимание социальной значимости учения теперь должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учения, к способам добывания знаний.

         Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Эти вопросы я задаю себе постоянно. Решению подобных вопросов способствуют новые методы обучения и технологии.

         Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что мотивация – важнейший компонент  познавательной  активности  и  учебной  деятельности  школьника.

         Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников мне помогают  следующие приёмы: 

“Удивляй” -  Нужно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Например: На уроке окружающего мира при изучение темы: “Вода” Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде.

- Это был правдивый рассказ? (нет)
- А теперь посмотрите в окно!

Разве мы с вами не ходим по воде? ( Да, снег это вода, только в твёрдом состоянии.)

Отсроченная отгадка” -  В начале урока я даю загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе  над  новым материалом.

Лови ошибку”  - Учитель преднамеренно сделал ошибку. Ошибку аргументируют обучающиеся, привлекаются новые доказательства правоты, как бы растет “снежный ком”. В результате доказательств обучающиеся приходят к истинному суждению.

Эвристическая беседа” - В ходе этой беседы школьники привлекаются к поиску на отдельных этапах изложения материала. Ставится перед детьми проблема, излагается учебный материал, с помощью отдельных вопросов, выполняя практические задания, дети включаются в процесс поиска.

Игры-тренинги” - Учебный мозговой штурм. Детям предлагается задача, класс делится на группы. Основное правило- никакой критики. Каждая группа обсуждает проблему.

Затем:

І Этап: Создание банка идей.
II этап: Анализ идей.
III этап: Обработка результатов.

          Очень большую роль играют, приёмы, основанные на общении, взаимодействии педагога и обучающихся. Оценочные обращения, поощрения, связь с жизненным опытом обучающихся, их интересами, склонностями.

Дифференциация обучения  может оказать неоценимую услугу актуализации мотивационных ресурсов значительной части учащихся. Урок русского языка “Склонение имён существительных”.

I. Уровень – Определить склонение и падеж имен существительных у данной группы слов;
II. Уровень – Подобрать и записать к словам синонимы и определить склонение и падеж у этих слов;
ІІІ. Уровень – Используя данные слова, составить рассказ из 5 – 6 предложений. Определить склонение и падеж имен существительных.

           Развивает внутреннюю мотивацию учащихся,  ситуация свободного выбора. Выбор, совершаемый самими учащими учащимися, даёт им возможность, проявить самостоятельность. Активизирует мыслительную деятельность. Так на уроке литературного чтения предложить на выбор выучить любое стихотворение С. Есенина. Урок, несомненно, проходит интереснее. В течение 40 минут, дети имеют возможность познакомиться с несколькими  произведениями  поэта.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижение в освоение учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование  у обучающихся  адекватной  самооценки работы, её рефлексии.

            Современный младший школьник живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития. Так как дети младшего школьного возраста преимущественно воспринимают и усваивают информацию через визуальные образы, то видео становится самым распространенным и востребованным источником  информации. В современном педагогическом процессе оно выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка.                                

           Видео для младших школьников, прежде всего, может быть представлено мультипликационными фильмами. Попробую обосновать возможность использования мультфильма как средства формирования мотивации к обучению младших школьников. 

          Обращение к мультфильму не случайно. В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из наиболее значимых механизмов социализации младших школьников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием.

  Что может быть более эмоциональным, чем просмотр мультипликационного фильма. И что, как не мультфильм, поможет ребенку в развитии воображения. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания, которая требует так называемой близкой мотивации. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. При просмотре мультфильмов память непроизвольно срабатывает на запоминание материала. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее.

             Исходя из этого, я решила внедрить в процесс обучения просмотр мультфильмов. Например, на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное» я показала ученикам отрывок мультфильма «Серая шейка», им предстояло записать все слова изучаемой части речи, которые они услышали во время просмотра фрагмента.       Перед сочинением можно показать детям мультфильм на заданную тему, из которого обучающиеся узнают всю необходимую для работы информацию от любимых героев («Лунтик» серия «Весна», «Сочинение про дедушку», «Три кота» серия «Новый год» и др.). На уроках математики можно использовать такие мультфильмы, как «Козленок, который умел считать до десяти (знакомит  с  элементарными математическими понятиями: число, цифра, счет),  «38 попугаев» (Единицы длины), «Чебурашка и крокодил Гена» (Цена. Количество. Стоимость.). В серии «Лунтика» «Краски» на уроке ИЗО дети узнают, что при смешивании двух красок получится новый цвет, для урока труда подойдет другая серия данного мультфильма – «Корзина». Сборник мультфильмов «Уроки тетушки Совы» очень любим детьми, его использую на предшкольной  подготовке. «Морозко» учит говорить грамотно и красиво формулировать свои  мысли.

              Конечно, не каждый мультфильм может быть продемонстрирован во время учебного процесса. Его выбор должен осуществляться исходя из возрастных особенностей обучающихся с одной стороны и методическим соответствием содержания мультфильмов с другой. Современный рынок кино и мультиндустрии предлагает широкий выбор различных фильмов, как отечественного, так и зарубежного производства. На мой взгляд, наиболее  соответствующим выше изложенным  требованиям  в основном, являются отечественные мультфильмы, т.к. они:

           1. Учат доброте, искренности, трудолюбию, дружелюбию и  сопереживанию. Герои мультфильмов учат не сдаваться, бороться со  злом, и справляться со всеми трудностями. Современный российский мультфильм «Лунтик» выстроен в лучших традициях советских  мультфильмов. Добрые, дружелюбные, честные, воспитанные  друзья Лунтика Кузя, Мила и  Пчеленок борются с вредностью, лживостью, жадностью, злостью и завистью  недружелюбных гусениц Вупсеня и Пупсеня. И в конце каждой серии  добро побеждает зло, впрочем на чем и должны воспитываться дети. Поэтому «Лунтик» становится частым гостем на уроках литературного чтения. Анализируя поведение и действия  этих героев, дети делают  выводы, какие качества личности надо воспитывать в себе, а какие искоренять.

          2. Развивают  воображение, память и мышление ребенка. Это происходит в процессе восприятия и анализа происходящего, сравнения, установления логики последовательности событий, а также рассуждений по итогам просмотренного. Так , из серии «Лунтика» «Круговорот» дети  узнали , что такое испарение, как образуются тучи, почему идет дождь? Благодаря серии «Листопад» стало понятно, почему листья сначала желтеют, а потом опадают.

           3. Расширяют кругозор учащихся. Сегодня создано много таких мультфильмов, которые учат ребенка считать и читать, различать цвета, формы и фигуры, а еще красочно повествуют об окружающем нас мире. Так , например, из серии «Лунтика»  

« Краски» дети узнали, что перемешивая две разные  краски  можно получать совсем новые  цвета. Из серий «Комета» и «Солнечное затмение» узнали об  интересных явлениях, происходящих с небесными телами. Благодаря «Фиксикам» стали свидетелями достижений науки и техники: узнали об устройстве компьютера и будильника, о работе холодильника и сифона и т.д.

 

           4. Способствуют пополнению словарного запаса, учат говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли. Ведь у некоторых персонажей дети перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром. Здесь, конечно же, имеет место демонстрация мультфильмов – сказок ( «Гуси –лебеди», «Морозко» и др.)  

            5. Развивают креативность детей. При просмотре ярких картинок включается фантазия, нестандартное мышление и это может стать  началом творчества ребенка. Нередко после просмотра мультфильма дети ставят себя вместо героев  и думают, как бы они поступили на их месте. Иногда предлагается детям после просмотра только начала фильма самим придумать концовку с развитием событий. Дети дают волю воображению и «полету фантазии» и часто выдают очень интересные версии завершения серии.

           Таким  образом, просмотр мультфильмов занимает важное место в моей работе.

 Но, планируя свой урок, мы должны  помнить, что использование мультфильма  должно быть к месту и в меру. Обязательно должно быть соответствие тематике урока и программному материалу. Просматривание мультфильма должно органически влиться в структуру урока  и ни в коей мере не оттеснять остальные этапы его проведения . Более того, не следует злоупотреблять  демонстрацией фильмов. Ведь в конечном итоге, урок – это все же учебный процесс, главной функцией которого является образовательная.

Существуют определенные правила, которых я придерживаюсь при отборе мультфильмов.

  • Мультфильм должен нести в себе воспитательное начало.
  • Подбирать анимацию лучше без диалогов и дикторского текста. Это позволит больше развернуться фантазии обучающихся.
  • По времени мультфильм не должен превышать 5-6 минут. И даже в течение этого времени он должен быть максимально содержательным. Только так удастся удержать внимание детей.
  • Анимация должна быть высокого качества, чтобы её без проблем можно было транслировать на большом экране.

  Заключение

         Опыт моей работы показал, что, практически, к каждой теме урока можно подобрать мультфильм. Результаты проведения уроков с мультимедиа превысили мои ожидания. Такие уроки воспринимаются детьми с интересом и производят больший эмоциональный и образовательный эффект. И дело даже не в оценках. У ребят появилось стремление узнать больше  и  поделиться своими  знаниями. 

         Обучение и мультипликация могут сотрудничать друг с другом. Ведь и хороший мультфильм  развивает способность думать. Таким образом, грамотное использование средств мультипликации, непременно будет способствовать формированию умения учиться, в ходе которого успешно будут решаться задачи полноценного развития младшего школьника. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....