Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе
статья

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.В статье определены направления внеурочной деятельности и формы организации работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_fgos_v_nachalnoy_shkole.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность  по ФГОС  в  начальной школе

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Внеурочная деятельность включает в себя все виды деятельности, отличные от урочной, социально направленные на достижение новых образовательных результатов, в первую очередь, личностных и метапредметных. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.

Существует несколько моделей внеурочной деятельности. Мы работаем, используя оптимизационную модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор,  инструктор по физ. воспитанию и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям  развития личности :

    Направления  развития

 личности

                             Решаемые  задачи

 Духовно – нравственное

Приобщение к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям  семьи.

  Общеинтеллектуальное

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

         Общекультурное

Развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его возрастных и внутренних психологических наклонностей.

Спортивно – оздоровительное

Организация оздоровительной и познавательной деятельности, направленной  на  развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

        Социальное

Развитие положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

  • рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
  • организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
  • учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
  • программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет основные формы организации внеурочной деятельности. Это могут быть экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, КВН, классные часы, поисковые и научные исследования, конференции, диспуты, научные общества и т.д.

Система воспитательной работы школы (с 1-го по 4-й кл.) выстроена в соответствии со следующими направлениями:

1). Спортивно- оздоровительное:     

Внеурочная форма организации физкультурно-массовой деятельности позволяет:

1. Развивать двигательные умения и навыки учащихся.

2. Массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

4.Проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.

Приобретение учащимися знаний о нормах, условиях, способах и средствах ведения здорового образа жизни, о нормах гигиены и технике безопасности при занятии спортом, о негативных факторах риска здоровья, правилах здорового питания, двигательной активности и  оптимального режима дня – это основные задачи.

Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

  • Кружок «Уроки здоровья»

Задачи:

1.Научить сознательно относиться  к своему здоровью;

2. Сформировать основы гигиенических навыков;

3. Через практические задания в доступной форме познакомить с функциями органов;

4. Познакомить с правилами поведения в обществе, с культурой поведения на дороге.

5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

  • Работа спортивной секции по волейболу.
  • Организация Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2). Общекультурное: 

Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений:

- культуры отношений человека с человеком;

- культуры быта, поведения в семье и обществе;

- культуры образования;

- культуры труда;

- культуры творчества.

Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.

  • Кружок « Умелые ручки»;

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

        Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

  • Организация экскурсий;
  • Посещение музеев;
  •  Выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

3). Общеинтеллектуальное :

Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.

 Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания;

  • Кружок « Умники и умницы»

    Цель программы :  создание условий для формирования интеллектуальной активности личости

   Задачи программы :  

  1. Способствовать расширению кругозора.
  2. Развивать мотивацию к познанию и творчеству.
  3. Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся.
  4. Обучать  младших школьников работе с различными источниками информации.
  5. Развивать коммуникативную  компетентность через парную и групповую работу.

   Отличительные особенности программы :

      В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

     В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4). Духовно- нравственное:

По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

  • Кружок « Юный читатель»

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный читатель» разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Программа позволяет показать учащимся. как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир книг. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности, для формирования читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.

Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современном обществе. Центральной задачей для всех учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить, умение воспринимать новую информацию и критически её исследовать.

 Цель программы: формирование читательской  компетентности и читательской самостоятельности школьника.

Задачи программы:

  1. Совершенствование навыка чтения учащихся;
  2. Развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  3. Формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками- читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
  4. Развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.
  5. Развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда.
  • Уроки мужества.
  • Выставки рисунков.
  • Тематические классные часы.
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

5). Социальное:

Цель: Развитие положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.

  • Выполнение поручений  в классе
  • Проведение субботников.
  • Коллективно- творческие дела.
  • Разведение комнатных цветов и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», « Помоги птицам».
  • Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий.
  • Очные и заочные экскурсии.
  • Тематические классные часы и мероприятия.

 Проектная деятельность относится ко всем направлениям :

Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.  Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

Почему именно  проектная деятельность?

Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.

Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности. 
В-третьих, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной проектной  деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности. 

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.
  • Разработка проектов к урокам, мероприятиям, классным часам.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Школа после уроков –  должна стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа"

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы ...

Видео.Внеурочная деятельность в школе.Лекция Ирины Логвиновой

Внеурочная деятельность в школе -для  продолжения задач,которые  были задуманы на урокеЛекция Ирины Логвиновой...

внеурочная деятельность в школе

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня...

Анкета для родителей "Удовлетворенность внеурочной деятельностью в школе"

Эта анкета поможет узнать об отношении родителей к внеурочной деятельноти в школе...

Анкета для родителей "Удовлетворенность внеурочной деятельностью в школе"

Эта анкета поможет узнать об отношении родителей к внеурочной деятельноти в школе...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...