Организация самостоятельной работы учащихся на уроке
учебно-методический материал

Кудзоева Эльвира Маировна

Выступление на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:


Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности. Слайд 2

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Наше время – это время перемен и глобализации. Поэтому становится весьма важным, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые люди должны быть адаптированы к этому миру.

К сожалению, в современной российской системе образования господствующим остаётся подход к обучению, как к усвоению определённой суммы знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов, действий, типовых способов решения заданий, к усвоению знаний, умений, навыков.

 Вот почему развитие творческой способности должно стать краеугольным камнем системы образования, должно целью реализации различных образовательных программ. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых разных видов деятельности. Кроме того, чем больше мы предоставляем детям возможностей для конструктивного творчества, тем более вероятным становится их позитивное самоопределение в процессе формирования их личностных качеств.

Успешность решения проблемной ситуации зависит от способности по-разному использовать данную информацию в быстром темпе. Эта способность называется креативностью.

Креативность – это способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить “в разных направлениях”. Слайд 3

Развитие креативности способствует решению следующих задач: Слайд 4

  1. Научить детей мыслить в разных направлениях;
  2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
  3. Развить оригинальность мыслительной деятельности;
  4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
  5. Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.

        Характеристика    креативности  Слайд 5

  • Богатство мысли
  • Гибкость мысли
  • Оригинальность
  • Любознательность
  • Фантастичность
  • Умение видеть проблему 
  • Беглость

В каждом из нас “есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству”, и это особенно важно учитывать в работе с детьми.

Проводя самостоятельные работы  с учащимися на уроках, работая с различным тематическим материалом, учитель имеет возможность опираться на такие принципы построения занятий, использовать такие формы подачи материала и работы с ним, которые стимулируют развитие основных качеств креативности (беглость, гибкость, оригинальность мысли, разработанность идей).

При этом  необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений;
  2. Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами;
  3. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом;
  4. Помощь детям в выражении их идей;
  5. Уважительное отношение к идеям участников обсуждения;
  6. Создание безопасной психологической атмосферы;
  7. Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам;
  8. Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем;
  9. Возможность самостоятельного поиска решений.

В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения:

  1. Умение анализировать проблемные ситуации;
  2. Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
  3. Умение разрешать противоречия;
  4. Умение создавать творческие задания.

Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности учащихся. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. На уроках, всюду, где только возможно, будила мысль ученика, развивала активное, самостоятельно и – как высший уровень – творческое мышление.

Уроки, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к предмету, но и  желание приобретать новые знания по этому предмету, способствовать развитию личности, её мыслительной  деятельности: умению выделять главное в проблеме,  действовать в нестандартной обстановке.

Самостоятельная работа - один из путей формирования творческого мышления! Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но основное значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.

В результате у детей формируется потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, стремление найти свой подход к новой задаче.

Слайд 6-----------------------------------------------------------------------------

Большими возможностями для организации творческой самостоятельной работы обладают уроки литературного чтения.

Работа над художественным произведением в начальных классах – это область элементарного анализа. Необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения.

Наиболее яркий пример этого – пересказ.

 Если при подробном пересказе детям нужно полностью воспроизвести текст, ничего не изменяя и ничего не добавляя, работает в основном память, то при выборочном пересказе  ученикам предстоит отобрать то, что относится к заданию, поразмыслить над текстом, тем самым у детей повышается уровень их самостоятельности.

Например, в сказке «Два мороза». Один рассказывает про Красного носа, другой - про Синего носа. Затем эти образы сравниваются.   Такой   пересказ   учит  ребёнка  анализировать  текст,   находить  главное   по определённой теме.

Краткий пересказ – новая ступень сложности. Нужно выделить самое важное в произведении, проследить главную сюжетную линию и основную мысль автора.

Пересказ с творческим заданием (например, от третьего лица, от лица одного из героев. Обязательно с предварительной подготовкой.

То же самое можно сказать и о других формах работы, будь то составление плана, словесное рисование или ответы на вопросы учителя.

Большую долю самостоятельности имеют литературные работы собственного (детского) сочинения: сказки, стихи, рассказы, загадки и так далее. Такая работа  очень интересна для ребёнка.

     Творческие задания на уроках чтения в 1 классе  Слайд 6

  • Иллюстрация к прочитанному произведению;
  • Участие в коллективном сочинительстве небольших сказок, историй, стихотворений;
  • Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх;
  • Чтение текста по ролям, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев;
  • Появление интереса к словесному творчеству, желания работать с детской книгой.

  Виды творческих заданий во 2 и 3 классах Слайд 7

  • План-схема, раздели и запиши или нарисуй;
  • Участие в сочинительстве загадок, потешек,
  • небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений;
  •  «Дописывание», «досказывание», сочинительство четверостиший;
  • Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения.

     Виды творческих заданий в 4 классе Слайд 8

  • Умение составлять  модельный, картинный, эскизно-модельный план, сравнительные таблицы;
  • Умение писать небольшие сочинения, изложения по текстам литературных произведений, сочинение сказок, загадок, потешек;
  • Умение воспроизводить сценические действия в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх;
  • Сочинение собственных произведений, создание  книжек-малышек с авторскими работами, умение работать с  книгой и справочниками.

Можно предложить детям задания:

1. Дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой. Слайд 9, 10 (10 с экрана)

2. Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев. Слайд 11

для развития творческого мышления

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

3.  Подумай, что может произойти, если ... Слайд 12

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок сможет придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

4. Задание на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки. Слайд 13

5.Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи. Слайд 14

для развития творческого мышления

Задания креативного типа на уроках математики. Слайд 15

  • придумать обозначение числа, понятия;
  • дать определение изучаемому объекту, явлению;
  • сочинить задачу по схеме, математическую сказку;
  • сформулировать математическую закономерность;
  • составить  математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач;
  •  изготовить модель, математическую фигуру;
  • при работе в группах или парах по предложенным выражениям составить текст задачи и предложить их решить другим группам или парам;

Слайд 16 - из геометрических фигур

 Слайд 17         Большое внимание  уделяется задачам на отыскание закономерностей. Они развивают математическую зоркость, умение мыслить последовательно, обобщать изображенные объекты по признакам или находить отличия. Решая задачи на нахождение закономерностей, учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, обобщать.

  • 8,11,14,17, ...,... . (20, 23)
  • 28,23,18,13, ...,... .(8, 3)
  • 1, 2, 4, 7,11,16, ..., .... .(22, 29)
  • 11, 6, 17, 23, 40, 63, ... (103,166)

Выполнению мыслительных операций и их развитию, развитию основных качеств креативности способствует решение занимательных задач, задач-головоломок, задач на смекалку. Слайд 18

  • Девочки Вера, Надя и Галя собирали ягоды: одна — клубнику, другая — смородину, третья — малину. Кто что собирал, если Надя не собирала клубнику, а Галя не собирала смородину и клубнику?

  • Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный,

 № 2 – высокий деревянный, № 3 – невысокий каменный. В каком доме жила каждая из девочек, если Галя и Нина жили в высоких, а Нина и Лиза – в каменных?

При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок. Это развивает интуицию, творчество, способность отказаться от ложного пути и искать другой способ решения, который приведет к положительному результату. Кроме того, воспитывает усидчивость, внимание, развивает различные виды памяти, пространственное и образное мышление.

Слайд 19.  Например, задание: расставить знаки, чтобы получилось верное равенство:

1 2        3 = 1

12        3 4 = 1

12        3 4 5 = 1

12        3 4 5 6 = 1

12        3 4 5 6 7 = 1

12        3 4 5 6 7 8 = 1

Найди лишнее число

 15, 33, 60, 42, 25

Задания такого характера способствуют формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа действий, в определении целей, планировании своей деятельности. Анализ нескольких  вариантов решения одного задания позволяет развивать вариативное мышление учащихся.

Также развитию креативности способствует аналогия, которая помогает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении математикой. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении.

Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

  • Слайд 20.  По аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:

1) вправо – влево, вверх - …

2) сложение – сумма, деление - …

3) уменьшаемое – вычитаемое, делимое - …

4) квадрат – куб, круг - …

Кстати, такие упражнения развивают воображение учащихся, что, безусловно, играет немалую роль в мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам.

«Художники» Слайд 21.  

Дети раскрашивают рисунок на индивидуальной карточке в соответствии с ответом.

Предлагаю задачи с лишними и недостающими данными, а также не решаемые задачи. Проявление сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формированию такого качества, как гибкость мышления.

       Творческие задания для самостоятельной работы по русскому языку

       развивают  логическое мышление, связную речь, умение сравнивать,

      анализировать, делать выводы, использовать полученные знания  в

      нестандартных ситуациях.

На уроках русского языка на этапе обучения грамоте можно предложить детям следующие виды самостоятельных работ. Слайды 22, 23,24, 25

2 класс -Слайд 26, 3 класс -Слайд 27

Слайд 28

 Подберите к существительным

признаки, отражающие хорошее настроение: 

Зима (какая?)…, лицо (какое?)…, тетрадь (какая?) …, день (какой?)…, яблоко (какое?) …, ветер (какой?) …

 

А теперь попробуйте изменить настроение на вот такое: 

Подберите признаки к тем же существительным с грустным или сердитым настроением. 

Слайд 29.

Прочитайте предложения. О каком времени года они рассказывают? Можно ли точно это определить? Подберите прилагательные так, чтобы предложения рассказывали сначала о весне, а потом – об осени. Придется ли для этого изменить некоторые существительные?

По небу плывут облака. Ветер качает ветви деревьев.

Для развития орфографической зоркости  выполнить самостоятельную работу над ошибками по алгоритму. Слайд 30

Эти приёмы самостоятельной работы над ошибками активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют у них умения сознательно применять изученные правила.

Учитель должен   Слайд 31

  •  Замечать любые творческие проявления учеников;
  • Создавать условия для развития творческих способностей;

 Как сказал В.А. Сухомлинский:

«Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца».

.

 

В заключении приведу еще одно определение креативности: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” Элис Пол Торренс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

В данной статье освещены вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы учащихся на уроках,  т. к. она  служит  эффективным  средством  формиров...

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

В статье рассказывается об эффективных формах самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке окружающий мир как средство формирования регулятивных УУД

Курсовая работа с технологической картой. В уроке использовались технологии РКМЧП...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.

Развитие личности ученика немыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которой используются разные формы самостоятельной работы....

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности. Я хочу ответить на вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения.

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитании самостоятельности. Но самостоятельная работа, прив...