Актуальность изучения курса «Мир деятельности» в начальной школе
учебно-методический материал

Дудар Галина Петровна

Основная цель статьи:  познакомить с целями, структурой и особенностями содержательно-методических линий надпредметного курса.

 Основные требования ФГОС- личностно- ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

 

Стандарт выдвигает в качестве приоритета развития образования задачу формирования у учащихся не просто знаний по различным предметам, а метапредметных умений и способов самостоятельной учебной деятельности, готовности к самовоспитанию и саморазвитию. В стандарте определён портрет выпускника начальной школы.

 

Начиная работать с курсом "Мир деятельности" , нас прежде всего интересовало - как курс помогает в реализации стандартов, в формировании УУД ,  чем поможет учителю, что даёт ученикам и родителям, как работать с новым курсом.

 

 

В условиях введения нового стандарта образования было много вопросов по формированию УУД. Курс "Мир деятельности  отвечает на многие из них.  

Практическая значимость и необходимость курса "Мир деятельности" становится очевидна  каждому, кто ознакомится с программой и методическим обеспечением курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_deyatelnosti_vystuplenie_-_kopiya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Дудар Галина Петровна МАОУ «Гимназия 4» Великий Новгород

Актуальность изучения курса «Мир деятельности» в начальной школе»

Основная цель занятия: Познакомить с целями, структурой и особенностями содержательно-методических линий надпредметного курса.

 Основные требования ФГОС- личностно- ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Стандарт выдвигает в качестве приоритета развития образования задачу формирования у учащихся не просто знаний по различным предметам, а метапредметных умений и способов самостоятельной учебной деятельности, готовности к самовоспитанию и саморазвитию. В стандарте определён портрет выпускника начальной школы.

Начиная работать с курсом "Мир деятельности" , нас прежде всего интересовало - как курс помогает в реализации стандартов, в формировании УУД ,  чем поможет учителю, что даёт ученикам и родителям, как работать с новым курсом.

В условиях введения нового стандарта образования было много вопросов по формированию УУД. Курс "Мир деятельности  отвечает на многие из них.  

Практическая значимость и необходимость курса "Мир деятельности" становится очевидна  каждому, кто ознакомится с программой и методическим обеспечением курса.

Академик Асмолов в программе развития УУД предлагает 2 подхода к формулированию понятия УУД: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию и второй подход –  УУД как совокупность действий учащегося, которые  обеспечивают способность к самостоятельному освоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Концептуальная идея механизма формирования УУД заключена в том, что любое УУД формируется тем же способом, что и любое умение.

Вы видите 4 шага:

1 шаг – это представление о действии и первичный опыт его выполнения;

2 шаг – мотивация и приобретение знаний;

3 шаг – тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция;

4 шаг – контроль.

Именно эти 4 шага проходят в формировании любого умения, а значит и универсального учебного действия.

Этот же путь школьники должны пройти и при формировании учебных умений. Например, чтобы научить ребёнка ставить перед собой цель, надо :

1 . вначале сформировать у него опыт целеполагания;

2. затем он должен узнать , что такое цель, почему важно самому уметь её ставить;

3.затем научиться  сознательно применять алгоритм целеполагания;

4. и в завершении проконтролировать его.

Однако ,на практике второй и третий этапы пропускаются. У детей в современной школе нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий.

Условия, которые обеспечивают формирование УУД – это система дидактических  принципов системы школы 2000.

Среди основных ведущим является принцип  деятельности. А какая же технология реализует формирование УУД?

Технология деятельностного метода разработана в дидактической системе Людмилы Георгиевны Петерсон и представлена в виде 9 этапов урока.            

 В основе этой технологии лежит аксиома рефлексивной самоорганизации. Организация урока в данной технологии позволяет ученику пройти все этапы учебной деятельности и получить первичный опыт о деятельности, которой он занимается.

Таким образом, реализуя технологию деятельностного метода на уроках  по разным учебным предметам, мы создаём условия для системного прохождения учащимися только первого шага в формировании УУД (+)

А где же мы даём ребёнку знания о надпредметных действиях, которые он выполняет?  Необходимо новое место для формирования надпредметных УУД.

В разработанном новом курсе "Мир деятельности" авторы определили, где должно быть это место.

 Эти знания приобретаются в курсе" Мир деятельности."

Цель этого надпредметного курса: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личных качеств.

Давайте познакомимся с содержательно – методическими линиями данного курса.

Надпредметный курс «Мир деятельности» начали создавать до разработки ФГОС. Но если посмотреть на новые федеральные стандарты и содержательные линии курса, то мы видим, что УУД, выделенные ФГОС совпадают по коммуникативной и познавательной линиям. Знания о регулятивных универсальных действиях даются в организационно – рефлексивной линии, а личностные универсальные учебные действия – в ценностной линии.

Познакомимся с целями каждой линии.

1.Организационно-рефлексивная. Ее цель: знакомство с шагами учебной деятельности, формирование в достаточной полноте УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом. У детей каждым новым шагом учебной деятельности формируется представление «Что значит уметь учиться?», «Какие шаги нужно для этого пройти?».

Коммуникативная. Ее цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия и т.д.

Познавательная. Ее цель: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д. 4.

Ценностная. Ее цель: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни  и т.

Основной, системообразующей линией курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого результата.

 

Познакомимся с программой курса "Мир деятельности".

  Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации.

Таким образом, у детей формируется представление об универсальном действии в целом. Но чтобы это было доступно ребенку  - в работу обязательно включены наглядные пособия.

Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Сквозной герой содержания этого курса – Смайлик. Смайлик – это образ ученика. Он делает первые шаги и  помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности.

Первый этап урока - мотивация к учебной деятельности. Что выбирает смайлик: игру или учебу? Смайлик выбирает учебу.

Следующий шаг урока – актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Повторение тех знаний, которые нам пригодятся для открытия нового. Смайлик не все шарики собирает, а только необходимые, ключи к новым знаниям. Ключи собрали, обобщаем, что мы собрали. Пробуем выполнить пробное действие. Прыгал, прыгал смайлик, не достал шарик. Остановлюсь и подумаю.

Третий шаг – выявление места и причины затруднения. Что я делал? Что не получилось? Определение причины затруднения. Какого знания мне не хватает. А как только я определил

причину,                                                                                                                  

поставлю цель – узнать новый способ или новое. Я строю план. Это следующий шаг. (Какие нужно сделать шаги?)

                                                                                                               Пятый шаг -  реализация построенного проекта. Работаю по плану, который построил. Смайлик по знакомым знаниям (шарикам) взбирается к новому.

Шестой шаг. Новые знания построили, зафиксируем его в эталоне. Это может быть в виде знаков, алгоритма. Проговариваем новые знания во внешней речи.

Седьмой шаг – посмотрю, как я усвоил новое знание (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Оцениваю себя. Как я справился? После самостоятельной работы следующий этап.

Восьмой этап - включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

Последний шаг - рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Таким образом  все шаги учебной деятельности представлены наглядно, что помогает   детям их запомнить. Этими обозначениями дети пользуются и на предметных уроках.

Особенностью курса является то, что есть в методическом пособии заметки на полях, в которых даются общие рекомендации к уроку, выделяются основные структурные элементы урока, общие методические подходы к его проведению. Цель  заметок- помочь учителю увидеть логику открытия детьми нового знания и способы его фиксации.

Каждый сценарий урока заканчивается рубрикой "После урока", которая показывает направления дальнейшей работы по формированию умения применять полученные знания.

 Давайте рассмотрим несколько эталонов в организационно рефлексивной линии. Эталон – это фиксация нового знания, которое учащиеся открывают на занятии по курсу «Мир деятельности», и служит опорой для осознанного учения.

Эталон выдается каждому ребенку в середине или в конце урока открытия нового знания по курсу «Мир деятельности». После урока ученик вставляет новую карточку в специальный альбом, который включен в данный комплект, и пользуется ею в течение всех последующих предметных и надпредметных уроков как критерием для обоснования своих суждений при выполнении задач на повторение и закрепление изучаемого материала, а также при самооценке своих работ и своей учебной деятельности.

Что такое домашнее задание? Повторить и научиться. Как выполнять д/з? Прописаны шаги по выполнению д/з. Это алгоритм действий не только для ученика, но и для родителей. Все это нужно для того, чтобы в дальнейшем дети самостоятельно выполняли д/з.

Правила работы в группе . Дети сами определяют правила. Они могут висеть в уголке. Срок определяет учитель. Перед каждым занятием повторяем. В группе есть ответственный.  Правила работы в группе  изучаются в первом классе, а в  четвёртом в теме "Сотрудничество" мы эти правила уточняем и говорим об эффективном распределении обязанностей при групповой работе.

Знания также фиксируются в эталоне. Общие знания о личностных качествах ученика  фиксируются в эталоне солнышко (познакомились с понятием – заполнили лучик).

Помимо личностных качеств, знакомим с ценностями нашей жизни.  Формируем личностные качества ,ценности, которые прописаны в  портрете  выпускника начальной школы.

Таким образом, курс «Мир деятельности» обеспечивает каждому ребенку возможность не просто получать знания о некоторых надпредметных умениях, но и учит применять эти знания, сформировать УУД. Помним цель курса – эта теоретическая база, которая дается в системе.

Знания о способах выполнения УУД, полученные учащимися на уроках по курсу "Мир деятельности", они уже сознательно применяют , отрабатывают и корректируют на уроках по разным учебным предметам, проводимым по технологии деятельностного метода. Этим обеспечивается системное прохождение учащимися третьего этапа формирования УУД.

Надпредметный курс «Мир деятельности» тесно связан с технологией деятельностного обучения, в котором строятся предметные уроки. Одно связано с другим.

Завершающий  четвёртый этап - контроль системы  метапредметных знаний  реализуется в рамках курса Мир деятельности.

Как контролировать уровень сформированности УУД? оцениваются только достижения, исключаются отрицательные оценки. Основными критериями оценки являются затраты усилий, вложенных учащимися в свой учебный труд и положительная динамика его результатов относительно себя.

Карта " Копилка моих достижений.

1 этап – самодиагностика. На уроках, когда дети открывают новые знания, фиксируют в эталоне и используют лесенку достижений. Индивидуальная карта «Копилка моих достижений» заполняется детьми после прохождения каждой темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели (5-ти дней) на любом предметном уроке, проводимом в ТДМ, по выбору учителя.

На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указана тема урока, после которого проводится данная самодиагностика, и две шкалы: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Самодиагностика проводится в соответствии с критериями, предложенными учителем.

Индивидуальная карта «Копилка моих достижений» может ежедневно выборочно просматриваться учителем, но собирается один раз в неделю для получения общей картины по ученику. Результат самодиагностики можно фиксировать в таблице, обозначая соответствующие уровни, например, цветом.

2 и 3 этапы – это контроль знаний, который проверяется в виде тестирования в учебном пособии и контроль умений, в виде наблюдений. Психологическая диагностика проводится психологом.

Основной целью использования «Лесенки успеха» является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке.

        Пособие «Лесенка успеха» состоит из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Таким образом, в курсе «Мир деятельности» уже с 1 класса начинается важная работа над формированием у учащихся понимания того, что «знать» – не значит «уметь». Учащиеся отдельно оценивают свои знания по какому-либо вопросу и умение это знание правильно применять.

Раздел «ЗНАЮ» заполняется в конце урока по каждой теме курса «Мир деятельности» на этапе рефлексии деятельности на уроке.

Работа с «Лесенкой успеха», так же, как и с «Копилкой моих достижений», не носит контролирующего характера. Важно выработать у учащихся спокойное и адекватное отношение к своим реальным результатам, чтобы каждый ребенок понял, что выявление своих затруднений при самооценке поможет ему в дальнейшем получить хороший результат.

        МиД  – это урочная и внеурочная деятельность (со слайда).

А сейчас мы переходим к следующему вопросу:1) это методическое обеспечение к курсу «Мир деятельности» – «Что такое «МиД для учителя, и что такое МиД для ученика?» 2) А так же мы рассмотрим организацию работы с методическим обеспечением курса «Мир деятельности» – «Как работать с новым курсом?»

И так методическое обеспечение курса – это

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Программа курса

Сценарии уроков

Презентации к урокам

Демонстрационный  и  раздаточный материал

ДЛЯ УЧЕНИКА:

Учебная тетрадь

Разрезной материал + Наклейки

Эталоны + «Копилка моих достижений»

Демонстрационным материалом учитель может пользоваться на уроках, если нет возможности показать презентацию   (в него входят эталоны работы - опорные сигналы). Так же есть диск, на котором записана презентации к урокам и печатный материал, который необходимо распечатать  учителю для урока, помимо этого есть подробные методические рекомендации для учителя к каждому уроку.

А для ученика  яркое красочное учебное пособие с подробными заданиями, иллюстрациями; наклейки; разрезной материал (что можно раздать каждому ребёнку)

И конечно главное условие, о котором мы говорили – это эталоны. Есть папка с файликами, куда эти эталоны помещаются, по мере знакомства с ними и на обратной стороне карточка с достижениями. А в учебном пособии лесенка успеха (начинается и заканчивается каждый урок с этой лесенки)

Таким образом, программа  надпредметного курса «Мир деятельности»  позволяет:

  • проводить занятия  1 раз в неделю
  • надпредметные знания системно применяются       на предметных уроках
  • возможно проведение открытых занятий   ДЛЯ родителей и ВМЕСТЕ с родителями
  • все занятия проводятся в деятельностном методе обучения Л.Г. Петерсон

Особенностью курса является то, что есть заметки на полях, в которых даются общие рекомендации к уроку, выделяются основные структурные элементы урока

Курс отвечает современным требованиям, направлен на личностное развитие и формирование УУД.

Мир деятельности- готовый продукт. имеет развёрнутое учебно- методическое сопровождение.

Обеспечивает минимум потерь при недостатке опыта учителя. Чётко определены планируемые результаты каждого урока и предложен инструмент для оценки достижений. Определены виды деятельности в связи с планируемыми результатами. Прописана работа с электронными ресурсами. Разработана диагностика и оценка метапредметных  умений. Курс  даёт возможность  каждому учителю  творчески и с учётом  возможностей класса корректировать сценарий урока. отбирая необходимый минимум.  Курс  много внимания уделяет формированию личностных качеств  ученика, воспитывает  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс внеурочной деятельности в начальной школе "Риторика"

В материале содержатся основные задачи курса внеурочной деятельности в начальной школе "Риторика"  и планируемые результаты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:²    быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать с...

Программа курса внеурочной деятельности для начальной школы"Маленький Мастер"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству будет интересна учителям начальных классов и учителям технологии....

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них – разработка рабочих программ курсов вн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Школа безопасности»

Курс «Школа безопасности» позволит детям научиться распознавать и оценивать опасности среды обитания человека, определить способы защиты от них, приобрести навыки в ликвидации последствий ...

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»

Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинк...