Главные вкладки

    Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
    материал

    Гадзева Жанна Викентьевна

    Выступление на заседании

    городского методического совета классных руководителей

    «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»

    по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

    детей-мигрантов»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 0001ba5a-6dcb7281.docx34.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на заседании

    городского методического совета классных руководителей

    «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»

    по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

    детей-мигрантов»

    «Здравствуйте! Давайте знакомиться!», - вот так я начинаю общение с вновь прибывшим ребенком и его родителями. Согласитесь, очень важны первые минуты встречи с учителем, а в его лице и школой, в  которой дети-мигранты обучаются.

       Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, то проблема адаптации и социализации детей-мигрантов достаточно актуальна. Развитие процессов миграции в современном российском обществе обострили проблемы  адаптации детей – мигрантов в инокультурной среде. Школа — это один из основных институтов общества, через который осуществляется адаптация и социализация детей-мигрантов.

    Слайд 1.  Адаптация процесс приспособления человека как биологического существа к жизни в обществе.

    Адаптируясь, дети-мигранты усваивают социальные нормы и культурные ценности классного коллектива, к которому они принадлежат, включаются в социальную практику.

     Слайд 2.  Социализация – процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе.

    Основной функцией социализации является всестороннее, протяженное во времени вхождение обучающихся в ученический коллектив. Социализация дает возможность детям-мигрантам понимать себя и интерпретировать поведение других, взаимодействовать с окружающими. 

    Таким образом, задача классного руководителя, на мой взгляд, состоит в том, чтобы:

    - ребенок усвоил социальные нормы и культурные ценности классного коллектива;

    - нашел свое место в классном коллективе;

    -научился взаимодействовать с ребятами не только в классе, но и в школе.

    Слайд 3. Существуют три группы адаптационных проблем:

    -    социокультурная адаптация;

    -    социально-психологическая адаптация;

    -    педагогическая адаптация.

    Для детей-мигрантов важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения в новой языковой и культурной среде. 

             Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам. Надо сказать, что многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Как только ребенок-мигрант поступает в школу, в индивидуальной беседе стараюсь узнать его интересы и склонности, с помощью педагога-психолога выявить уровень самооценки, чтобы помочь ему определиться с выбором секций и кружков, рекомендовать посещение библиотеки. Обеспечиваю максимальное общение такого ребенка со всеми членами классного коллектива.

    Слайды 4, 5,6,7

    Этому способствует проведение игр на знакомство «Снежный ком», «Пять вещей», «Три слова о себе», различных праздников, посещение школьной библиотеки.

    С целью создания непринужденной, доброжелательной атмосферы в  классном коллективе, повышения доверия и сплоченности, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, обучения межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях способствуют следующие формы работы:

    Слайды 8, 9, 10 

    -анкетирование («Вот я какой!»),

    - игра «Ласковое имя»,

    - тест-игра «С тобой приятно общаться»,

    пражнения «Расшифруй слово», «Дорисуй портрет», «Клубочек», «Чем мы похожи»,

    -различные беседы.   

     Работа с детьми-мигрантами включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению детей, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе. Результатом межкультурного обучения будет являться развитие культурной восприимчивости учащихся, их способности правильно интерпретировать поведение инокультурного партнера, толерантного отношения к нему: дети смогут преодолевать негативный опыт восприятия новой образовательной среды.

    Чем раньше классный руководитель займется обучением взаимодействию, тем проще будет детям-мигрантам адаптироваться к обществу, это позволит избежать закрепления негативных стереотипов. Групповая творческая деятельность детей на уроках и во внеурочное время – наиболее целесообразный метод организации данной работы.     Детей нужно убедить,  что справится с работой одному очень тяжело, а с товарищем это значительно легче и интереснее.

    Следующий этап обучения – это формирование привычки учитывать точку зрения другого человека, которая может отличаться от твоей собственной, то есть согласовывать свои личные интересы с интересами других. После этого дети готовы к дальнейшему обучению: умению находить решения, удовлетворяющие все задействованные стороны, развитию потребности к изучению социума, развитию эмоциональной сферы, самопознанию и саморазвитию.

    Вовлечение ребенка в учебную и внеурочную деятельность помогают ему выразить себя, проявить свои способности, вызвать одобрение учителя и уважение сверстников. Достигнутые успехи, в разного рода занятиях, могут принести ребенку популярность, повысить его самооценку и снизить риск формирования комплекса неполноценности. Все эти приемы проверены опытом и успешно работают в ученическом коллективе.

    Классному руководителю необходимо:

    1. Создать положительное отношение к сотрудничеству.
    2. Формировать привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других.
    3. Обучать детей правилам эффективной организации совместной работы.
    4. Развивать эмоциональную сферу.

    Слайд 11. В связи с вышесказанным актуальным является разработка следующих систем занятий с обучающимися:

    1) по межличностному общению ребят в классе – формирование сплоченности коллектива;

    2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);

    3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов).

    Для решения вышеуказанных задач  организую следующие мероприятия:

    1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов.

    2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).

    3. Выявление интересов и склонностей ребёнка, вовлечение во внеурочную деятельность, в секции, контроль их посещения.

    4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.

    5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении, общении.

    6. Проведение недели толерантности.

    7. Привлечение детей-мигрантов к участию в классных и школьных мероприятиях. 

    8. Организация и проведение, в тесном контакте с педагогом-психологом,  занятий-тренингов, направленных на сплочение коллектива и коррекцию межличностных отношений (по необходимости).

    9. Организации занятости  в период каникул.

    Детям-мигрантам зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей-мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка. Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль, что создает дополнительные трудности для общения и взаимопонимания.

    С целью погружения в языковую среду рекомендую родителям:

    - дома общаться с ребенком преимущественно на русском языке;

    - способствую занятиям с логопедом, педагогом-психологом;

    -рекомендую организовать дополнительные занятия с учителями (репетиторство);

    - предлагаю посещать дополнительные платные услуги, направленные на изучение русского языка.

    С ребятами в классе беседую о необходимости постоянной дружеской поддержки нового товарища. Такая поддержка сверстников – языковая и моральная – очень помогает ребенку адаптироваться в новой среде.

    Важно отметить, что в начальных классах освоению русского языка как иностранного уделяется большое внимание, поэтому уже в средней школе дети в достаточной мере владеют русским языком.

    Но часто семья в разрешении подобных проблем практически не может помочь ребенку, т.к. родители-мигранты сами не знают русского языка, не знакомы с нормами, правилами и традициями России.

    Слайд 12. Тем не менее, у меня крепкие связи с родителями. Они  помогают  проводить различные мероприятия, оказывают посильную помощь в подготовке школы и класса к учебному году.

    Родители принимают активное участие в воспитании и социализации обучающихся, оказывая помощь в организации воспитательной работы по следующим направлениям: Слайд 13. 

     1. Гражданско – патриотическое воспитание

    Классные часы: «Честь и совесть», «Я человек, но какой?», «Мир без террора», «Интернет помощник, друг и враг», «Веков связующая нить», «Я славлю руки матери», «День Народного Единства», «Великие полководцы и знаменитые солдаты», «Мы - патриоты России», «День космонавтики», «Помнить, чтобы жить» .

    Экскурсии в школьный музей «Память» 

    2. Нравственное и духовное воспитание

    Беседы «Что такое хорошо и что такое плохо?»,  «Внешний вид школьника»;

     Акция «Забота» ко Дню пожилого человека;

    Проект «Мамочки моей родное сердце»;

    Акция «Покормите птиц зимой»;

    Классные часы «Семейные радости», «Вежливые и волшебные слова»;

    Презентация творческих проектов «Моя родословная», «Семейные традиции»;

    Игра-путешествие «В стране вежливости».

    3.Здоровьесберегающее воспитание

    Классные часы «Здоровый образ жизни - здоровье нации»,  « Соблюдай ПДД»  (Разбор маршрута  «Дом – школа – дом»);

    Месячник Охраны здоровья « День здоровья»;

    Беседы «Что такое грипп?» (Профилактика простудных заболеваний), «Первая помощь при обморожениях», « Наш класс на перемене»

    ( Как избежать травм в школе?);

    Классный час «Веселое путешествие в Страну Природы и Здоровья»;

    Разучивание физкультминуток, подвижных игр.

    4.Воспитание семейных ценностей

    Беседы «Поведение в семье» (О том, как избежать ссор с родителями), «Я один дома» (Меры личной безопасности);

    Изготовление кормушек совместно с родителями;

    Родительские собрания.

    5.Экологическое воспитание 

    Классные часы «День Земли», «Экология и культура», «Пропаганда здорового образа жизни», «Помоги птицам зимой»;

    Беседы « Экологическая культура», «Экологическая этика»;

    Спортивный праздник «Весёлые старты»;

    Проведение экологической акции «Сбор макулатуры».

    6. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству 

    Классные часы «О труде и трудолюбие», «Я творческая личность»

    Беседы «Труд и жизнь», «Труд нашей семьи»,  «Мир профессий»

    7.  Культуротворческое и эстетическое воспитание

    Классные часы: «Духовный мир человека», «Жемчужина Самотлора»;

    Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас».

     8. Интеллектуальное воспитание

    Классные часы «Как я готовлюсь к урокам?», «Мир моих интересов»;

    Беседа «Формулы вежливости».

    9. Формирование коммуникативной культуры

    Диспут «Я и мои друзья» (Умение общаться, дружить);

    Индивидуальные встречи и беседы с родителями;

    Беседа «Мои родные старики»;

    Классный час «День рождения ХМАО. Знакомство с творчеством поэтов и писателей Югры».

    10. Правовое воспитание и культура безопасности

    Беседа «Я один дома» (Меры личной безопасности);

    Индивидуальная беседа с вновь прибывшими учащимися об Уставе школы,

    « Школьник и закон»;

    Беседа «Информация, несущая вред», беседа о самоуправление в классе (работа над правилами поведения в школе и т. д.).

    К психолого-педагогическим проблемам адаптации к новой образовательной среде следует также отнести сложности отношений детей-мигрантов с учителями.

    Вместе с тем, в Профессиональном стандарте педагога четко прописано, что современный педагог должен уметь работать с разными категориями детей: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями, дети, имеющие проблемы в развитии, девиантные, зависимые, социально запущенные, социально уязвимые дети, а также дети-мигранты, для которых русский язык  не является родным. Таким образом, классный руководитель должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. 

    Очень важна роль классного руководителя как координатора в установлении взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, логопеда. Педагога-психолога, медицинского работника.

    На основании приказа департамента образования от 05.02.2014 №45 и  плана работы школы,  с целью решения проблем обучения детей – мигрантов, в  МБОУ «СОШ № 1»  в 2015 – 2016  учебном году продолжена  работа по реализации Программы «Адаптация и социализация детей-мигрантов».

    Слайды 14, 15, 16

    В рамках программы традиционно проходит школьный фестиваль «В дружбе народов единство России», который способствует толерантному восприятию и взаимодействию представителей различных национальностей.

    Подводя итог, хочу сказать,    что успешная адаптация способствует быстрому включению школьников в учебный процесс. Поэтом, успешное управление классным руководителем учебно-воспитательным процессом является неотъемлемой частью решения задачи адаптации. Эффективная адаптация повышает качество и уровень обучения детей-мигрантов, обеспечивает высокую мотивированность овладения знаниями, умениями и навыками.  

      Кто, как не классный руководитель способен первым увидеть тревожные проявления неблагополучия положения ребенка,  порадоваться его успеху, ободрить в случае неудачи, выслушать его, в случае необходимости придти на помощь?

    Может в этом и заключена роль  Классного руководителя?

    Слайд 17. Спасибо за внимание!

    ЛИТЕРАТУРА

    1.  Александрова Д. А. и др. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с Российской школой // Вопросы образования. журн. 2012, № 1. С. 176-187.
    2.  Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.
    3.  Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
    4. Дьякин Е. Н. и др. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения // Коррекционная педагогика Журн. 2012. С. 35-38.
    5. Ильяева И. А., Кожемякин Е. А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. – Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001.
    6.  Корнеева Е. Н. Нестандартные дети. Ярославль, 2007.
    7.  Корнеева Е. Н. Образовательное взаимодействие и его интегративная регуляция. // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ярославль, 2005.
    8.  Шапошникова Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве // Начальная школа. Журн. 2012 №5. С. 87-92.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

    Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

    Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

    Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

    Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

    Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

    Статья на тему «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»

    Статья на тему «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»...

    Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей-мигрантов

    Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей-мигрантов...

    Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

    Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...