Протокол №4 МОучителей начальных классов. Доклад " Повышение мотивации учащихся через развитие тврческих спасобностей в урочной и внеурочной работе".
методическая разработка (2 класс)

Семёнова Людмила Иосифовна

Предварительный просмотр:

                                          ПРОТОКОЛ № 4

 МО учителей начальных классов МОУ Трубинской СОШ

                                                        от 04.02.2020 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ:   завуч по учебно-воспитательной работе

Кудрицкая Е.А., руководитель ШМО начальных классов Семёнова Л.И.,

учителя начальных классов: Шпитонова Н.А.., Никишина С.А.

                                            Повестка дня:

  1. «Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности».

                                                                                       Семёнова Л.И.

  1. Открытый урок по русскому языку по теме «Однокоренные слова. Корень».                                                                         Семёнова Л.И.
  2. Проведение олимпиад по русскому, математике и окружающему миру в 1-3 классах в школе. Составление олимпиадных заданий учителями начальных классов.

                                                                                        Семёнова Л.И.

1.По - первому вопросу выступила Семёнова Л.И. с докладом на тему: «Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности».

         В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

  Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

     Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

   Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В  таких  случаях  использую приём “Привлекательная цель”.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.  

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

 Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.

   Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.    

Все перечисленные приёмы активно используются учителями начальных классов. Всё чаще в последнее время в образовательных учреждениях используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения  

 Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей.( Доклад прилагается)

 Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

       Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

 Формы организации занятий данного направления разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы и др.

Работа над проектом  даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения,  самореализации и самоанализа своей деятельности и  развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные, исследовательские, коммуникативные  и социальные.

Формы организации занятий данного кружка разнообразны. Это беседы, продуктивные(инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

  Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

2.Обсуждение открытого урока.

Кудрицкая Е.Ф. посетила урок по  русскому языку по теме: «Однокоренные слова. Корень » во 2 классе учитель Семёнова Л.И...

Урок построен методически грамотно. Тема урока не просто объявлена, учитель подвела детей к необходимости находить информацию из текста ,  преобразовывать её, развивать умения определять признаки классификации.  Тип урока - урок изучение нового материала. В результате пропедевтики на предыдущих уроках обучающиеся уже имели представление об орфограмме,  изучаемой на уроке. Учитель мотивировал детей интересным заданием , использовал для этого ИКТ. Вместе с детьми определила цели урока и поставила задачи. Содержание урока было удачно подобранно в соответствии с целью урока. Методы изложения знаний, стимулирования деятельности детей оптимальны для данного урока. Время на уроке распределено рационально. Объём домашнего задания определён правильно. Психологическая атмосфера удовлетворительная. Поставленные задачи на уроке реализованы.

 Шпитонова Н.А. посетила урок русского языка во 2классе на тему: «Однокоренные слова. Корень. »   учитель Семёнова Л.И..

На уроке учителем выполнены основные дидактические задачи, обеспечение сознания и усвоения понятий: Образовательные: овладение приёмами отбора и систематизации материала, умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию в кластер;

Развивающие: развитие умений выделять признаки классификации однокоренных слов, группировать слова по этим признакам, находить разницу между ними;

Коммуникативные: умение работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, принимать мнение других  «». Усвоение, понимание , запоминание  детьми  правила  воспроизводилось правильно. На уроке использовались методы :работа в парах, технология критического мышления, самооценка, технология деятельностного метода.      На протяжении всего урока этапы урока были направлены на формирование УУД в условиях решения учебных задач ( познавательная деятельность -  для обобщения и контроля ЗУН.) На уроке Семёнова Л.И.. использовала ИКТ технологии, педагогика сотрудничества,  проблемную технологию.  С самого начала урока учитель поставил проблему и учащиеся весь урок решали её и самостоятельно делали выводы ( признаки родственных слов, умения выбирать из предложенных слов родственные слова, использовать различные методы –наблюдение и сравнение; осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать в парах слушать собеседника и вести диалог).Урок проведен на высоком методическом уровне. Дети научились находить в родственных словах общую часть (корень слова); на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение.

Рекомендации: - С целью активизации процесса обучения использовать новые технологии на уроках и внеклассной работе; продолжить взаимное посещение уроков в начальных классах и в среднем звене с целью обмена опытом , выработки единых требований к школьникам.

3.По третьему вопросу выступила Семёнова Л.И. Учителям начальных классов  продолжить работу с одарёнными детьми  по подготовке к олимпиадам, конкурсам, по вовлечению их в проектную деятельность и её сопровождению не только школьного уровня , но районного и всероссийского. Для этого разработать олимпиадные задания для 1-4 классов и провести школьные олимпиады по русскому языку, математики и окружающему миру. Ответственные за подготовку материала учителя начальных классов: Семёнова Л.И., Никишина С.А., Шпитонова Н.А., Лапицкая Т.М. Весь материал предоставить завучу по УВР Кудрицкой Е.А.

Председатель ШМО начальных классов:                                                    /Семёнова Л.И./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на мо на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

доклад на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности .

В  статье  дается  краткий  анализ  причин  снижения  интереса  учащихся  к  учебе,  обосновывается  необходимость  поиска  новых...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей во внеурочной деятельности

      Внеурочная деятельность для обучающихся – это способ, где можно обучиться тому, чему не может научить общепринятый урок, это тенденция в реальном мире, проба и поиск ...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители обучающихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалени...