Доклад "Основные направления для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в школе"
статья

Манушарова Ольга Владимировна

Рекомендации, цели и задачи при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_2020.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Выступление на МО учителей начальных классов ГБОУ РФМЛИ

Тема: «Основные направления для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в школе»

Учитель – Манушарова О.В.

Владикавказ 2020г.

Тема: «Основные направления для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в школе»

Заочное обучение, как обучение на расстоянии, применяется в мировой образовательной практике с середины 19 в.

- в 1836г. Был основан Лондонский университет, в котором было разрешено сдавать экзамены экстерном всем студентам, обучавшимся и в других учебных заведениях;

- в 1840г. Исаак Питман (Великобритания) стал обучать студентов стенографии по почте;

- в США в 1873г.Анна Элиот Тикнор создала систему обучения для женщин под названием «Общество Тикнор», взяв за основу британскую программу «Общество поддержки домашнего обучения»;

- в 1892г. Вильям Рейни Харпер учредил первое университетское отделение заочного обучения в Университете Чикаго;

- в 1906г. Обучение по почте было введено в Университете штата Висконсии;

- в 1838г. В Канаде прошёл первый съезд Международного совета по образованию по почте;

- в 1969г. Был создан Открытый университет Великобритании, являющийся сегодня крупнейшим учебным заведением дистанционного обучения;

- в 1979г. В Китае создана Национальная сеть радио- и телевизионных университетов с использованием спутникового вещания ДО в России;

- в 80-х 20в. На Западе и в США началось бурное развитие дистанционного обучения в том виде, как это понимается сегодня;

- в 1994г.была принята Концепция создания и развития единой системы

 

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в РФ» (Ред.30.08.2018 Статья 16) и Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» в лицее ГБОУ РФМЛИ осуществляется реализация образовательных программ с применением элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное обучение решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:

- усиление активной роли лицеистов в собственном образовании, использование доступных образовательных ресурсов

- повышение мотивации к обучению

 - применение интерактивных форм занятий

- усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения

- возможность получения экспертного заключения результатов своей учебной деятельности без широкой огласки.

Модель организации обучения школьников с использованием дистанционных технологий рассчитана:

- на лицеистов, желающих приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов;

- на учащихся, испытывающих затруднения при обучении;

- на тех, кто не имеет возможности получить образовательные услуги на уроке (отсутствующие в школе по причине болезни);

- для работы при форс-мажорных обстоятельствах (отмена занятий в школе по причине погодных условий, карантина и т.д.)

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий являются:

- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции, on-line - тесты);

- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;

-принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;

- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

           Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. ДО носит более индивидуальный характер обучения. Учащийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным заданиям, пропускать какие-то. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

При дистанционном обучении используется широкий диапазон инструментов - интерактивных компьютерных технологий: электронная почта, телефон.. Сейчас в своей работе в качестве инструментов дистанционного обучения для учащихся учителя используют электронную почту, Skype.

В обучении с применением ДОТ в лицее разрабатываются следующие организационные формы учебной деятельности:
- лекция,
- консультация,
- семинар,
- практическое занятие,
- лабораторная работа,
- контрольная работа,
- самостоятельная работа.

Самостоятельная работа учащихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видео-лекций;
- прослушивание аудиокассет;
- компьютерное тестирование;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов.

Учащиеся имеет возможность получать консультации преподавателя по соответствующей дисциплине через электронный Дневник, электронную почту, программу Skype, ЯКласс, Учи.ру, Фоксфорд, Zoom.ru, используя для этого все возможные каналы выхода в Интернет.

Преимущества модели обучения с применением технологий дистанционного обучения:

- нет пространственных и временных ограничений;

- это домашнее обучение, оно обеспечивает здоровьесберегающую обстановку при обучении в удобное время и посильном режиме;

- это дополнительное образование: углубляет и расширяет знания при подготовке к участию в олимпиадах;

-это опережающее обучение;

- это демократичное образование: нет жёсткого регламента, поддерживается мотивация учащихся к самообразованию

    Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

    Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач:

Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;

Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;

Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;

Созданию единой образовательной среды Школы;

Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;

Повышению эффективности организации учебного процесса

Использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

Официальные ресурсы образовательного содержания

- Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/

- Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

- Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

- Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/

- Сайт федеральных образовательных стандартов http://standart.edu.ru/

- Образовательные ресурсы сети Интернет http://www.catalog.iot.ru

Методическая поддержка учителю:

Полезные ссылки:

· Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/

· Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/

· Сеть творческих учителей - сайт для педагогов http://www.it-n.ru/

· Федерация Интернет-образования http://www.fio.ru/

Ресурсы дистанционных форм обучения:

· Центр дистанционного обучения http://www.eidos.ru

· Виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" http://www.vschool.km/ru

· Обучающие сетевые олимпиады http://www.teachpro.ru 

Первая помощь:

· Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

· Всероссийские олимпиады школьников http://www.rosolymp.ru/

· "Учительская газета" http://www.ug.ru

· "Первое сентября" http://www.1september.ru

· "Курьер образования" http://www.courier.com.ru