Программы ВД "Азбука безопасности"
рабочая программа (1 класс)

Валеева Зенфира Юнусовна

                       Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_azbuka_bezopasnosti_1_klass.docx55.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12»

РАССМОТРЕНО:

методическим советом

МБОУ «СШ № 12»

протокол от 28.08.2020 № 1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ № 12»

____________   О.А. Лещинская

приказ от 31.08.2020 № 790/01-13

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

МБОУ «СШ № 12»

протокол от 31.08.2020 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Азбука безопасности»

для обучающихся 1Б класса

на 2020-2021 учебный год

  Автор-составитель:

Валеева Зенфира Юнусовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск,

2020 год

Пояснительная записка

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования  общей культуры.

Занятия по внеурочной деятельности «Азбука  безопасности» посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Программа кружка «Азбука безопасности» составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)», разработанных в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», в соответствии с основной образовательной программой начальной школы МБОУ «СШ №12» с углубленным изучением отдельных предметов». Программа предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся начальных классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе на ступени начального образования с учётом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.  

Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:

  • обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
  • раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
  • прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
  • формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
  • воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.

Программа занятий  состоит из следующих  разделов:

  1. Безопасное поведение на улице.
  2. Безопасное поведение  дома.
  3. Твоё здоровье.
  4. Безопасное поведение в природе.

5.    Правила дорожной транспортной безопасности.

6.    Правила пожарной безопасности.

7.   Чрезвычайная ситуация – что это?

8.   Предупреждение бытового травматизма.

9.   Правила поведения на водоеме.

10. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.

11. Движение пешеходов по улицам и дорогам.

12. Элементы улиц и дорог.

13. Безопасность пассажиров.

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на дороге, на улице, в школе, в природных условиях.

Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов  правил дорожного движения и пожарной безопасности,  правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания. 

Программа «Азбука безопасности»  имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

Изучение данного курса позволяет достичь личностныхпредметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного    поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных  опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;    

-развитие самостоятельности суждений.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания  и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных  учебных действий: 

-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-регулятивные  как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-коммуникативные  как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Формы и режим занятий: работа занятий «Азбука  безопасности» рассчитана на 4 года, включает 33 часа в 1 классе, во 2 – 4-х классах 34 часа из расчета 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в кабинетах  класса и ОБЖ с использованием мультимедийных средств,  наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.

        Основными принципами программы являются:

  • Системность;
  • Доступность;
  • Целостность;
  • Рефлексивность;
  • Сотворчество;
  • Принцип возрастного соответствия.

Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.

 Целостность содержания - учитывать знания и  интересы учащихся, полученные в ходе обучения.

Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).

 Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.

Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями  и друг с другом.

Принцип возрастного соответствия означает, что  профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития  детей.

В результате изучения правил дорожного движения и пожарной безопасности ученик должен знать:

  • историю возникновения ПДД и ПБ; 
  • правила движения по дороге;
  • дорожные знаки и знаки пожарной безопасности; 
  • сигналы светофора и пожарной сигнализации; 
  • виды транспорта;
  • средства пожаротушения; 
  • причины ДТП и случаев возгораний, пожаров; 
  • меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.

уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях; 
  • оценивать своё поведение на дороге; 
  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;

К концу прохождения курса учащиеся должны знать:

  • общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
  • наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
     правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
  • источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;   
  •   правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
    правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
    опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
  • правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
  • ядовитые растения, грибы, ягоды.
  • правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
  • правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.

Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.

Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.

Примерное планирование занятий в 1 классе

Тема занятия

Дата

Задачи

1

«Профессия водитель»

01.09

Знакомство с профессией – Шофер. Активизация в речи детей слов: кабина, кузов, легковая, грузовая.

Познакомить детей с видами машин. Воспитывать интерес к профессии шофера.

2

«Грузовой транспорт»

08.09

Уточнять представление о грузовой машине, об основных ее частях; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности.

3

«Автомобиль»

15.09

Уточнять представление о легковой машине, об основных ее частях; закреплять знания детей о профессии шофера; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности.

4

«Пассажирский транспорт»

22.09

Формировать представление детей о транспорте, его классификации, составных частях. Продолжать учить узнавать и называть светофор, его сигналы и действия пешеходов.

Развивать логическое мышление, внимание детей. Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар.

5

«Ребенок в городе»

29.09

Знакомить детей с сигналами светофора. Активизировать словарь по теме. Развивать память, речь, зрительное восприятие. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.

6

«Не попади в беду на дороге»

06.10

Воспитывать уважение к другим пешеходам, культуру поведения «на дороге»; развивать интерес к машинам, правилам дорожного движения, знаниям о сигналах для машин и людей;  продолжать знакомить с работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им

7

«Происшествие в лесу»

13.10

20.10

Уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя. Закрепить знания о значении сигналов светофора. Вызвать эмоциональный отклик на сказку. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

8

«Мы пассажиры»

10.11

Познакомить с понятием пассажир. Приучать быть внимательными при посадке в транспорт. Знакомить с правилами поведения в транспорте.

9

«Улица»

17.11

Знакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу.

10

«Наш помощник – пешеходный переход»

18.11

Знакомить детей с основными элементами дороги. Расширять представления детей о назначении пешеходного перехода. закрепить знание детей о понятии «островок безопасности» и его назначении.

11

«Здравствуй Светофория»

25.11

Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о назначении сигналов светофора.

12

«Дорожные знаки»

01.12

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Закреплять представления о назначении дорожных знаков.

13

«Машины на нашей улице»

08.12

Закреплять знания детей о специальных видах транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», машина МЧС. Закреплять знания детей о том, что переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.

14

Сказка-игра «Азбука пешехода»

15.12

Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Закрепить знания о значении сигнала светофора. Развивать внимание, быстроту реакции. Вызвать эмоциональный отклик.

15

«Мы знакомимся с улицей»

22.12

Знакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу.

16

«В городском транспорте»

29.12

Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте

18

«Зачем нужны дорожные знаки»

Уточнить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки - переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно - дети.

19

«Знай и выполняй правила дорожного движения»

Закрепить с детьми знаний правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора.

20

«Нам на улице не страшно»

Закрепить с детьми знания об обстановке на улице, об основных правилах поведения на улице

21

Разработка безопасного маршрута

 «Дом – школа»

Знакомить с названиями ближайших к школе улиц и улиц, на которых живут дети; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе.

22

«Улица города»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Расширять знания детей о светофорах.

23

«Улица не место для игр»

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города.

24

«Мой путь в школу»

Знакомить с названиями ближайших улиц и расположением школы; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах.

Итого

33ч.

     Список литературы, учебных видеоматериалов и ресурсов Интернета:

  1. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
  2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.
  3. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
  4. Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
  6. Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
  7. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.            
  8. Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
  9. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
  10. Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

Учебные видеоматериалы и ресурсы Интернета:

  1. Спас-Экстрим – портал детской безопасности, Спас-Экстрим - портал детской безопасности 11;
  2. Видеофильм «Улица полна неожиданностей» для детей 6-8 лет, Москва  видеостудия «Кварт»,  1998г.
  3. Видеофильм «Основы пожарной безопасности» для детей 8-14 лет, Москва  видеостудия «Кварт»,  2004г.
  4. Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире», для детей 6-10 лет, Москва  ООО «Эконавт» 2000г.
  5. Видеофильм «Безопасность в доме», для детей 6-10 лет, Москва  ООО «Эконавт» 2000г.
  6. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
  7. 10.Николаева Л.Н.  Огонь друг или враг? 1 класс.          http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
  8. Всероссийская газета «Добрая дорога детства», http://www.dddgazeta.ru/ ;
  9. Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Не игра» на диске  СD для учащихся 6-10лет, Москва, Санкт-Петербург,  ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт» 2008г.
  10. Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Дорога в школу»;
  11. Мультимедийное издание «ПДД для детей», Readme. txt, 2008г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа клуба «Безопасное колесо».

  Сегодня  в  России  особенно  остро  стоит  проблема  безопасности  дорожного  движения. Ежегодно  в  результате  дорожн...

рабочая программа "Азбука безопасности"

Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Я — пешеход...

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Охрана здоровья»

Предлагаемая программа обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает использовать полученные знания в практической деятельности....

Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа "Город БезОпасности».

Данная пограмма разработана для летнего оздоровительного пришкольного лагеря с дневным пребыванием. Эта программа состоит из двух блоков: профилактика дорожно-транспортных происшествий и профилактика ...

Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге»

Первая частьРазвитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых....

Программа кружка "Безопасное колесо" 3 класс

Рабочая программа кружка "Безопасное колесо" для обучающихся  3 класса 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...