Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа "Город БезОпасности».
рабочая программа на тему

Куроедова Галина Васильевна

Данная пограмма разработана для летнего оздоровительного пришкольного лагеря с дневным пребыванием. Эта программа состоит из двух блоков: профилактика дорожно-транспортных происшествий и профилактика противопожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

города Кирова Калужской области

Оздоровительно-развивающая и профилактическая  программа

«Мир БезОпасности»  

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Город БезОпасности»

Автор-составитель:

Куроедова Г. В.

Учитель начальных классов.

г. Киров

2013 г.

Содержание

Информационная карта программы

Пояснительная записка.

Цели и задачи организации работы лагеря.

Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы.

Координационно – педагогический компонент в работе развивающей программы.

Объективные факторы работы лагеря.

Условия реализации программы

Этапы реализации программы

Ожидаемые результаты

Тематическое планирование

Режим дня.

План-сетка работы школьного лагеря.

Список литературы.

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Оздоровительно-развивающая и профилактическая  программа

«Мир БезОпасности»   летнего оздоровительного лагеря «Город БезОпасности» с дневным пребыванием детей на базе МКОУ «СОШ  № 2»

г.  Кирова,  Калужской области

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

3

Направление деятельности

Здоровьесберегающее, гражданско-патриотическое.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия реализующие основы безопасности жизнедеятельности детей; материально-технические условия реализации программы; ожидаемые результаты.

5

Автор программы

Учитель начальных классов - Куроедова Г. В.

6

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

МКОУ «СОШ № 2» г. Кирова, Калужской области

7

Адрес, телефон

Калужская область, г. Киров, ул. Пролетарская,

д. 259

т. 8-(48456)-5-16-18

8

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием в г. Кирове

9

Количество, возраст учащихся

80 учащихся с 7 до 14 лет

10

Сроки проведения, количество смен

С 3 июня по 29 июня,

 1 смена

Пояснительная записка

     Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Этот период благоприятен для развития  детского творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей.

      Летний период - это продолжение учебного и воспитательного процесса, который ведётся по многим направлениям образовательной деятельности школ. Педагоги постоянно ищут наиболее эффективные формы организации деятельности учащихся в каникулы. Не стоит забывать, что лето - это опасное время года по отношению к пожарам. Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине  детской шалости.  Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.  Лето  - это ещё и сезон  активного дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

      В целях повышения безопасности жизнедеятельности детей мы разработали программу «Мир БезОпасности», которая состоит из двух блоков: профилактика дорожно-транспортных происшествий и профилактика противопожарной безопасности.

    Программа  здоровьесберегающего и гражданско-патриотического  направления   позволяет закрепить знания по пожарной безопасности и знания правил дорожного движения. В школе действуют отряд ЮИД "Светофор"  и  ДЮП "Бравые пожарные", которые занимают призовые места в районе и области. В следующем учебном году начатая на площадке работа продолжится в воспитательных мероприятиях с ЮИД и ДЮП, которая ориентирует детей  на профессию. Кроме того данная программа включает как спортивные занятия, так и декоративно-прикладные.

    Во время организации мероприятий целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, ГИБДД медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД, РОВД, юристов.

Программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной (21 день) смены.

Лагерь открывается для 80 детей: возраст 7-14 лет, из них будут сформированы 4 отряда.

 

Сроки реализации программы:  с 3 июня по 29 июня.

Цели и задачи организации работы лагеря

Цель программы:

  • Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

Задачи программы:

  • привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  • организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
  • раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере;
  • обучение правилам пожарной безопасности;
  • привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара;
  • обучение безопасному поведению детей на улицах и дорогах;
  • овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей;
  • овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы

Направления:

- здоровьесберегающее;

- гражданско-патриотическое.

Формы работы:

- коллективно-творческие дела, стимулирующие ребенка сделать себя и окружающий мир добрее и красивее;

- беседы и тренинги;

- дни здоровья, подвижные игры и эстафеты, спортивные турниры;  

- творческие праздники, концерты, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в обществе;

- просмотр фильмов, экскурсии, выставки.

Координационно – педагогический компонент

в работе развивающей программы

 Объективные факторы работы лагеря.

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Временный характер детского объединения.
  2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
  3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
  4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
  5. Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
  6. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
  7. Здоровьесберегающие технологии - купание, закаливание.

Условия реализации программы

1. Чёткое представление целей и постановка задач.

2. Конкретное планирование деятельности.

3. Квалифицированный кадровый педагогический состав

4. Помещение школы и пришкольной территории, наличие спортивных площадок и спортзала, актового зала, помещений с ИКТ.

5. Наличие пищеблока в школе, медкабинета

6. Современные методические материалы по данному профилю лагеря и организации досуговой деятельности и экскурсионной.

Этапы реализации программы

  1.   Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что  до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;
  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Бравые пожарники»;
  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение,  инструкции, т.д.)
  1. Организационный этап смены.

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Наша безопасность»;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
  1. Основной этап смены

Основной деятельностью этого этапа является:

  •   реализация основной идеи смены;
  •   вовлечение детей и подростков в различные виды  деятельности;
  •   работа творческих мастерских.
  1. Заключительный этап смены.

 Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Ожидаемые результаты

1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

3. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

4. Повышение уровня знаний детьми основ противопожарной безопасности.

5. Повышение уровня знаний детьми основ безопасного поведения на дороге, Правил дорожного движения.

Тематическое планирование

День первый:

Встреча детей. Игра  «Давайте познакомимся».  Распределение обязанностей.  Отрядные огоньки знакомств. Знакомство с профессией пожарного.

День второй:

Тренинг «Опасные ситуации: как справиться со страхом?»  Спортивная эстафета «Полный вперед!». Операция «Чистый двор».

День третий:

Концерт «Алло, мы ищем таланты».  Беседа «Сделай огонь другом»

День четвёртый:

Конкурс рисунков на  противопожарную тематику «Спички – не для игры». Интерактивная игра  «И малым детям знать пора, что спички – страшная игра».

День пятый:

Спортивные соревнования  «Пожарные на учении». Посещение кинотеатра.

День шестой:

Экскурсия в Пожарную часть. Беседа «Оказание первой помощи при ожогах».

День седьмой:

Путешествие по стране дорожных знаков.  «Мир твоих увлечений»  -  рассказы детей  о  своих хобби. Выставка.

День восьмой:

Викторина «У светофора нет каникул». Развлечение по ПДД "Красный, желтый, зеленый"

День девятый:

Спортивно - развлекательное мероприятие по ПДД.  «Рисуем дорожные знаки» - конкурс художников.

День десятый:

Пожарная безопасность: огнетушитель – средство пожаротушения. Образ огня в фольклоре, литературе и в искусстве.

День одиннадцатый:

Соревнование команд «Огонь, вода и медные трубы». «Незнайкины задачки» - веселая викторина.

День двенадцатый:

Конкурсная программа «Лидер и его команда». Выставка  работ «Умелые ручки»

День тринадцатый:

«Средства тушения пожаров». Практикум. Спортивная эстафета «Смелые пожарные»

День четырнадцатый:

«Все работы хороши – выбирай на вкус» ярмарка профессий.        

Игра «Уважай правила дорожного движения»

День пятнадцатый:

День Памяти  «Никто не забыт, ничто не забыто». Литературно-музыкальная композиция «22 июня».

День шестнадцатый:

Театр здоровья "Правила дорожные знать каждому положено или Добрая сказка о том, как дети подружились с Чёрным котом».

День семнадцатый:

Практическое занятие «Оказание первой помощи при травмах наиболее часто встречающихся при пожаре и ДТП». Посещение кинотеатра.

День восемнадцатый:

Праздник «Дорога без опасности с ЮИД». Посещение краеведческого музея.

День девятнадцатый:

КВН  по правилам дорожного движения. «Богатырские потешки» - спортивный Праздник.

День двадцатый:

Тематический день «Два  в одном». Трудовой десант. Акция «Школьный двор».

День двадцать первый:

Прощальные отрядные огоньки.  Анкетирование. Концерт «Зажигаются звёзды»

Режим  дня

   летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

8 ч  30 мин - 8 ч. 40 мин –   Сбор.  Проверка  списочного  состава.

8 ч 40 мин. -  9 ч 00 мин – Зарядка.

9 ч 00 мин. – 9 ч 15 мин  – Утренняя линейка.  Объявление  плана  рабочего   дня.

9 ч 15 мин -  10 ч 00 мин  - Завтрак.

10 ч  00 мин – 12 ч. 00 мин – Работа по плану отрядов, кружки, секции.

12 ч 30 мин – 13 ч 00 мин – Спортивные игры.

13 ч 00 мин - 14 ч 00 мин – Обед.

14 ч 00 мин – 14 ч 30 мин – Занятия  по интересам.

14 ч 30 мин – Уход домой.

План-сетка работы пришкольного лагеря.

03. 06.

Встреча детей. Игра  «Давайте познакомимся».  Распределение обязанностей.  Отрядные огоньки знакомств. Знакомство с профессией пожарного.

10. 06.

Экскурсия  в Пожарную часть. Беседа «Оказание первой помощи при ожогах».

17. 06.

Соревнование команд «Огонь, вода и медные трубы».

«Незнайкины задачки» - веселая викторина.

24. 06.

Театральное представление "Правила дорожные знать каждому положено или Добрая сказка о том, как дети подружились с Чёрным котом»

04. 06.

Тренинг «Опасные ситуации: как справиться со страхом?»

Спортивная эстафета «Полный вперед!»

Операция «Чистый двор».

11. 06.

Путешествие по стране дорожных знаков.

«Мир твоих увлечений»  -  рассказы детей  о  своих хобби. Выставка.

18. 06.

Конкурсная программа «Лидер и его команда». Выставка  работ «Умелые ручки»

25. 06.

Практическое занятие «Оказание первой помощи при травмах наиболее часто встречающихся при пожаре и ДТП»

Посещение кинотеатра.

05. 06.

Концерт «Алло, мы ищем таланты». Беседа «Сделай огонь другом»

12. 06.

Викторина «У светофора нет каникул». Развлечение по ПДД "Красный, желтый, зеленый"

19. 06.

«Средства тушения пожаров». Практикум. Спортивная эстафета «Смелые пожарные»

 26. 06.

Праздник «Дорога без опасности с ЮИД».

Посещение краеведческого музея.

06. 06.

Конкурс рисунков  противопожарную тематику «Спички – не для игры». Интерактивная игра  «И малым детям знать пора, что спички – страшная игра».

13. 06.

Спортивно - развлекательное мероприятие по ПДД

«Рисуем дорожные знаки» - конкурс художников.

20. 06.

« Все работы хороши – выбирай на вкус» ярмарка профессий.

Игра «Уважай правила дорожного движения»

27. 06.

КВН  по правилам дорожного движения

«Богатырские потешки» - спортивный Праздник.

07. 06.

Спортивные соревнования  «Пожарные на учении».

Посещение кинотеатра.

14. 06.

Пожарная безопасность: огнетушитель – средство пожаротушения. Образ огня в фольклоре, литературе и в искусстве.

21. 06.

День Памяти

«Никто не забыт, ничто не забыто».

Литературно-музыкальная композиция «22 июня».

28. 06.

Тематический день «Два  в одном».

Трудовой десант. Акция «Школьный двор».

 

29. 06.

Прощальные отрядные огоньки. Анкетирование.

Концерт «Зажигаются звёзды»

Список литературы:

1. Азбука вашей безопасности: Методическое пособие для учителей начальной и средней общеобразовательной школы и работников дошкольных учреждений. - Чебоксары: Чувашское кн. изд.- во, 1999.-224 с.

2.   Артамонова Л. Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии

Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко  О. Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004. - 192с.

3.  Жульнев Н. Я. «Правила и безопасность дорожного движения для 1–4 классов». – Москва, 1997.

4.   Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.

5. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208 с.

6. Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. – М.: Айрис-пресс, 2006.

7.   Правила пожарной безопасности (ППБ01-03). - М.: ИНФРА-М, 2007.- 161 с. + 2 вкл.

9. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ»,

10. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

11. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительно- развивающий курс «Цветок здоровья»: « Здоровье – главное богатство человека»

Цель курса: сохранение и укрепление  здоровья учеников начальной школы в процессе образовательной деятельности.   Основные задачи:- вызвать у у...

КОНКУРСНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД БЕЗОПАСНОСТИ».

Викторины, конкурсный систязания по пожарной безопасности, правилам дорожного движения и личной безапасности. Можно применять как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности....

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « Путешествие в город Безопасности».

(Материал программы можно использовать для классного часа, на уроках ,  во внеклассной работе ,. Можно использовать для классного мероприятия и для школьного)Задачи:1.Обучающая:формировать умение...

Город безопасности.

В  город Безопасности захотели отправиться  дети нескольких классов. В этом путешествии они узнают о правилах дорожного движения, о том,что нельзя брать посторонние предметы и разговаривать ...

"Путешествие в город безопасности"-классный час

Классный час по ПДД для 1 класса.Цель: формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению правил дорожного движения и умение применять полученные знания на практике, определение уровня знаний уча...

Дополнительная образовательная программа по оздоровительно-развивающей гимнастике «Радуга»

Дополнительная образовательная программа по оздоровительно-развивающей гимнастике "Радуга" направлена на детей младшего школьного возраста. Эта программма расчитана на 4 года обучения. Имеет...