Доклад «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника в условиях модернизации школьного образования»
материал

Безручко Нина Сергеевна

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания учащихся. В национальной доктрине образования РФ сформулированы следующие задачи, стоящие перед системой образования: «Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

города Татарска Новосибирской области

Семинар классных руководителей

Доклад на тему

«Духовно-нравственное  и патриотическое воспитание школьника в условиях  модернизации школьного образования»

Подготовила: Безручко Н.С.

учитель начальных классов

Ноябрь, 2020г.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Сегодня всем очевиден запрос общества на повышение качества духовно-нравственного воспитания учащихся. В национальной доктрине образования РФ сформулированы следующие задачи, стоящие перед системой образования: «Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи духовно-нравственного воспитания:

  • формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
  • освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

 Общаясь с детьми, учитель имеет возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — отделять черное от белого, правильно ценить все хорошее, творить добро. Но без тесного контакта, семьи и школы трудно будет справиться с этой задачей. Каждый из нас, прорабатывая план воспитательной работы, задумывается над тем, какую цель поставить перед собой и перед детским коллективом.

        Реализация духовно-нравственного воспитания как одного из направлений воспитательной работы в моем классе осуществляется по программе «Планета добра».

Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» и плана воспитательной работы школы. Программа рассчитана на 4 учебных года.

Содержание программы разделено на 6 связанных между собой основных направлений:

Направление 1. «Спортивно-оздоровительное».

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Направление 2. «Учебно-познавательное».

Цель:  оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Направление 3. «Духовно - нравственное»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Направление 4. «Правовое воспитание».

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством,  требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Направление 5. «Гражданско-патриотическое».

Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Направление 6. «Художественно-эстетическое».

Цель: воспитание гармоничной личности ребёнка, воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса. 

В рамках военно-патриотического месячника в прошлом учебном году,  мы с классом посетили музей. Цель экскурсии: способствовать формированию у учащихся  гражданско-патриотических качеств, таких как:

-   воспитание гражданственности, патриотизма;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

-   воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-   воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Также был проведён открытый классный час по теме: «Великая Отечественная война». Целью классного часабыло расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне через знакомство с историческим прошлым, на примере истории одного из учеников о своём прадеде. В ходе классного часа, дети рассказывали стихи, работали в парах с определением лексического значения слов - война и мир.

Учащиеся 1 «В» класса принимали участие в конкурсе чтецов и вокальном конкурсе, которые также были направлены на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника.

На уроках технологии выполняли поздравительные открытки ветеранам.

В классе была представлена выставка рисунков на тему «Война глазами детей».

 Осознанная важность духовно-нравственного воспитания личности, я, как учитель начальных классов, веду систематически  беседы,  цель которых научить детей жить среди людей, управлять своими эмоциями и поведением.  Достаточно назвать темы некоторых мероприятий: «Мы и родители», «Честность по отношению к себе и другим», «Дружба крепкая не расклеится», «Моя малая Родина: культура и традиции».

Большое значение для духовно-нравственного воспитания имеют пословицы и поговорки, которые раскрывают этические нормы русского народа: «На добрый привет – добрый и ответ», «За худым пойдёшь – худое и найдёшь», «Бог правду любит» и т.д.,  с которыми работаем как на уроках, так и на классных часах и кружках.

Работа по направлениям духовно - нравственное  и патриотическое воспитание учащихся продолжается.  В текущем учебном году ученик Сухов Лев принял участие  во Всероссийском конкурсе «Наш домашний краеведческий музей», где поделился своим видео-рассказом о своём прадедушке и о его наградах.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение, которой в школьном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование различных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию и духовно-нравственному воспитанию в целом.

«Любовь к Отечеству дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

 К.Д.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему Патриотическое воспитание на уроках изо

доклад - актуализация патриотического воспитания на занятиях изо...

Программа по патриотическому воспитанию учащихся ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово «Патриоты России»

       Программа “Патриоты России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников с учётом «Требований к результатам освоения  ос...

Доклад: "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время".

Данный материал раскрывает важность работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время. Здесь отражаются основные направления, которыми может руководствоваться учитель при ...

Гражданское и патриотическое воспитание школьников с использованием средств музейной педагогики при преподавании школьных учебных предметов

Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше вр...

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников, как часть духовно- нравственного развития»

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнени...

доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и молодёжи на ценностях и традициях национальной культуры".

В данном материале содержится не только теория, но и рекомендации, что можно проводить по патриотическому воспитанию младших школьников, как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности...

Доклад по теме: «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Материал об организации патриотического воспитания в начальной школе...