Гражданское и патриотическое воспитание школьников с использованием средств музейной педагогики при преподавании школьных учебных предметов
статья по теме

Волхонская Нина Васильевна

Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше время- время засилья иностранных слов, фильмов, песен, книг, игрушек мы теряем свою культуру, свои традиции, свои нравственные устои...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ

МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ

ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

Н.В.Волхонская

(ГБОУ школа-интернат №115 г.о.Самара)

Гражданина, патриота воспитать через разовое мероприятие невозможно, это процесс продолжается с момента поступления ребенка в школу и до окончания школы. Ежедневный, ежечасный, ежесекундный. В наше время- время засилья иностранных слов, фильмов, песен, книг, игрушек мы теряем свою культуру, свои традиции, свои нравственные устои.  Не знают наши дети, как надо относиться к природе и чем можно ей помочь, неверно понимают смысл слова « дружба», не знают истории своего города, своей страны, не имеют понятия о людях, отстоявших ее в годы Великой Отечественной войны, отдавших за Родину жизнь.

Детей учу не только наблюдать, сопереживать, но и делиться своими впечатлениями. Если пройтись по страницам «Русской азбуки» В.Г.Горецкого, то буквально с первой страницы «Русская азбука» приобщает детей к истокам национальной культуры. Это осуществляется через подбор яркого языкового и иллюстративного материала. Первые страницы «Азбуки» знакомят школьников с особенностями старославянского алфавита. Интересное художественное решение каждой буквы иллюстратором С.Р. Ковалевым, который не только в форме буквы, но и в цветовом сочетании отразил русский национальный колорит. Красочные иллюстрации панорамного плана знакомят учащихся с традициями русского народа, его славной истории, символикой, бытом. Все это позволяет усилить нравственно – воспитательное воздействие на эмоциональную   сферу младших школьников.

Например, на уроках обучения грамоте при изучении темы «Звуки (н), (н), буквы Н (эн) решаются такие задачи: научить выделять звуки  из слов, давать им характеристику, обозначать данные звуки буквами, познакомить с элементами народного  эпоса (т.е.  с былинами). Обращаем внимание на старинное начертание буквы в «Азбуке» (с.45), открываем азбуку на с. 210. Находим эту букву в алфавите, чтобы лучше запомнить имя буквы прочитаем с доски предложение:

Наш Добрыня добр и смел

Подарил нам букву «эн».

(Почему у богатыря такое имя?- Добрыня? Что оно означает? Добрыня – добрый. Какие слова в этом предложении родственники? Какие еще слова – родственники есть у этих слов? Добрыня – добрый, доброта, добродушный, добро, доброжелатель, добряк, добренький).

Или приведу еще один фрагмент урока, раскрывающий особенности работы по «Азбуке» над материалом исторического характера  по теме «Звуки (п), (п) и буквы П. Мы в роли  путешественников – первооткрывателей отправляемся в путь. Впереди у нас новые открытия. Отправляемся в путешествие на корабле паруснике. Читающий ученик декламирует стихи А.С.Пушкина.

                         Ветер по морю гуляет

                         И кораблик подгоняет,

                         Он бежит себе в волнах

                         На раздутых парусах.

                                                  Мимо острова крутого,

                                                  Мимо города большого.

                                                  Пушки с пристани  палят

                                                  Кораблю пристать велят.

Наша пристань – славный старинный город – порт Петербург. (И беседа по вопросам – показ фотографий, рисунков. Как сейчас называется этот город? Работа по иллюстрациям  на с. 82-83. Кого вы видите? (Царь Петр, его называют Великий) и не только за рост, а за его великие дела для России.

-Кого встречает царь Петр? (Царь пригласил иностранцев для строительства российского военного флота. Он сам учится сложному корабельному делу за границей. А потом строил корабли, чтобы Россия имела выход в море, могла защитить себя от врагов, торговать с другими государствами. На отвоевонном побережье Балтийского моря Петр заложил город – крепость. Далее идет беседа по вопросам:

- Как одет Петр? Чем он занят? Что у него в руке? (Царь Петр умел работать пилой и топором. Про него можно сказать; Петр первый – плотник, С каких звуков начинаются слова в этом предложении? И вновь на с.210 обращаемся к старославянскому алфавиту).

А теперь вспоминаем слова, которые начинаются со звука П. Павел, петух, просо, папа).

И сейчас мы идем в наш школьный музей «Память»,  Что мы видим с левой стороны? Бессмертный полк. Вы видите фотографии учителей и рядом их родных погибших в годы Великой отечественной войны. Я хочу рассказать про своего папу и дедушку, то есть папиного папу. Показ презентации.

А при изучении звука (с), (с) и буквы С (эс)  - Самара.

Анализируя языковой материал «Русской азбуки» следует отметить особое внимание авторов к такому пласту русского языка, как фразеология. Чтение, осознание смысла пословиц показывает детям красоту родного языка, наблюдательность, мудрость простого народа. Вот некоторые из них «Азбука – к мудрости ступенька»,  «Каков разум – таковы и речи», «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» (с.24), «Каков мастер такова и работа» (с.52). Страницы «Русской азбуки» приобщают учащихся к миру прекрасного, показывают насколько богата наша земля талантливыми людьми – самородками, которые до сих пор восхищают и удивляют своим мастерством: Левша, Кулибин и др. Иван Кулибин прославил Россию на весь мир. Имена многих изобретателей забыты, но память об их мастерстве сохранилась в образе  русского Левши, сумевшего подковать блоху.

Наша самарская земля тоже славится народными умельцами. Расспросите о них у своих     родных. Это домашнее задание. Тема трудолюбия, мастерства русского народа прослеживается при работе со многими страницами «Азбуки». Например, страницы 16-17  знакомят с бытом и трудом сельского жителя, с.87 – профессией повара, с.175 – кузнеца и др. Таким образом, работая по «Русской азбуке» мы не только учим читать, но и воспитываем, формируем в маленьком человеке чувства гражданского достоинства и гордости за свою отчизну.

При закреплении материала буквы «Е» (с.79), читаем текст «Река» (с.112) и обязательно говорим о нашей красавице-реке Волге.

При знакомстве с буквой «М» как не отметить самый главный город нашей страны. Это Москва и, конечно, показать красоту, мощь столицы, чтобы у каждого ученика возникло чувство гордости за свою страну, столицу, нельзя не отметить, что Москва – мать городов  Русских, и у нас у каждого  есть самый дорогой и близкий человек – это мама, обязательно обратить внимание ребят на то, как много мамы делают для детей и как они их любят, поэтому и дети должны уважать, жалеть, любить своих мам, свою Родину, свой город, свою столицу, ведь родина – мать, умей за нею постоять.

При изучении буквы «Я» с.115 Россия – Родина моя. И надо так урок провести, чтобы дети твердо усвоили «Моя Земля, моя страна Россия». Даже при закреплении материала с.119  чтение рассказа «Сад» мы посадим у дома сад. Будут у нас сливы и яблони. Красота! Будут рады все и мама, и папа, и т д. даю детям задание нарисовать дом, в котором вы хотели бы жить.

На с.141 буква «Ш» - осень, показать красоту леса. В осеннем лесу ярко горели кисти рябин.

На с.213 «Наше отечество – матушка Россия». Отечеством мы зовем россию потому, что в ней жили испокон веку  отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в неймы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим  хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Надо обязательно довести до детей слова К.Ушинского «Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

А уроки «Ознакомление с окружающим миром». Например, тема «Земля – общий дом для всех людей». При изучении данной темы, конечно, надо показать красоту нашей планеты, почему она называется голубой  (много морей, рек и океанов). Показать на карте и глобусе нашу планету и страну, в которой мы живем – Россию. Обязательно отметить, что на планете много живет людей и хватает места  людям с разным цветом кожи, всему живому.

Говорить о гражданско–патриотическом воспитании можно долго и много, самое главное с первых дней учебы не только давать знания детям, но и использовать каждую минуту, миг (на уроках, переменах, внеклассных занятиях), чтобы в их душах посеять зерно доброго, вечного, лучшего и оно бы проросло в огромное поле любви к своему краю, своему дому, к своим родным, к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Гражданско-патриотическое воспитание школьника

Представлен опыт работы по данной теме...

гражданско-патриотическое воспитание школьников

В статье содержится информация из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников....

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Доклад: "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время".

Данный материал раскрывает важность работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников во внеурочное время. Здесь отражаются основные направления, которыми может руководствоваться учитель при ...

Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников

О важности гражданского и патриотического воспитания в начальной школе...