Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников
статья на тему

Сергеева Наталья Михайловна

О важности гражданского и патриотического воспитания в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергеева Н.М.

Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №81», город Омск

Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства,  уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы воспитание граждан, способных укреплять российскую государственность; подготовки подрастающего поколения к жизни в новых социальных реальностях быстро меняющегося мира и  рыночной экономики; обеспечения социализации школьников через формирование норм общественного поведения.

Социальная роль школы как института гражданского образования и воспитания детей и юношества является общепризнанной. К целям гражданского воспитания относят знание и готовность следовать законам; знание своих прав и свобод; любовь к Родине; осознание себя субъектом своей включенности в гражданские процессы и одновременно восприятие себя как самостоятельной личности, члена общества и гражданина; принятие на себя ответственности, адекватной своим возможностям, за происходящее вокруг.

В настоящее время в воспитательных планах школ, классных руководителей  и педагогов дополнительного образования приоритет отводится гражданско-патриотическому воспитанию детей. Государство пытается возродить в своих гражданах, включая и учащуюся молодежь, утраченные чувства гражданственности и патриотизма.

Сегодня мы заново осмысливаем значение этих чувств для судеб России и ее граждан начала нового века и тысячелетия. Спасение и возрождение Отечества требуют пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия понятий в структуре отечественного общественного сознания как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Превращение России из супердержавы во второразрядную страну нанесло удар по национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувствам населения, выросшего в атмосфере гордости за свою державу. Средства массовой информации рисуют сегодня мрачную картину нашего будущего. Нам активно навязываются стереотипы западной идеологии и общественной психологии под маской свободы: индивидуализм, жесткое имущественное расслоение, эгоизм, прагматизм, быстрая нажива, агрессивная предприимчивость, развлекательная «массовая культура», культ насилия и разврата. Стоит ли удивляться отсутствию гражданственности, патриотизма, доброжелательности, взаимовыручки и чуткости в отношениях у значительной части населения современной России, особенно молодежи. Эйфория вседозволенности, отсутствие нравственных «тормозов», размытость представлений о собственном месте способствуют неуклонному распространению среди молодежи алкоголизма, наркомании и т.д. В общении и поведении людей из различных социальных групп стремительно утверждаются «голливудские» манеры: развязность, вседозволенность, грубость, хамство, открытое пренебрежение элементарными нормами культурного взаимодействия, примитивность в чувствах и мышлении.

Поэтому реформы, призванные возродить Россию, просто необходимы. Сегодня для России нет более важных идей, чем гражданственность и патриотизм. Их мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества и духовно – нравственное, политическое и экономическое возрождение России.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А.  Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

В стране полным ходом выполняется Государственная программа гражданского и патриотического воспитания молодежи Российской Федерации; наряду с этой программой действуют федеральные целевые программы: развития образования, «Молодежь России», «Дети России», «Культура России».

Существуют различные взгляды на то, как должны соотноситься между собой гражданский и патриотический аспекты воспитания. Мы разделяем мнение тех авторов, которые интегрируют эти два вида воспитания. И.М.Дуранов связующим звеном между патриотизмом и гражданственностью считает нравственные отношения. В.Н.Мясищев отмечает: «Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных отношений… Отношения людей формируются в процессе их взаимодействия. Важными воспитывающими взаимодействиями являются помощь и требования» [3]

Таким образом, нравственные отношения могут выступать мерилом гражданско-патриотического воспитания, целью которого является выработка позитивного отношения к обществу и окружающей среде, к другим людям и к себе, к своим правам и обязанностям.

Мы считаем, что формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника надо начинать уже в начальной школе, так как младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный для нравственного становления личности. Именно в это время ребенок начинает осознавать отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках, задумываться над своим «Я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда начинает изменяться весь строй его личности. В это же время происходит и естественный всплеск его творческой активности [1]

Как отмечал Г.Роков, «патриотическое чувство… развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности; каждый день, каждый час, каждое событие и явление, равно как и все картины окружающей природы, помогают ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий» [5, с.26-27]. В начальной школе необходимо поддерживать и развивать эти чувства и качества, подпитывать их интерактивными методами обучения и воспитания, так как многие гражданские и патриотические понятия усваиваются гораздо быстрее, особенно если это связано с личным опытом детей [2,с.162]

Зарождаются чувства гражданственности и патриотизма с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, дедушке, бабушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования.

Вторая ступень идет через воспитание любви к малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма и гражданственности – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.

Академик Д.С.Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало с самого начала» [3]

Таким образом, процесс гражданско-патриотического воспитания – это интегративный процесс, в который вовлечены семья, школа, учреждения дополнительного образования и общество. И только целенаправленными действиями всех этих институтов можно воспитать нравственно и экологически культурного гражданина и патриота своей родины.

Список литературы:

  1. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету // Начальная школа. – 2004 - №3 – с.14-19
  2. Горелова Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средству и гражданского и патриотического воспитания // Вестник ЧГПУ. - №7. – 2008
  3. Дуранов И.М. К вопросу о взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма. – http://vestnik.osu.ru/2002_1/8/pdf.
  4. Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983
  5. Роков Г. О выработке идеала в нравственном отношении // Вестник воспитания. – 1996. - №3. – с.26 - 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

гражданско -патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

Доклад гражданско - патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Социальное партнёрство как ресурс гражданско-патриотического воспитания младших школьников

В данной статье описана система работы с детьми по патриотическому воспитанию. Младшие школьники должны знать историю своей Родины, историческое прошлое своей семьи. Этому способствует сотрудничество ...

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через введение системы наставничества

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гражданского и патриотического воспитания детей. Особое внимание уделяется возможностям патриотических общероссийских обществе...