Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.
проект (4 класс) на тему

Шишкина Татьяна Михайловна

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи". 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект32.12 КБ
Файл презентация к проекту1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Воинская слава  моей семьи» как средство гражданско – патриотического  воспитания младших школьников.

Из опыта работы.

Шишкина Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

муниципального автономного общеобразовательного

учреждения «Лицей № 17» г. Сухой Лог Свердловской области.

   Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня гражданской позиции подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет современный национальный  воспитательный идеал и даёт понятие патриотизма как чувства и  сформировавшейся позиции верности своей стране и солидарности с её народом. В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота. На мой взгляд, поле деятельности педагога в этом направлении огромно.

         Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориентирована. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников доказывает свою эффективность. Грамотно организованная проектная деятельность позволяет дать ощутимый воспитательный  эффект, связанный с личностным развитием обучающихся, с формированием  их ключевых компетенций гражданина и патриота России.

     Используя метод проектов в начальной школе, следует учитывать особенности развития детей младшего школьного возраста. Необходима особая готовность детей, а именно: умение выражать собственную точку зрения, умение слушать, договариваться, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, делать конструктивные предложения и замечания.

Подготовка учеников к проектной деятельности включает в себя:

  • выявление интересов обучающихся, определение, чем бы хотел заниматься каждый ребёнок, какое направление деятельности его интересует;
  • предоставление детям возможности объединяться по интересам в группы для создания проектов, которые для них значимы;
  • формирование темы проекта на основе правил сотрудничества;
  • консультирование младших школьников  по методам поиска информации.

 Метод проектов – это  совместная деятельность учителя, обучающихся и их родителей,

 направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

 Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей:

 информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учеников в активный

 познавательный процесс, в ходе которого он сам формирует учебную проблему,

 осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы,

 делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

 Задачи проектной деятельности.

  1. Повышение личной уверенности  каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.
  3. Развитие исследовательских умений.

Проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Ежегодно мы с учениками работаем над двумя проектами. По мере взросления детей темы становятся более серьёзными, работа более осмысленная. В 4 классе нами были выбраны  темы  проектов по гражданско – патриотическому воспитанию «Моя малая родина – Сухой Лог» и  «Воинская слава  моей  семьи». Каждый ученик, работающий над второй темой, расспрашивал своих родных о том, кто в их семье воевал. Оказалось, что некоторые папы и дяди воевали в Афганистане и Чечне. Поэтому дети разделились на три группы. Одни работали по теме "Мои прадеды в годы Великой Отечественной войны»,  другие готовили материал о папе – участнике Афганской войны, третьи – о родственниках, воевавших в Чеченскую войну. Родители совместно  с детьми проделали огромную работу по поиску информации, её оформлению. Я же была в роли консультанта. Некоторые папы согласились прийти на классный час и рассказать детям о своей службе. Ребята очень внимательно  слушали, задавали вопросы. Некоторые дети (совместно с родителями) сделали собственные презентации по теме. Часть этих слайдов и фотографий вошли в общую презентацию. Очень серьёзно и ответственно дети готовились к защите проектов. Родители пришли поддержать детей на лицейскую научно-практическую конференцию и положительно отзывались о важности проделанной работы. Можно было видеть слёзы на глазах родных во время выступления детей. Наш проект занял 1 место на конференции, но я думаю, что не это главное. Важнее, что справившись с такой серьезной работой, как проект, ребенок приобрёл  большой опыт, и не только учебный. Он сам увидел свой успех, почувствовал  свою компетентность. После этого ему захотелось двигаться дальше в своем развитии. Работа над этим проектом сформировала патриотическое сознание детей, углубила знания истории своего рода,  Отечества. Я считаю, что работа над проектами  объединяет всю семью, позволяет улучшить детско – родительские отношения.

ТЕМА: «ВОИНСКАЯ СЛАВА  МОЕЙ СЕМЬИ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Воспитывать  в детях гражданина страны невозможно в отрыве от ее истории. Без знания героической истории Отечества невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств, научить восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество, воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за Родину. Этот проект интересен тем, что дети узнают не только о тех, кто воевал во время Великой Отечественной войны, но и о солдатах – защитниках Родины в афганскую и чеченскую войны.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Являются ли защитниками Отечества  представители моего рода?

ГИПОТЕЗА: Если знаешь историю своих предков, то будешь знать историю своего Отечества.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: История моего рода.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Родные мне люди – защитники моего Отечества.

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА: формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ:

1)Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне; дополнить их знаниями об афганской и чеченской войнах.

2)Оформить страницу "Книги памяти" о жизни родственников – защитниках Отечества.

3)Найти награды, письма, фотографии воинов; принести их на классный час.

4)Пригласить воина – интернационалиста, члена семьи на классный час.

5)Рассказать о погибших воинах на классном часе.

6)Написать письмо – обращение к воину.

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1 учебный год.

ВИД ПРОЕКТА: творческий, среднесрочный, семейно-групповой.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.

ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

фотографии, награды, письма, письма – обращения к воинам,

 фотостраницы,  хронологические таблицы, созданная «Книга памяти»,

презентации

ПЛАН РАБОТЫ В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Тема раздела

Содержание работы

Продукт

"Мои прадеды в годы Великой Отечественной войны»

1.Выяснить, кто из родственников воевал в 1941-1945 гг.

2.Составление хронологической таблицы о воине - ветеране.

2.Создание страницы в «Книгу памяти».

3.Написание сочинения о своём прадедушке.

4.Написание письма – обращения в 1941 год.

5.Нахождение наград, писем, фотографий воина.

6. Выступление на классном часе.

Страница в «Книгу памяти».

Хронологическая таблица.

Фотографии, письма, награды.

Сочинение «Мой прадедушка в годы Великой Отечественной войны».

Презентация.

«Эхо афганской войны в моей семье»

1. .Выяснить, кто из родственников воевал в афганскую войну 1979-1989гг.

2.Создание фотостраницы о воине.

3.Написание письма - обращения.

4. Нахождение наград, писем, фотографий воина.

5.Приглашение воина на классный час.

7. Выступление на научно – практической конференции.

Фотостраница о воине - афганце.

Хронологическая таблица.

Фотографии, письма, награды.

Презентация.

«Мой папа – участник чеченской войны»

1.Расспросить папу о службе в горячей точке

(90 –е гг).

2.Создание фотостраницы о воине.

3.Написание письма - обращения.

4. Нахождение наград, писем, фотографий воина.

5.Приглашение воина на классный час.

7. Выступление на лицейской научно – практической конференции.

Фотостраница о воине - чеченце.

Хронологическая таблица.

Фотографии, письма, награды.

Презентация.

В процессе работы над творческим проектом ученики:

- овладели навыками коммуникативной деятельности;

- овладели умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;

- учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);

- учились развивать умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;

- развивали творческие способности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.

Дети расширили знания о членах семьи, воевавших в разные годы, с гордостью делились информацией об этом.

Составили «Книгу памяти».

Сочинения детей о воинах вошли в «Книгу творчества» учеников 4 В класса.

Мы представили свой опыт перед педагогическим сообществом города, получили высокую положительную оценку.

Выступление на лицейской научно – практической конференции.

(Перед выступлением детей на сцене зажгли свечи, на экране – презентация).

Выходят 4 ученика  для защиты проекта и произносят слова.

Слайд 1.

1. Тебе 10 или немного больше.

2. Ты родился и вырос на мирной земле.

3. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал оружейного грома.

4. Ты видишь счастливые сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как весёлый утренний сон.

Слайд 2.

1. Наши прадеды, деды и даже отцы  воевали за то, чтобы война уходила всё дальше.

2. Ведь война-это наша общая память.

3. Война-это страшно: это кровь, муки, смерть...

4. Да, они воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать нам!

1. Представляем проект  «Воинская слава  моей семьи».  Мы решили узнать,  кто из наших родственников воевал в Великой Отечественной войне, в Афганистане и в Чечне и  задали себе вопрос «Являются ли защитниками Отечества  представители моего рода?» Слайд 3.

  1. Чтобы ответить на этот  вопрос, мы немало потрудились.
  2. Сначала мы узнали, кто из родственников в семье воевал. Затем мы разделились на 3 группы. Слайд 4.
  3. 1 группа готовила материал о прадедах, воевавших в Великую Отечественную войну.

 Что может быть страшнее, чем война?!

 Лишь слезы да страдания несет она

 И счастье разбивает у людей,

 Любимых разлучая и друзей.

Слайд 5.

1. За 3 месяца мы узнали, что почти в каждой семье были предки, которые воевали на полях Великой Отечественной войны. Наши ребята нашли фотографии, письма воинов, принесли в класс награды своих прадедов. Каждый из нас написал письмо – обращение в 1941 год.

(зачитать отрывок из письма)

 Рядом с нами живут ветераны,

 Что прошли по дороге войны.

 Пусть болят у них старые раны,

 Но духом они, как и прежде, сильны.

Слайд 6.

2. Работая над проектом, я узнал, что мой папа Жуланов Леонид Егорович служил в армии с 1987 по 1989 годы. Именно  в это время советских солдат отправляли  в Афганистан. Мой папа попал  в Афганистан  проходить военную службу. Я нашёл письма, которые папа писал моей бабушке, его армейские фотографии, медали, расспросил у него, как он воевал. Я пригласил папу в школу на классный час. Он рассказал моим одноклассникам о службе в Афганистане. Папа несколько раз был контужен, а 5 человек из их взвода были убиты.

Слайд 7. (фоном звучит песня А. Розембаума)

У селенья Улус-Керт

Бьётся с бандой Псковская рота.

Здесь повсюду гуляет смерть,

И навряд ли минует кого-то.

От разрывов гудит земля.

Не пробьётся никак подмога.

Отступить же никак нельзя,

На вес золота эта дорога.

На исходе боезапас,

В ход пошли уже штык и лопата.

"Как там мамы  будут без нас?"

Шепчут губы мальчишки-солдата.

На высотке лежат бойцы,

Стонут горы в тоске и печали,

Честь вам, матери и отцы!

Что такими вот их воспитали!

Что героями их воспитали...

   Я узнал, что это была одна из самых затяжных и самых трагичных войн 20 века, длившаяся 9 лет 1 месяц и 19 дней. За это время через Афганистан прошло более 500 тысяч советских солдат, более 14 тысяч из них были убиты, 71 воин стал Героем Советского Союза. Уничтожена 41 тысяча боевиков, в том числе 545 командиров отрядов моджахедов, захвачены в плен 19 тысяч боевиков.

  Я не знаю, кому и зачем это нужно,

  Кто послал их на смерть

  Недрожжащей рукой,

  Только так бесполезно,

  Так зло и ненужно

  Отпускали их в вечный покой.

Слайд 8.

3. Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. У этой войны ещё нет истории, она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько нам могут рассказать  свидетели. Тысячи свидетелей. И один из них – мой папа Фомичёв Алексей Александрович. Мой папа без слёз не может рассказывать об этом времени. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках! Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды, не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.

Слайд 9.

Пришла война, которую не ждали.

Пришла война холодною зимой.

И отправлялись поезда-составы

На юг, в Чечню, гонимые войной.

А в поездах сидели молодые

Бойцы, которым 18 лет,

Они еще не знали, что год новый

Им принесет, наверно, столько бед.

Они еще не ведали, что будут

В палатках жить и воду из луж пить

И хлеба черствого всего одну горбушку

На четверых по-честному делить.

    Так и мой папа оказался в горячей точке. Он писал оттуда бабушке в письме « …» (отрывок из письма).  Каждый день папа видел смерть, терял своих друзей, ходил под пулями боевиков. Я горжусь своим папой! Он – настоящий мужчина!

    Пройдут годы. Многое со временем забудется. Затянутся раны. Потускнеют боевые ордена. Вырастим мы, их дети, но эта война останется в народе трагической меткой.

Слайд 10.

4. Нашу семью тоже война не обошла стороной. На полях Великой Отечественной войны воевали мои прапрадеды Карпов Пётр Михайлович и Кайгородов Леонтий Михайлович и  4 прадеда. А в мирное время, в 1990 г. был призван в  армию  в горно-учебный центр ВДВ в Узбекистан мой дядя Гилёв Дмитрий Николаевич. Позже он  дважды проходил службу на Кавказе и участвовал в операции по освобождению заложников. Мой дядя награждён медалями  «За воинскую доблесть»,  «За боевое содружество», «За отличие в службе». Я беру с него пример и хочу быть таким же отважным и мужественным.

Слайд 11.

1. Гори, свеча, гори, не затухай, непроходящей болью будь.

2.Пусть в пламени твоём встают, чей оборвался путь.

3.Кто из спокойных мирных дней шагнул в наземный ад,

4.И кто до роковой черты нёс звание-солдат.

1.Кто в восемнадцать с небольшим познал цену потерь.

2.Кто за Россию жизнь отдав, открыл в бессмертье дверь.

3.Гори, свеча, не затухай, не дай нахлынуть тьме.

4.Не дай живым забыть всех тех, погибших на войне!

Исполняют песню «Птицы белые», держат в руках голубей, выполненных своими руками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воинская слава моей семьи. Проект учеников 4 В класса Руководитель: Шишкина т.м.

Слайд 2

Война – это наша память.

Слайд 3

Мы задали вопрос Являются ли защитниками Отечества представители моего рода?

Слайд 4

Творческие группы: Наши прадеды - солдаты Великой Отечественной войны Наши отцы - солдаты афганской войны Наши папы и дяди – солдаты чеченской войны

Слайд 5

Наши прадеды – солдаты Великой Отечественной.

Слайд 6

Мой папа - Солдат Афганистана Жуланов Леонид Егорович

Слайд 7

Афганская война 1979-1989 гг.

Слайд 8

Мой папа – солдат Чеченской войны. Фомичёв Алексей александрович

Слайд 9

Чеченская война Ребята в восемнадцать с лишним лет- Любимой девушке последний спев куплет, И мамочку родную поминая- Молились Богу, перед смертью, умирая!...

Слайд 10

Гилёв дмитрий николаевич Награды: «За боевое содружество» «За воинскую доблесть» II ст. «За отличие в службе» II и III ст.

Слайд 11

Мы гордимся вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

Формирование первичных навыков работы с информацией средствами таблиц у младших школьников на уроках математики в свете реализации ФГОС

С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире во ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включе...

«Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»

Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте....

Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников

Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....

Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения.

Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения....

Гражданское воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности.

Воспитание гражданина Отечества является объективной необходимостью и одной из важнейших целей российской государственной политики в области образования. Это стартовая площадка для настоящего и будуще...