«Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»
материал на тему

Медведева Оксана Викторовна

Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»

      Уважаемые, коллеги!

 Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте.

        В МБОУ «СОШ №2» учителя начальных классов в течение многих лет работают над проблемой гражданского образования у младших школьников средствами краеведения. В своей работе мы применяем различные формы и методы: в учебной деятельности – интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение, проектная деятельность, заочные путешествия по местам боевой славы и др.; во внеурочной деятельности – подготовка и проведение воспитательных мероприятий, посвященных государственным праздникам, народным традициям. Так в прошлом учебном году учителя начальных классов провели познавательный праздник фольклора Курской области, где обучающиеся знакомились с истоками зарождения культуры родного края, изготавливали костюмы и игрушки Курской губернии, одна из работ («Матрёна курская», автор Зайцева Карина) заняла на областной выставке II место.

          На уроках окружающего мира при изучении таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом» учитель Сергеева Е.Н. не только дает знания основных событий истории государства, но и истории Курской области. Дети получают представление о связи истории своей семьи с историей Отечества. Обучающиеся Екатерины Николаевны проводят поисковую работу и составляют летопись своей семьи.

Марченко О.И. широко использует в своей работе проектные технологии. Это позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу. Ярким примером стала работа детей над проектом «Мой город детства и мечты – отсюда родом я».

В ходе работы ребята распределились на три группы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее». Например, в части «Прошлое» был поставлен вопрос-проблема «Кто является основателем города Щигры?». Каждый участник группы искал ответ на этот вопрос. В части «Настоящее» - объектом исследования стали улицы нашего города, «Будущее» - гордость г.Щигры. В ходе работы возникла идея не только сделать урок – презентацию, но и собрать рукописную книгу по теме проекта.

Учителя Усачёва Ю.Ю. и Медведева О.В. при планировании уроков математики, применяют краеведческий материал на различных этапах учебного процесса: в постановке цели, при изучении нового материала, закреплении, контроле.

На основе некоторых заданий дети организовывают собственную поисковую деятельность. С родителями они составляют свои задачи по краеведению. Приведу пример задачи, составленной средним учеником.

«Определите год основания г. Щигры, если в 2016г. он отметил своё 237-летие.»

Курская область имеет ярко выраженные природные и культурно-исторические особенности, которые учитывают при изучении русского языка учителя нашей школы. Использование краеведческих материалов в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, формирует навыки речевой культуры.

С большим интересом работают с" малыми текстами" обучающиеся Полянской А.В. и Червяковой Л.В. Они выполняют упражнения и пишут мини-диктанты под общим названием " Познай и полюби свой край".А на уроках Головешкиной С.А. и Бенделиани Н.В, обучающиеся делают лингвистический анализ текстов, содержащих краеведческий материал.

Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает  воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

·    он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

·     он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;

·        он способен к сознательному управлению своим поведением;

·       он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.

Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

Формирование

гражданской идентичности

младших школьников средствами краеведения.

(выступление на августовском педагогическом форуме)

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»

Медведева Оксана Викторовна

Щигры

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности младших школьников

Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов....

Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.

В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...

Формирование гражданской идентичности младших школьников

выступление на совещании по теме "Формирование гражданской идентичности младших школьников"...

Формирование гражданской идентичности младших школьников

Формирование гражданской идентичности младших школьников через проектную и исследовательскую деятельности ...

Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения.

Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения....

Презентация к докладу "Формирование гражданской идентичности у младших школьников средствами краеведения"

Презентация к докладу "Формирование гражданской идентичности у младших школьников средствами краеведения"....