Главные вкладки

    Формирование гражданской идентичности младших школьников
    статья по теме

    Кирсанова Анна Анатольевна

    Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchyot__po_organizacii_eksperimentalnoy_raboty.doc94.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТЧЁТ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

    Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России. В Концепции модернизации образования на период до 2010 года указывается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности...

    Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.

    В МОУ гимназия №67 учителя начальных классов в течение многих лет работали над проблемой гражданского образования у школьников и всегда были заинтересованы в обобщении и углублении опыта по данному направлению, его теоретической обоснованности и его диссеминации. Поэтому, в 2009 году на базе гимназии начала работать опытно - экспериментальная площадка «Формирование гражданской идентичности  у младших школьников».

    Цель исследования: исследование влияния курса «Гражданское образование в начальных классах» на формирование гражданской идентичности у младших школьников.

    Гипотеза исследования: содержание и технология курса «Гражданское образование в начальных классах» позволяет формировать различные компоненты гражданской идентичности у младших школьников (когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельный).

    Задачи исследования:

    1.Определение понятия «гражданская идентичность». Выявление объективности теоретических основ данного процесса.

    2.Модификация курса «Гражданское образование в начальных классах» для реализации целей и задач, направленных на внедрение в практику начальной школы Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

    3.Создание банка педагогических ситуаций как основы определения уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников.

    Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы, были использованы следующие методы исследования:

    – теоретические: научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение и синтез педагогической, психологической, социологической, методической литературы по исследуемой проблеме; изучение нормативно-правовых документов по гражданскому и патриотическому воспитанию;

    – эмпирические: опытно-экспериментальная работа, опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа, использование тестов для оценки эффективности разработанной нами программы воспитания; методы статистической обработки результатов исследования.

    В эксперименте принимают участие 4 педагога школы: заместитель директора по УВР Бак М.Л.,  учителя начальных классов: Гуринович Н.Ф., Калачева Е.В., Шептушкина Е.А. 

    Для педагогов проводился историко-педагогический экскурс в проблему становления и развития гражданской идентичности, осуществлялся теоретический анализ современных концепций гражданского воспитания; изучалась нормативно-правовая документация, обеспечивающая гражданское образование и воспитание в РФ; обсуждалось педагогическое мастерство и педагогическая техника. Упор делался на то, что предметы гуманитарного цикла и внеклассная деятельность обладают большим потенциалом в формировании гражданственности в условиях учебно-воспитательного процесса.

    Воспитание младшего школьника как гражданина и патриота своей страны проходит в гимназии на внеклассных занятиях по курсу  «Гражданского образования». Продуман дифференцированный подход к учащимся разных параллелей, как в содержании, так и в методах работы.

    Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания.

    Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте    происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества,  взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

    Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

    Когнитивный  (знание о принадлежности к данной социальной общности);

    Ценностно-смысловой  (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

    Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности);

    Деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

    Очень важным в формировании гражданской идентичности является подбор методического материала для предмета воспитательной ориентации «Гражданское образование», на уроках которого учащиеся знакомятся с традициями, укладом жизни народов и, конечно, русского народа.

    Содержательная структура урока состоит из новых для детей сведений:

    1. о духовных основах русской культуры,
    2. из чтения и обсуждения отрывков из классических произведений литературы назидательного характера,
    3. знакомства детей с пословицами, поговорками нравственного характера,
    4. рассматривания произведений художественного творчества.

    И даже  если ученик не все запомнит и не всегда поймет глубинный смысл того или иного живописного сюжета. Главное, у ребенка останется чувство соприкосновения с прекрасным, с величием Родины. А это необходимо детям для их эмоционального и социального  взросления.

    Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

    Педагогический коллектив гимназии, работая по теме «Формирование гражданской идентичности» продолжил обобщение накопленного опыта и представление его в общедоступной форме в виде разработок уроков, методических материалов, сценариев и т.д. Все собранные материалы отражают возможности расширения образовательного и воспитательного пространства путем внедрения информационных технологий в работу школы средствами учебного предмета.

    В течение года учителями проведены следующие мероприятия:

    Тема мероприятия

    Уровень

    Исполнители

    1

    Открытые внеклассные мероприятия в 1 классах для воспитателей ДДОУ

    Район

    Гуринович Н.Ф.

    Калачева Е.В.

    2

    Мастер-класс по работе с интерактивной доской по теме «Отчизны славные сыны»

    Гимназия

    Калачева Е.В.

    3

    Выступление на педсовете «Социальное проектирование – как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»

    Гимназия

    Гуринович Н.Ф.

    4

    Международная научно-практическая конференция «Формирование гражданской идентичности

    у младших школьников»

    Международный

    Учителя кафедры

    5

    Участие в педагогических чтениях «Растить гражданина»

    Район

    Куликовская О.П.

    6

    Педагогические чтения «Инноватика в образовании-инвестиции в будущее»

    Гимназия

    Учителя кафедры

    7

    Городской творческий конкурс «Счастливы вместе»

    Город

    Гуринович Н.Ф.

    Калачева Е.В.

    Шептушкина Е.А.

    Бодрягина Ю.Б.

    Кирсанова А.А.

    8

    Конкурс «Дети, творчество, Родина» (фотографии)

    Областной

    Учителя кафедры

    9

    Сотрудничество с библиотекой района (им. Белинского), проведение библиотечных уроков

    Район

    Гуринович Н.Ф.

    Калачева Е.В.

    Шептушкина Е.А.

    Спирина Н.А.

    Куликовская О.П.

    10

    Посещение тематических выставок музея Московского района

    Район

    Учителя кафедры

    11

     Конкурс рисунков

     «Милой мамочки портрет»

     «Я люблю эту землю»

      «Моя семья»

    Район

    Гуринович Н.Ф.

    Калачева Е.В.

    Шептушкина Е.А.

    Спирина Н.А.

    12

    Конкурс «Овеянный славой наш флаг и герб»

    Район

    Гуринович Н.Ф.

    Калачева Е.В.

    Шептушкина Е.А.

    Бодрягина Ю.Б.

    Кирсанова А.А.

    13

    Участие в городской акции «Лучший урок письма»

    Город

    Кирсанова А.А.

    14

    Тематические уроки

    -А.Невский

    -М.Ломоносов

    Районный

    Учителя кафедры

    15

    Выставка технического творчества учащихся

    Районный

    Учителя кафедры

    16

    Литературно-музыкальная композиция для начальной школы «Маленькие дети большой войны»

    Гимназия

    Бодрягина Ю.Б.

    17

    Конкурс рисунка «Я рисую мир»  

    Областной

    Бодрягина Ю.Б.

    Кирсанова А.А.

    18

    Конкурс на лучшую марку «Год учителя»  

    Всероссийс

    кий

    Бодрягина Ю.Б.

    Кирсанова А.А.

    19

    Конкурс «Я помню! Я горжусь!»

    Всероссийс

    кий

    Гуринович Н.Ф.

    Калачева Е.В.

    Шептушкина Е.А.

    Бодрягина Ю.Б.

    Кирсанова А.А.

    20

    Литературный конкурс «Мы достойные внуки Великой Победы»

    Всероссийс

    кий

    Кирсанова А.А.

    21

    Конкурс рукописной книги к 150 -летию А.П.Чехова

    Международный

    Бодрягина Ю.Б.

    Кирсанова А.А.

    22

    Конкурс творческих работ «Учительница первая моя»

    Район

    Шептушкина Е.А.

    Спирина Н.А.

    Куликовская О.П.

    Бодрягина Ю.Б.

    23

    Патриотическая акция музея Московского района «Дети войны»

    Район

    Шептушкина Е.А.

    Бодрягина Ю.Б.

    Кирсанова А.А.

    24

    Конкурс рисунков «Я, школа и друзья»

    Международный

    Учителя кафедры

    25

    Конкурс стихов «Волшебное перышко»

    Всероссийс

    кий

    Кирсанова А.А

    26

    Конкурс рисунков и сочинений «Мой любимый Нижний»

    Район

    Учителя кафедры

    27

    Классные часы

    Гимназия

    Учителя кафедры

    Особое место в воспитании гражданской идентичности младших школьников в МОУ гимназия №67 занимает  школьный музей. На основе работы музея боевой славы 35-й Слонимско-Померанской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова II степени механизированной бригады в МОУ гимназии № 67  реализуется программа патриотического воспитания «Эта память - наша совесть», разработанная в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

    И хотя программа ориентирована на школьников средней ступени и старшеклассников, для учащихся младшей школы разрабатываются многие экскурсии, акции, встречи, конкурсы.

    Но учащиеся гимназии  не только посещают экскурсии, подготовленные старшеклассниками, но и сами с удовольствием участвуют в жизни музея:

    1. готовят экспозиции военной техники,
    2. участвуют в акциях, организованных активом музея.

    Любимой стала акция «Забота», где дети осуществляют:  

    1. помощь ветеранам по месту жительства,
    2. заботу о памятном знаке у здания гимназии,
    3. уход за зелёными насаждениями,
    4. поздравление  ветеранов с праздниками,
    5. участие в праздничных концертах, посвящённых Дню победы.

    К 65-ой годовщине победы  в Великой Отечественной войне учащиеся начальной школы принимают активное участие в пополнении фондов музея, собирая материал для лекций на темы:

    1. «Орден в твоём доме»,
    2. «Человек на войне» и др.

    Учащиеся начальных классов используют материал о своих родственниках - участниках войны, работников тыла, готовят альбомы о своих бабушках и дедушках, фото - альбом о параде в День победы.

    Эта работа помогает ребятам ближе познакомиться с памятниками истории, героями города и т.д.

    Интерес к истории своего родного города учителя гимназии формируют, проводя работу по направлению «Я - Нижегородец».

    Цель данного направления - изучение исторического, культурного и духовного наследия Нижнего Новгорода.

    Педагогический коллектив кафедры начального обучения гимназии ставит перед собой следующие задачи:

    1. Расширять знания учащихся об исторических местах, памятниках и

    о знаменитых земляках Нижнего Новгорода;  

    2. Формировать чувство гордости за родной город;

    3. Развивать коммуникативные навыки;

    4. Формировать умения работы с материалами по краеведению и творческого подхода к их изучению (разработка конкурсов, викторин, кроссвордов, презентаций, виртуальных экскурсий и т. д.).

    Для изучения истории Нижнего Новгорода, памятников исторического и культурного наследия используются и внеклассные занятия по курсу  «Гражданского образования»

    Этот курс также ориентирован на воспитание младшего школьника как гражданина и патриота своей страны.

    На первом году обучения по данному курсу в УМК «Кораблик» включены следующие занятия: «Нижний Новгород, его основание», «Нижегородская ярмарка», «Народные промыслы Нижегородской области», «Современный Нижний и его достопримечательности», «Волга – великая река».

     Второй год обучения по пособию «Жар – птица» содержит раздел «Над российскими просторами», в котором следующие темы: «Народные мастера», «Отчизны славные сыны», затрагивающие подвиг нижегородцев Минина и Пожарского.                      

    В работе по данному направлению также используются разные, как и урочная форма работы. На уроках  предмета  «Окружающий мир» используется краеведческий материал.

    Учащиеся готовят сообщения, доклады, презентации  об основании Нижнего Новгорода, строительстве кремля и его архитектуре, о народном ополчении 1612 года и его вдохновителях и т.д.

                  Формировать познавательный интерес помогают интегрированные уроки окружающего мира с литературным чтением, с изобразительным искусством («Максим Горький», «Горьковчане - фронту», «Кремль - колыбель города», «Улицы любимого города», «Нижегородские промыслы», и т.д.), а также уроки инновационного плана: урок - игра, урок - праздник, урок – экскурсия, где удачно используется приём драматизации.

    Самой популярной внеурочной формой работы является экскурсия.

    Группой учителей, работающих в рамках площадки, совместно с учителями кафедры разработан план экскурсионных поездок по Нижнему Новгороду и области.

     В 1-2 классе осуществляются поездки по городу, знакомство с архитектурой кремля, а также знакомство с промыслами Городца, Семёнова. Это экскурсии: «Кремль и его легенды», «Дмитриевская башня», «Выставка военной техники в кремле»;

    1.  «Городец – в гости к мастеру» с мастер - классом по изготовлению свистулек; «Городецкая роспись» и «Городецкая золотая вышивка» с осмотром музеев, «Семёновская игрушка»;
    2. «Музей народного зодчества на Щёлковском хуторе».

    Для 3-4 класса более серьёзные экскурсии: «Церкви Нижнего Новгорода»;

    1. «Промышленный Нижний» (посещение завода «Красное Сормово», Сормовской кондитерской фабрики, фабрики «1 мая», музея истории ГАЗ, музея паровозов ГЖД);
    2. «Домик Кашириных», «Максим Горький в Нижнем», «Болдинская осень».

    В экскурсионный план входит посещение музея Московского района и различных выставок на его базе (выставка народного костюма). Перед экскурсией учащиеся пишут сообщения о предмете экскурсии, находят необходимую информацию. 

    Итогом становятся творческие работы:  сочинения, отзывы,  стихи,  рисунки, кроссворды, презентации, фотоальбомы.

    Таким образом, глубокое изучение предмета экскурсии, сама экскурсия и итоговые работы о личных впечатлениях, переживаниях, помогают ученику осознать свою принадлежность к истории родного города, создают условия для воспитания чувства любви к малой Родине.

    В силу особенностей младшего школьного возраста, приоритет отдаётся внеурочной форме работы. Педагогами кафедры начального образования разрабатываются и проводятся тематические классные часы, затрагивающие основные исторические события, знания основных прав и обязанностей гражданина, знания ценностей и истории семьи, профессии родителей и т.п. Особую роль при проведении классных часов учителя отводят игровой деятельности. При помощи банка педагогических ситуаций, созданного учителями, дети могут в игровой форме на своем опыте пережить различные ситуации. Они получают начальный эмоциональный опыт, который пробуждает интерес к какой-либо проблеме, учатся работать в коллективе, учатся аргументировано высказывать свое мнение. Игра мотивирует и последующую работу. Также проводятся и викторины, КВН по параллелям, конкурсы газет.

    Результаты  своей работы учителя представили 19 марта 2010 года на международной научно-практической конференции «Формирование гражданской идентичности младших школьников».  

            В работе конференции принимали участие сотрудники кафедры начального образования НИРО, учителя начальных классов школ города Н. Новгорода и Нижегородской области, гимназия №122 г. Казани, многопрофильная гимназия №5 «Тандау»  г. Кокшетау, Казахстан.     

    Конференция носила практическую направленность. Учителями были представлены фрагменты традиционных уроков, уроков с использованием интерактивной доски, фрагменты внеклассных мероприятий, разнообразные упражнения, презентации учебного проекта, творческие работы детей и родителей. Была организована выставка работ учителей и учащихся  по данной теме.

    Подводя итоги конференции, были сделаны выводы - работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает нам воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

    ·        он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

    ·        владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;

    ·        умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;

    ·        способен к сознательному управлению своим поведением;

    ·        обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой

    Коллектив кафедры начального обучения, проанализировав  свой опыт работы, сделал вывод, что задачи по формированию гражданской идентичности наиболее эффективно могут быть решены, когда на уроках и во внеурочной деятельности устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого. Такой подход в деле формирования гражданской идентичности создаёт условия для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

    Основные результаты нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом:

    1. Одним из условий воспитания младшего школьника

    1. любящего свою Родину, не разделяющего мир на «своих» и «чужих», уважающего историю и культуру каждого народа;  
    2. активно познающего мир, умеющего учиться, способного к организации  своей деятельности, готового к преодолению трудностей;
    3. уважающего и принимающего ценности семьи и общества;
    4. доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера, уважающего свое и чужое мнение, принимающего решения с учетом позиций всех участников, умеющего  дружить и сотрудничать;
    5. готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
    6. ориентированного в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе,  школе;
    7. разделяющего установки безопасного, здорового образа жизни

    является формирование гражданской идентичности.

    2. Основными педагогическими результатами являются повышение уровня гражданской позиции; улучшение коммуникативных навыков; повышение уровня успешной адаптации учащихся в социуме.

    3.Необходимо разработать комплексную программу, способствующую формированию гражданской идентичности в условиях учебно-воспитательного процесса.

    Председатель кафедры учителей начальной школы:                     А.А.Кирсанова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

    Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

    Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.

    В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...

    Формирование гражданской идентичности младших школьников

    выступление на совещании по теме "Формирование гражданской идентичности младших школьников"...

    Формирование гражданской идентичности младших школьников

    Формирование гражданской идентичности младших школьников через проектную и исследовательскую деятельности ...

    «Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»

    Формирование гражданской идентичности личности является одной из главных задач социализации в младшем школьном возрасте....

    Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников

    Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....

    Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения.

    Доклад на тему: Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения....