Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.
статья на тему

В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для формирования гражданской идентичности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.

Приоритетной задачей школы является формирование готовности личности к самоопределению.

       Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл ( А. Г. Асмолов, 2007). Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе представляет собой целенаправленный процесс,  включающий  учебную  и внеурочную деятельность.

Возможным средством формирования гражданской идентичности может выступать метод проектов, т. к. именно он позволяет  формировать информационные, коммуникативные и социальные т. е ключевые компетентности учащихся, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, что предусмотрено в    «Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения».

Формирование личностных УУД - наиболее сложная задача для современного педагога т.к.  любовь, уважение, гордость,  достоинство - эти чувства глубоко личные и трудно проверяемые.

Я хотела бы привести слова русского философа  И.Ильина о формировании патриотизма: «Никто не может указать другому человеку его Родину – ни воспитатели, ни друзья, ни общественное мнение, ни государственная власть. Патриотизм – есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно – в личном, но подлинном и предметном духовном опыте. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке; любовь может возникнуть только «сама», в легкой  и естественной предметной радости, побеждающей и умиляющей душу».

Я считаю, что  при формировании личностных универсальных действий именно проектная деятельность создает необходимые  условия для возникновения « Естественной предметной радости», и « Подлинного духовного опыта»  маленького человека. Проектная деятельность способствует истинному обучению учащихся: она позволяет ученикам учиться на собственном опыте, приносит им удовлетворение т.к. они видят плоды своего труда.  Усиливается мотивация, появляется личный интерес учащихся  к расширению и углублению знаний по данной теме, желание реализовать свой творческий потенциал и получить заслуженную оценку своей деятельности. Помимо работы с конкретной темой,  предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных  связей с ребятами класса, группы, с педагогами и родителями.

Я с 1 класса веду занятия внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», т.к. с первых дней в школе на уроках окружающего мира и математики детям предлагаются проекты. Во время урока создать проект невозможно, поэтому все проекты по темам учебников я выношу во внеурочную деятельность. Первый проект, который мы создавали с ребятами «Моя малая Родина». Чтобы заострить внимание ребят на достопримечательностях родного села, мы отправились на экскурсию. Ребята были счастливы ходить по своим знакомым улицам, сходили к памятнику, увидели новые дома, которые были построены недавно. Они взглянули на своё село новым взглядом, увидели его красоту в обыденной жизни.  Каждый с гордостью показывал «Вот моя улица, на которой я живу». Мы сделали снимки на память и в классе на занятии внеурочной деятельности «Мой компьютер» сделали презентацию «Моя малая Родина». Конечно, большую часть работы пришлось сделать мне, но дети наблюдали, как создаётся презентация, учились сами вставлять слайды, подписывали их, кто умел уже читать.  Они с гордостью показали первую свою работу родителям.

Важной составляющей гражданской идентичности личности является патриотическое воспитание, которое направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу.  Весной мы ходили на  экскурсию в сельскую библиотеку, где  знакомились с творчеством известного писателя Сибири   С.  Пистунова. Это наш земляк, который родился и вырос в селе Бей-Булук, отделение села Первомайское. Чтобы ближе познакомиться с профессиями своих родителей я проводила занятия внеурочной деятельности «Путешествие в мир профессий». Эти занятия  знакомят учащихся с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирует уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной и духовной культуры, созданным трудом человека. Во время занятий ребята посетили предприятия села, на которых трудятся их близкие, организовывали встречи с людьми различных профессий. На экскурсии в участковую больницу дети не только познакомились с работой фармацевта, врача, медсестры, но и сами поиграли в доктора и пациента. На экскурсии в школьную столовую ребята познакомились с профессиями повара, посудомойки. Стали более бережно относится к продуктам питания, ценить труд школьных работников.

Формирование гражданской  идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества,  героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. Поэтому к 9 мая мы планируем разработать проект «История страны в истории семьи». В данном проекте мы попытаемся проследить исторические события России через судьбы членов семей учащихся класса. Этому способствует и проектная работа «Моё родословное древо», в процессе которой был создан макет «Родословное древо». Нардин Павел рассказал по нему о своей семье, о своем прадедушке, который воевал во время ВОВ и погиб на фронте. При помощи этого макета и одноклассники смогли рассказать о своей семье.

     Данная работа продолжается на протяжении 4 лет. Мы планируем поездки по району, знакомимся с достопримечательностями района. На  экскурсиях  в город Абакан знакомимся с достопримечательностями столицы Хакасии. Ходим в краеведческий музей, в музей Природы, драмтеатр, кинотеатр, музей Физики, экзотариум, парки отдыха и т.д.

Благодаря занятиям внеурочной деятельности в нашей школе создаются  условия для формирования гражданской идентичности личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности младших школьников

Отчет по организации опытно - экспериментальной работы кафедры учителей начальных классов....

Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размываниенравственных ориентиров личности. У современных детей искажены п...

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

Формирование поликультурной личности младшего школьника через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС

Результатом системы внеурочной деятельности является формирование поликультурного мышления у детей, освоение актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения....

Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность...