Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему

Сидорова Ирина Владимировна

Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-

мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размывание

нравственных ориентиров личности. У современных детей искажены пред-

ставления о добре, великодушии, справедливости и гражданственности их

характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой ситуа-

ции нравственные знания имеют не меньшее значение для развития школь-

ников, чем знания по конкретным предметам. Актуальность совершенство-

вания системы общего образования определяется значимостью вопросов

гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-

созидающей творческой личности способной к саморазвитию и самосовер-

шенствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ гражданской идентичности младших

школьников во внеурочной деятельности.

         Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-

мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размывание

нравственных ориентиров личности. У современных детей искажены пред-

ставления о добре, великодушии, справедливости и гражданственности их

характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой ситуа-

ции нравственные знания имеют не меньшее значение для развития школь-

ников, чем знания по конкретным предметам. Актуальность совершенство-

вания системы общего образования определяется значимостью вопросов

гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-

созидающей творческой личности способной к саморазвитию и самосовер-

шенствованию. Важнейшим условием самореализации личности выступает

самоопределение на основе самопознания.          

Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской

идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности

к сообществу граждан определенного государства на общекультурной осно-

ве, имеющая определенный личностный смысл. (А.Г. Осмолов, 2007)

В начальной школе на уроках «Окружающего мира»  и на занятиях по

внеурочной деятельности закладываются основы гражданской идентичности

личности. Одна из проблем современного воспитания состоит в том, что в

процессе воспитания нарушена преемственность поколений. Дети лишаются

возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как их

предшественники решали свои проблемы. Они теряют ощущение непрерыв-

ной связи поколений своего народа. Существующую проблему можно ре-

шить, если во внеурочной деятельности ввести занятия по краеведению.

Цель курса: формирование основ гражданской идентичности младших

школьников.

Задачи курса:

  1. Формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  2. Формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; ответственность за принятые решения, действия их последствия          
  3. Формировать историко-географический образ родного края;
  4. Познакомить с национальными ценностями, традициями народов и этнических групп самарского края;
  5. Формировать представление об общекультурном наследии родного края и всей России.

Становление гражданской идентичностью определяется не только фактом

гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с

которым связана эта принадлежность, признание ее значимой ценностью.

Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет  

взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее

способность проявлять различные формы совместной активности.

Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую

население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью

исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными

эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая

основа объединения, закрепленная в факте существования государства.

    Формирование  гражданской идентичности предполагает формирование

следующих структурных компонентов:

- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе

организации общества, государственной символике, общественно-

политических событиях,  о выборах, политических лидерах, партиях и их

программах, ориентация в их функциях и целях;

- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и

представлений, наличие собственного отношения к общественно-

политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать

свою  точку зрения и суждения;

-   ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав

других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный

и ответственный выбор каждого человека,  умение определять влияние

общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу

явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ

государства и общества;

- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного

учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической

жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность

противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям;

ответственность за принятые решения, действия их последствия

Я предлагаю проект по краеведению, который рассчитан на работу с

детьми младшего школьного возраста.

Данный проект позволит  сформировать чувства сопричастности и гордос-  

ти за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за

благосостояние общества; восприятие мира как единого и целостного при

разнообразии культур, национальностей, религий; уважение к  истории и

культуре каждого народа;  историко-географический образ родного края;

представление о национальных ценностях, традициях народов и этни-

ческих групп самарского края;  представление об общекультурном наследии

родного края и всей России.

    Показателями  сформированности гражданской идентичности личности

выступают такие качества личности как гражданственность, патриотизм,

социально-критическое мышление, которые обеспечивают основу свобод-

ного жизненного выбора личности. У детей в начальной школе заклады-

ваются только их основы, поэтому все методики оценки результатов сфор-

мированности гражданской идентичности личности использовать нецелесо-

образно. Думаю, что после 1, 2, 3,4 классов можно провести анкетирование,

или написать сочинение («Кто я?», «Откуда я родом?», «Корни есть не толь-

ко у дерева»).

Модель деятельности учителя                                                                                  

Несмотря на то, что современные учебники помогают  формировать  граж-

данскую идентичность, они мало времени отводят на изучение истории род-

ного края, города, семьи. Получается, что ребенок растет и  развивается не

понимая кто он? И какое место занимает в окружающем мире. О чем мечтали

дети 20-30 лет назад? Как представляли свою взрослую жизнь? Мечтали

стать космонавтами, моряками, военными, врачами, учителями, чтобы полу-

чить образование и обязательно сделать жизнь лучше. А что теперь? Ребята

мечтают иметь дорогой автомобиль, виллу на Лазурном побережье, а жить

хотят в Европе или Америке, потому что там лучше. И ни у кого не возникает

мысли  попробовать приложить усилия, чтобы изменить жизнь здесь. Вырас-

тает поколение, которое чувствует себя сторонним наблюдателем, а не

частью страны с ее историей и традициями. А виноваты в этом взрослые: их

катастрофическая занятость, а часто нежелание помочь ребенку найти ответы

на  интересующие его вопросы.

      Дети – будущее нашей страны. От того какие жизненные ценности будут

ими восприняты, каким образцом для подражания они будут следовать, зави-

сит ее дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в формировании сознания и

мировозрения  подрастающего поколения принадлежит СМИ. Пробелы в

родительском воспитании, в образовании восполняется легкодоступными но-

сителями информации. Младший школьный возраст наиболее подходящий

период для формирования идентичности личности, воспитания общечело-

веческих качеств личности. Гражданственность, патриотизм начинается с

любви к своей малой Родине, к своему родному краю. А можно ли развить

чувства, не зная культуру, самобытность своего народа, его корни, связь

истории своей семьи с историей Отечества.

       Широкие возможности для формирования личности школьника, при-

общения его к национальной культуре, ознакомления его с историей страны

и своей малой Родиной открывает краеведческая работа гражданско-патрио-

тической направленности. Огромные возможности  краеведения позволяют

воспитывать патриота и гражданина на конкретном материале своего родно-

го края.

        Краеведческая работа помогает формированию личной сопричастности

учащихся к историческому культурному прошлому. В ходе работы ребята

изучают историческое прошлое родного края и своей семьи, знакомятся с  

памятными местами, посещают музеи, театры, выставки. В ходе работы они

делают зарисовки и фотографии.

        Формирование гражданской идентичности личности – сложная задача

для педагогов т.к. любовь, гордость, уважение, достоинство – чувства глубо-

ко личные и трудно проверяемые. Условия необходимые для их формирова-

ния создает проектно-исследовательская деятельность. Она позволяет учени-

кам учиться на собственном опыте. При этом усиливается мотивация, появ-

ляется  интерес  к расширению  и углублению  знаний, желание реализовать

свой  творческий  потенциал. Важно  создать  необходимые  условия. Здесь

нельзя обойтись без поддержки и помощи родительского коллектива. ФГОС  

второго поколения рассматривает родителей, как участников образователь-

ного  процесса,  что  позволяет  семье  проявить  активную жизненную по-

зицию. Каждая семья имеет свою историю, свои обычаи и традиции. Прибе-

гать к помощи родителей необходимо на этапе обсуждения каждого проекта,

чтобы определить возможности участия родителей в индивидуальной работе,

организации транспортных услуг, фото и видеосъемки. В работе  над  каж-  

дым  проектом  надо  найти  возможность,  чтобы  задействовать  каждого

ребенка ( кто-то  собирает  информацию, делает  макеты, составляет крос-

сворды,  а кто-то пишет стихи, оформляет газету и т.д.).

Проект может проходить в разной форме: экскурсии, коллективно-твор-

ческих дел, конференций, презентаций, конкурсов, подготовка к проведению

проекта содержит несколько этапов:

1. Диагностика ситуации;

2. Определение целей и направлений деятельности ;

3. Выработка программы действий;

4. Практическое осуществление проекта;

5. Анализ итогов проекта;

6. Принятие решения о прекращении или продолжении деятельности в

     Участие в проекте – это самостоятельный выбор деятельности, которая

соответствует интересам и способностям ребенка, а также возможность

участия в общем деле («Я могу сделать сам и не только для себя»).

Успешность формирования основ гражданской идентичности зависит от

эффективного многообразия форм его организации.

Программы внеурочной деятельности по краеведению 1-4 классы

           Тема

             Содержание

 Форма  работы

1-4

5-6

7-10

11-13

14-17

18-22

23-25

26-28

29-30

30-32  

1-4

5-6

7-10

11-12

13-16

17-19

20-21

22-24

25-30

31-34

1-2

3-5

6-8

9-11

12-13

14-17

18-19

20-23

24-25

26-27

28-29

30-34

1-5

6-7

8-10

11-13

14-15

16-17

18-20

21-22

23-24

25-28

29-33

34

«Моя родословная»

«Как жили наши предки»

«Литературная Самара»

«На встречу с теат-ром»

«Их имена носят улицы нашего города»

«Дорога к храму»

«От колеса до аэробуса»

«Несокрушимая и легендарная»

«Путешествие в прошлое»

«Легенды и были Жигулей»

«Где мои корни?»

«Загадки старого города»

«Их имена носят улицы нашего города»

«Самара театралльная»

«Дорога к храму»

«Первым делом самолеты»

«Символы Самары»

«Посмотри под стук колес нас везет электровоз»

«Никто не забыт – ничто не забыто»

«Легенды и были Жгулей»

«Русские худож-ники в Самаре»

«Профессии моих родителей»

«Губернская Самара»

«Здесь тыл был фронтом»

«На встречу с театром»

«Дорога к храму»

«Самара космическая»

«Реки самарского края»

«Широкая масленица»

«Подземная дорога»

«Как развивались ремесла»

«Легенды и были Жигулей»

«Мы правнуки Великой победы»

«Литературная Самара»

«От крепостных стен до современного города»

«На встречу с театром»

«Их имена носят  улицы нашего города»

«Живи и помни»

«Иноверческие хра-мы Самары»

«Люди и космос»

«Символ Родины моей»

«Города самарского края»

«Фестиваль народов поволжья»

«Тропой тысячелетий»

               1КЛАСС

Составление генеалогического древа каждым учеником класса

Знакомство с бытом самарцев с момента основания крепости до конца 19 века

Знакомство с произведением А.Н. Толстого «Приключение Буратино или золотой ключик» и биографией писателя.

Знакомство с разным видом кукол

Знакомство с жизненным путем людей, чьи имена даны улицам, на которых живут дети

  Знакомство с историей право-славия. Посещение женского Иверского  монастыря  и  По-кровского собора

  Знакомство с историей город-ского транспорта

Знакомство с памятными мес-тами Самары, напоминающие о ратных подвигах наших земляков

Знакомство с жилищем древнего человека, с методами обработки металла, кости, камня; с историей заселения нашего края

 Знакомство с природой и историей  самарского края

              2 КЛАСС

   Знакомство с историей  сел и деревень--Родиной своих предков

 

 Знакомство с историей старых особняков и их обитателей, бытом дворянской семьи

Знакомство с названиями улиц, которые носят имена героев гражданской войны.

 История возникновения театра САМАРТ. Его репертуар и актеры

Посещение духовной семинарии, музея христианства. Знакомство с жизнью семинаристов.

 Знакомство с развитием авиационной промышленности в Самаре и конструкторами самолетов

  Знакомство гербом, гимном Самары          

Знакомство с историей появ-ления и развития железнодо-рожного транспорта в Самаре

  Знакомство с жизнью самарцев – героев Великой Отечественной войны

   Знакомство с природой и ис-торией самарского края

                3 КЛАСС

  Знакомство с творчеством ху-дожников В. Сурикова, И. Ре-пина

  Знакомство с миром профессий их социальной значимостью

Знакомство с историей образо-вания губернии,; с жизнью и деятельностью П.В. Алабина. К.П. Головкина, Шехобаловых. Курлиных

  Знакомство с жизнью Куйбы-шева В годы войны и вкладом наших земляков в Великую Победу

  Знакомство с творческой дея-тельностью Самарского акаде-мического театра оперы и балета

Знакомство с традициями хра-мового зодчества и иконописи на волжской земле; с жизнью иконописца Г. Журавлева

Знакомство с ролью Самары в освоении космоса и первыми космонавтами самарского края

  Знакомство с географическим расположением, историей наз-вания, значением рек нашего края

  Знакомство с народными традициями (обрядами, песнями. играми)

Знакомство с работой и разви-тием  метрополитена в Самаре

  Знакомство с разными видами ремесел

  Знакомство с природой и историей самарского

4 КЛАСС

Работа с информацией о родных и близких людях – участниках  Великой Отечественной войны

 

Знакомство с творчеством  С.Т. Аксаковым. Работа над его произведением «Аленький цветочек»

  Знакомство с историей за-стройки Самары, архитектурных стилях и архитекторах города

 Знакомство с театральными традициями города, творческой деятельностью драматического театра

  Знакомство с жизнью писа-телей, врачей, художников, имена которых носят наши улицы

 Знакомство с историей семьи Володичкиных

  Знакомство с разными веро-исповеданиями, их традициями и храмами

  Знакомство с жизнью выдаю-щихся конструкторов В.И.Коз-лова и Н.Д. Кузнецова

  Береза – символ чистоты, верности, любви к родному краю, Знакомство с традицией

  Знакомство с историей городов самарской области

Знакомство с традициями на-родов (песнями, танцами, кух-ней, обрядами, одеждой, играми)

Знакомство с природой и историей родного края

Таблица, картина, презентация, фотовыставка

Экскурсия по старой Самаре. Посещение музея «Горница»

Выставка работ «Такой разный Буратино». Посещение музея-усадьбы А.Н. Толстого

Посещение театра кукол. Мастер класс с актрисой А.Н.                     Мякишевой

Выставка фото-графий

Экскурсия

Посещение музея ТТУ

Экскурсия

Посещение музея имени П.В. Алабини, ЦИМ «Древний мир»

Экскурсия на «Царев курган»

Выставка работ «Моя малая Родина», презентации

Посещение музея В.И. Ленина, экс-курсия по городу

Фотовыставка, посещение дом-музея М.В.Фрунзе

Посещение од-ного из спектак-лей

Экскурсия в семинарию и Петропавловскую церковь

Экскурсия в аэропорт Куру-моч, выставка работ

Конкурс стихов о Самаре

Экскурсия в му-зей ж/д транспор-та

Посещение музея участников пара-да победы1945г., военно-истори-ческого музея

Экскурсия на Гаврилову поля-ну, Лысую гору

Экскурсия в с. Ширяево в музей И.Репина, на «Дачу со слона-ми» К.П. Голов-кина, в галерею «Радуга»

КВН, стенгазета, презентации

Посещение музея города Самары, дома Курлиных

Выставка работ и презентации

Посещение спек-таклей «Щелкун-чик», кроссворды

 фотовыставка

Посещение храма св. Троицы в с. Утевка и храма в пос. Прибрежный

Выставка работ, экскурсия в му-зей авиации и космонавтики

Фотовыставка, презентации. газеты

Конкурс песен и игр, экскурсия в с. Алакаевка

Экскурсия в музей метро, кроссворды

Экскурсия в с. Сарбай, выставка работ

Экскурсия на «Молодецкий курган»,конкурс легенд и рисунков

Презентации, стенгазеты

Кроссворд. Инсце-

нировка сказки

Презентации, стенгазеты

Посещение спектакля «Звуки музыки», стенгазета

Фотовыставка. презентации

Экскурсия в п. Алексеевка, кон-курс сочинений

Экскурсия в мечеть, кирху. Выставка работ

Экскурсия в музей «Самара космическая»

Праздник русской березы

Презентации, работы, фотовыставка

Фестиваль

Экскурсия к пе-щере братьев Греве

Заключение

       Идеей формирования гражданской идентичности является идея единения

граждан общества, которые, различаясь по своим нравственным взглядам,

ценностям, не теряют связи с Отечеством, с традициями, соотносят себя с

гражданской общностью и испытывая чувство гордости за свою Родину,

способствует ее процветанию. Помогут сформировать гражданскую иден-

тичность личности занятия по краеведению.

      У каждого дерева есть корни. Если повредить корни, то погибнут ствол и

крона. Воспитывая наших детей мы часто заботимся только о кроне, забывая

о корнях. А ведь корни это наши традиции, опыт поколений, без которых

сложно двигаться вперед. Краеведческая работа поможет ребятам почувст-

вовать непрерывную связь поколений, ощутить себя частью большого це-

лого, которое называется Родиной.

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение. 2008.
  2. Развитие исследовательских умений младших школьников. М.:Просвещение. 2011.
  3. С. Дьячкова, В. Луховницкий. Воспитание гражданина. М.: Чистые пруды. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.

В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...

Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности

Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...

Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников

Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий       экологической культуры и основы безоп...

Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности

В работе представлены основные  образовательные технологии, этапы проектной деятельности, условия для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности и типы проектов....