Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности.
методическая разработка (1, 2, 3 класс) на тему
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-
мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размывание
нравственных ориентиров личности. У современных детей искажены пред-
ставления о добре, великодушии, справедливости и гражданственности их
характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой ситуа-
ции нравственные знания имеют не меньшее значение для развития школь-
ников, чем знания по конкретным предметам. Актуальность совершенство-
вания системы общего образования определяется значимостью вопросов
гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-
созидающей творческой личности способной к саморазвитию и самосовер-
шенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
segodnya_rossiya_perezhivaet_slozhnyy_period_svoey_istorii.docx | 49.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ гражданской идентичности младших
школьников во внеурочной деятельности.
Сегодня Россия переживает сложный период своей истории. Одна из са-
мых больших опасностей, подстерегающих наше общество – это размывание
нравственных ориентиров личности. У современных детей искажены пред-
ставления о добре, великодушии, справедливости и гражданственности их
характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В этой ситуа-
ции нравственные знания имеют не меньшее значение для развития школь-
ников, чем знания по конкретным предметам. Актуальность совершенство-
вания системы общего образования определяется значимостью вопросов
гуманизации и демократизации общества, задачами формирования активно-
созидающей творческой личности способной к саморазвитию и самосовер-
шенствованию. Важнейшим условием самореализации личности выступает
самоопределение на основе самопознания.
Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской
идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности
к сообществу граждан определенного государства на общекультурной осно-
ве, имеющая определенный личностный смысл. (А.Г. Осмолов, 2007)
В начальной школе на уроках «Окружающего мира» и на занятиях по
внеурочной деятельности закладываются основы гражданской идентичности
личности. Одна из проблем современного воспитания состоит в том, что в
процессе воспитания нарушена преемственность поколений. Дети лишаются
возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как их
предшественники решали свои проблемы. Они теряют ощущение непрерыв-
ной связи поколений своего народа. Существующую проблему можно ре-
шить, если во внеурочной деятельности ввести занятия по краеведению.
Цель курса: формирование основ гражданской идентичности младших
школьников.
Задачи курса:
- Формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- Формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; ответственность за принятые решения, действия их последствия
- Формировать историко-географический образ родного края;
- Познакомить с национальными ценностями, традициями народов и этнических групп самарского края;
- Формировать представление об общекультурном наследии родного края и всей России.
Становление гражданской идентичностью определяется не только фактом
гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с
которым связана эта принадлежность, признание ее значимой ценностью.
Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет
взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее
способность проявлять различные формы совместной активности.
Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую
население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью
исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными
эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая
основа объединения, закрепленная в факте существования государства.
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование
следующих структурных компонентов:
- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе
организации общества, государственной символике, общественно-
политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их
программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и
представлений, наличие собственного отношения к общественно-
политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать
свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав
других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный
и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние
общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу
явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ
государства и общества;
- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного
учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической
жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность
противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям;
ответственность за принятые решения, действия их последствия
Я предлагаю проект по краеведению, который рассчитан на работу с
детьми младшего школьного возраста.
Данный проект позволит сформировать чувства сопричастности и гордос-
ти за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за
благосостояние общества; восприятие мира как единого и целостного при
разнообразии культур, национальностей, религий; уважение к истории и
культуре каждого народа; историко-географический образ родного края;
представление о национальных ценностях, традициях народов и этни-
ческих групп самарского края; представление об общекультурном наследии
родного края и всей России.
Показателями сформированности гражданской идентичности личности
выступают такие качества личности как гражданственность, патриотизм,
социально-критическое мышление, которые обеспечивают основу свобод-
ного жизненного выбора личности. У детей в начальной школе заклады-
ваются только их основы, поэтому все методики оценки результатов сфор-
мированности гражданской идентичности личности использовать нецелесо-
образно. Думаю, что после 1, 2, 3,4 классов можно провести анкетирование,
или написать сочинение («Кто я?», «Откуда я родом?», «Корни есть не толь-
ко у дерева»).
Модель деятельности учителя
Несмотря на то, что современные учебники помогают формировать граж-
данскую идентичность, они мало времени отводят на изучение истории род-
ного края, города, семьи. Получается, что ребенок растет и развивается не
понимая кто он? И какое место занимает в окружающем мире. О чем мечтали
дети 20-30 лет назад? Как представляли свою взрослую жизнь? Мечтали
стать космонавтами, моряками, военными, врачами, учителями, чтобы полу-
чить образование и обязательно сделать жизнь лучше. А что теперь? Ребята
мечтают иметь дорогой автомобиль, виллу на Лазурном побережье, а жить
хотят в Европе или Америке, потому что там лучше. И ни у кого не возникает
мысли попробовать приложить усилия, чтобы изменить жизнь здесь. Вырас-
тает поколение, которое чувствует себя сторонним наблюдателем, а не
частью страны с ее историей и традициями. А виноваты в этом взрослые: их
катастрофическая занятость, а часто нежелание помочь ребенку найти ответы
на интересующие его вопросы.
Дети – будущее нашей страны. От того какие жизненные ценности будут
ими восприняты, каким образцом для подражания они будут следовать, зави-
сит ее дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в формировании сознания и
мировозрения подрастающего поколения принадлежит СМИ. Пробелы в
родительском воспитании, в образовании восполняется легкодоступными но-
сителями информации. Младший школьный возраст наиболее подходящий
период для формирования идентичности личности, воспитания общечело-
веческих качеств личности. Гражданственность, патриотизм начинается с
любви к своей малой Родине, к своему родному краю. А можно ли развить
чувства, не зная культуру, самобытность своего народа, его корни, связь
истории своей семьи с историей Отечества.
Широкие возможности для формирования личности школьника, при-
общения его к национальной культуре, ознакомления его с историей страны
и своей малой Родиной открывает краеведческая работа гражданско-патрио-
тической направленности. Огромные возможности краеведения позволяют
воспитывать патриота и гражданина на конкретном материале своего родно-
го края.
Краеведческая работа помогает формированию личной сопричастности
учащихся к историческому культурному прошлому. В ходе работы ребята
изучают историческое прошлое родного края и своей семьи, знакомятся с
памятными местами, посещают музеи, театры, выставки. В ходе работы они
делают зарисовки и фотографии.
Формирование гражданской идентичности личности – сложная задача
для педагогов т.к. любовь, гордость, уважение, достоинство – чувства глубо-
ко личные и трудно проверяемые. Условия необходимые для их формирова-
ния создает проектно-исследовательская деятельность. Она позволяет учени-
кам учиться на собственном опыте. При этом усиливается мотивация, появ-
ляется интерес к расширению и углублению знаний, желание реализовать
свой творческий потенциал. Важно создать необходимые условия. Здесь
нельзя обойтись без поддержки и помощи родительского коллектива. ФГОС
второго поколения рассматривает родителей, как участников образователь-
ного процесса, что позволяет семье проявить активную жизненную по-
зицию. Каждая семья имеет свою историю, свои обычаи и традиции. Прибе-
гать к помощи родителей необходимо на этапе обсуждения каждого проекта,
чтобы определить возможности участия родителей в индивидуальной работе,
организации транспортных услуг, фото и видеосъемки. В работе над каж-
дым проектом надо найти возможность, чтобы задействовать каждого
ребенка ( кто-то собирает информацию, делает макеты, составляет крос-
сворды, а кто-то пишет стихи, оформляет газету и т.д.).
Проект может проходить в разной форме: экскурсии, коллективно-твор-
ческих дел, конференций, презентаций, конкурсов, подготовка к проведению
проекта содержит несколько этапов:
1. Диагностика ситуации;
2. Определение целей и направлений деятельности ;
3. Выработка программы действий;
4. Практическое осуществление проекта;
5. Анализ итогов проекта;
6. Принятие решения о прекращении или продолжении деятельности в
Участие в проекте – это самостоятельный выбор деятельности, которая
соответствует интересам и способностям ребенка, а также возможность
участия в общем деле («Я могу сделать сам и не только для себя»).
Успешность формирования основ гражданской идентичности зависит от
эффективного многообразия форм его организации.
Программы внеурочной деятельности по краеведению 1-4 классы
№ | Тема | Содержание | Форма работы |
1-4 5-6 7-10 11-13 14-17 18-22 23-25 26-28 29-30 30-32 1-4 5-6 7-10 11-12 13-16 17-19 20-21 22-24 25-30 31-34 1-2 3-5 6-8 9-11 12-13 14-17 18-19 20-23 24-25 26-27 28-29 30-34 1-5 6-7 8-10 11-13 14-15 16-17 18-20 21-22 23-24 25-28 29-33 34 | «Моя родословная» «Как жили наши предки» «Литературная Самара» «На встречу с теат-ром» «Их имена носят улицы нашего города» «Дорога к храму» «От колеса до аэробуса» «Несокрушимая и легендарная» «Путешествие в прошлое» «Легенды и были Жигулей» «Где мои корни?» «Загадки старого города» «Их имена носят улицы нашего города» «Самара театралльная» «Дорога к храму» «Первым делом самолеты» «Символы Самары» «Посмотри под стук колес нас везет электровоз» «Никто не забыт – ничто не забыто» «Легенды и были Жгулей» «Русские худож-ники в Самаре» «Профессии моих родителей» «Губернская Самара» «Здесь тыл был фронтом» «На встречу с театром» «Дорога к храму» «Самара космическая» «Реки самарского края» «Широкая масленица» «Подземная дорога» «Как развивались ремесла» «Легенды и были Жигулей» «Мы правнуки Великой победы» «Литературная Самара» «От крепостных стен до современного города» «На встречу с театром» «Их имена носят улицы нашего города» «Живи и помни» «Иноверческие хра-мы Самары» «Люди и космос» «Символ Родины моей» «Города самарского края» «Фестиваль народов поволжья» «Тропой тысячелетий» | 1КЛАСС Составление генеалогического древа каждым учеником класса Знакомство с бытом самарцев с момента основания крепости до конца 19 века Знакомство с произведением А.Н. Толстого «Приключение Буратино или золотой ключик» и биографией писателя. Знакомство с разным видом кукол Знакомство с жизненным путем людей, чьи имена даны улицам, на которых живут дети Знакомство с историей право-славия. Посещение женского Иверского монастыря и По-кровского собора Знакомство с историей город-ского транспорта Знакомство с памятными мес-тами Самары, напоминающие о ратных подвигах наших земляков Знакомство с жилищем древнего человека, с методами обработки металла, кости, камня; с историей заселения нашего края Знакомство с природой и историей самарского края 2 КЛАСС Знакомство с историей сел и деревень--Родиной своих предков
Знакомство с историей старых особняков и их обитателей, бытом дворянской семьи Знакомство с названиями улиц, которые носят имена героев гражданской войны. История возникновения театра САМАРТ. Его репертуар и актеры Посещение духовной семинарии, музея христианства. Знакомство с жизнью семинаристов. Знакомство с развитием авиационной промышленности в Самаре и конструкторами самолетов Знакомство гербом, гимном Самары Знакомство с историей появ-ления и развития железнодо-рожного транспорта в Самаре Знакомство с жизнью самарцев – героев Великой Отечественной войны Знакомство с природой и ис-торией самарского края 3 КЛАСС Знакомство с творчеством ху-дожников В. Сурикова, И. Ре-пина Знакомство с миром профессий их социальной значимостью Знакомство с историей образо-вания губернии,; с жизнью и деятельностью П.В. Алабина. К.П. Головкина, Шехобаловых. Курлиных Знакомство с жизнью Куйбы-шева В годы войны и вкладом наших земляков в Великую Победу Знакомство с творческой дея-тельностью Самарского акаде-мического театра оперы и балета Знакомство с традициями хра-мового зодчества и иконописи на волжской земле; с жизнью иконописца Г. Журавлева Знакомство с ролью Самары в освоении космоса и первыми космонавтами самарского края Знакомство с географическим расположением, историей наз-вания, значением рек нашего края Знакомство с народными традициями (обрядами, песнями. играми) Знакомство с работой и разви-тием метрополитена в Самаре Знакомство с разными видами ремесел Знакомство с природой и историей самарского 4 КЛАСС Работа с информацией о родных и близких людях – участниках Великой Отечественной войны
Знакомство с творчеством С.Т. Аксаковым. Работа над его произведением «Аленький цветочек» Знакомство с историей за-стройки Самары, архитектурных стилях и архитекторах города Знакомство с театральными традициями города, творческой деятельностью драматического театра Знакомство с жизнью писа-телей, врачей, художников, имена которых носят наши улицы Знакомство с историей семьи Володичкиных Знакомство с разными веро-исповеданиями, их традициями и храмами Знакомство с жизнью выдаю-щихся конструкторов В.И.Коз-лова и Н.Д. Кузнецова Береза – символ чистоты, верности, любви к родному краю, Знакомство с традицией Знакомство с историей городов самарской области Знакомство с традициями на-родов (песнями, танцами, кух-ней, обрядами, одеждой, играми) Знакомство с природой и историей родного края | Таблица, картина, презентация, фотовыставка Экскурсия по старой Самаре. Посещение музея «Горница» Выставка работ «Такой разный Буратино». Посещение музея-усадьбы А.Н. Толстого Посещение театра кукол. Мастер класс с актрисой А.Н. Мякишевой Выставка фото-графий Экскурсия Посещение музея ТТУ Экскурсия Посещение музея имени П.В. Алабини, ЦИМ «Древний мир» Экскурсия на «Царев курган» Выставка работ «Моя малая Родина», презентации Посещение музея В.И. Ленина, экс-курсия по городу Фотовыставка, посещение дом-музея М.В.Фрунзе Посещение од-ного из спектак-лей Экскурсия в семинарию и Петропавловскую церковь Экскурсия в аэропорт Куру-моч, выставка работ Конкурс стихов о Самаре Экскурсия в му-зей ж/д транспор-та Посещение музея участников пара-да победы1945г., военно-истори-ческого музея Экскурсия на Гаврилову поля-ну, Лысую гору Экскурсия в с. Ширяево в музей И.Репина, на «Дачу со слона-ми» К.П. Голов-кина, в галерею «Радуга» КВН, стенгазета, презентации Посещение музея города Самары, дома Курлиных Выставка работ и презентации Посещение спек-таклей «Щелкун-чик», кроссворды фотовыставка Посещение храма св. Троицы в с. Утевка и храма в пос. Прибрежный Выставка работ, экскурсия в му-зей авиации и космонавтики Фотовыставка, презентации. газеты Конкурс песен и игр, экскурсия в с. Алакаевка Экскурсия в музей метро, кроссворды Экскурсия в с. Сарбай, выставка работ Экскурсия на «Молодецкий курган»,конкурс легенд и рисунков Презентации, стенгазеты Кроссворд. Инсце- нировка сказки Презентации, стенгазеты Посещение спектакля «Звуки музыки», стенгазета Фотовыставка. презентации Экскурсия в п. Алексеевка, кон-курс сочинений Экскурсия в мечеть, кирху. Выставка работ Экскурсия в музей «Самара космическая» Праздник русской березы Презентации, работы, фотовыставка Фестиваль Экскурсия к пе-щере братьев Греве |
Заключение
Идеей формирования гражданской идентичности является идея единения
граждан общества, которые, различаясь по своим нравственным взглядам,
ценностям, не теряют связи с Отечеством, с традициями, соотносят себя с
гражданской общностью и испытывая чувство гордости за свою Родину,
способствует ее процветанию. Помогут сформировать гражданскую иден-
тичность личности занятия по краеведению.
У каждого дерева есть корни. Если повредить корни, то погибнут ствол и
крона. Воспитывая наших детей мы часто заботимся только о кроне, забывая
о корнях. А ведь корни это наши традиции, опыт поколений, без которых
сложно двигаться вперед. Краеведческая работа поможет ребятам почувст-
вовать непрерывную связь поколений, ощутить себя частью большого це-
лого, которое называется Родиной.
Литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение. 2008.
- Развитие исследовательских умений младших школьников. М.:Просвещение. 2011.
- С. Дьячкова, В. Луховницкий. Воспитание гражданина. М.: Чистые пруды. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности младших школьников через внеурочную деятельность.
В статье я рассказываю о том, какие занятия внеурочной деятельности я провожу в начальных классах. "Учусь создавать проект", "Путешествие в мир профессий", "Мой компьютер"- эти занятия необходимы для ...
Воспитание основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности
Представленная статья раскрывает актуальность и необходимость воспитания основ гражданской идентичности в начальной школе. В сттатье описаны этапы работы педагога по формированию основ гражданской иде...
Роль семьи в формировании российской гражданской идентичности младших школьников
Формирование у родителей представления о гражданской идентичности как личностном качестве и раскрытие основных направлений воспитания гражданской идентичности у младших школьников....
"Проектная деятельность как средство формирования основ гражданской идентичности младшего школьника"
Из опыта работы....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий экологической культуры и основы безоп...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЯ И ОБЖ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Педагогический проект «Формирование личностного потенциала младших школьников через научно- обоснованную систему понятий экологической культуры и основы безоп...
Формирование основ исследовательского поведения младшего школьника средствами проектной деятельности
В работе представлены основные образовательные технологии, этапы проектной деятельности, условия для организации эффективной самостоятельной проектной деятельности и типы проектов....