Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников
рабочая программа по теме

Позднякова Валерия Викторовна

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Ново – Девяткинская СОШ №1»

Всеволожского района Ленинградской области

Рекомендована МО

учителей начальной школы

«__» _____________

Руководитель МО ___________

Утверждаю

Директор школы

__________ Г.Ф. Мартыновская

Программа

гражданско-патриотического воспитания младших

школьников

 «Растим патриотов»

2009 – 2013г.

Составители: Стебенева Л.Н.,

Жила Н.В.,

Гулай  - Позднякова В.В.

учителя начальных классов


Пояснительная записка

Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеучебной  деятельности младших школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

       Деятельность  классного руководителя  акцентируется на проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников, в связи с тем, что разрушена система ранее сложившихся педагогических воздействий на детей. Наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска). В результате переоценки ценностей обществом дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.

В связи с этим возникает необходимость в создании программы, способствующей  удовлетворению потребностей современного общества в воспитании его гражданина.

         Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества.

         Данная программа прививает  любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать  у детей и их родителей повышение  интереса к изучению истории своей семьи, города, края.          

          Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Кроме того, социальный опыт   ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

           Через проекты,  исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали, познавательные игры учащиеся начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.

         Программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм  деятельности младших школьников.      

  Пользуясь данной программой, классный руководитель найдёт немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и  активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому ребенку свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Классный руководитель на протяжении четырех лет работы с детским коллективом должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, преподавателями дополнительного образования, работниками библиотек, с администрациями сельских поселений, сотрудниками культурно–досуговых центров и, конечно же, родителями. Благодаря совместной и тесной работе можно добиться  высокого результата.

Нормативно – правовая  база  программы

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  4. Закон РФ «Об образовании»;
  5. Государственная Программа Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 – 2010г.

Цель программы:

  • воспитание у младших школьников патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Воспитательные цели:

  •   воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, города и поселка;
  •   пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
  •   формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.

Задачи программы:

  • знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;  
  • формировать у детей ответственность, правосознание,  любовь к «малой родине»;
  • воспитывать готовность к защите своей Родины;
  • прививать любовь и уважение к школе, к тем, кто в ней учится и работает;
  • создавать условия для физического развития будущих защитников Отечества.

Новизна, отличительные особенности программы

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.

Новизна  программы заключается в самом содержании, в  стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных  интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты,  исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.

Основным  ключевым критерием  патриотического воспитания являются  3 компонента: когнитивный ,знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально –чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам  и явлениям патриотического характера) и  деятельностный, поведенческий  (виды деятельности и действия патриотического характера).

     

Ожидаемые результаты реализации программы:

- формирование  устойчивого  интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

- уважительное и бережное отношение к памятникам истории;

- любовь и бережное отношение к родной природе;

-  посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

-  честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Портрет ученика

Выпускник начальной школы:

  • владеет основами умения учиться, является субъектом учебной         деятельности и нравственного поведения;
  • любит свой город и свою Родину;
  • уважает и принимает ценности семьи и общества;
  • готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед коллективом, семьей и школой;
  • целеустремленный, самостоятельный, инициативный, ответственный, дисциплинированный, доброжелательный;
  • выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  • способен  к организации собственной деятельности;
  • любознателен, способен осуществить осознанный выбор в различных видах деятельности;
  • проявляет активное участие в делах класса, в конкурсах и проектах школы, района, города;
  • обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, уточнять проблему, вопрос, аргументировать свои желания, потребности, поступки);
  • активно познает окружающий мир, умеет пользоваться информационными источниками, владеет приемами работы с различными текстами.

Профессионально – личностные роли классного руководителя:

  • Просветитель
  • Инструктор
  • Наблюдатель
  • Опекун
  • Старший друг
  • Советчик
  • Наставник
  • Организатор
  • Руководитель
  • Проектировщик
  • Исследователь

Основные направления программы:

  1. семья и школа;
  2. историко-краеведческое;
  3. военно-патриотическое;
  4. спортивно – патриотическое.

Механизмы реализации программы:

         Под механизмом реализации программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников  «Растим патриотов» подразумевают  факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели.

         К числу наиболее действенных механизмов  относятся:

1) разработка и внедрение программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников;

2) изменение личностного понимания учащимися сущности патриотизма, гражданственности, героизма, милосердия;

3) моделирование специальных ситуаций;

4) поддержка стимулирование гражданской инициативы детей;

5) взаимодействие школы, родителей и общественности (Совета ветеранов ВОВ, Совета воинов-интернационалистов, администрации посёлка Новодевяткино и Муринского поселения) в гражданско-патриотическом воспитании учащихся;

6) активизация деятельности учащихся начальных классов  в рамках;

7) привлечение к реализации программы работников КДЦ «Рондо» и Муринского СКЦ,  школьного музея Боевой Славы, музея «Истории школы»,, школьной   библиотеки, музыкальной школы.

Формы проведения мероприятий:

  • беседы;
  • исследовательская деятельность;
  • проектная деятельность;
  • творческие отчёты;
  • уроки мужества;
  • встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами;
  • соревнования;
  • праздники;
  • акции;
  • конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
  • просмотр видеофильмов;
  • митинги;
  • экскурсии, походы;
  • читательские конференции;
  • викторины;
  • трудовые и экологические десанты;
  • «Уроки мужества», «Уроки памяти», «Уроки доброты»;
  • фестивали;
  • познавательные игры.

Материально-техническое сопровождение

  • дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • репродукции картин;
  • карточки с различными видами войск и Защитников Отечества;
  • фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • пособие «Заповедники Ленинградской области»; «Всеволожский район – гордость Ленинградской области»;
  • записи с песнями военных лет;
  • карты, атлас Российской федерации и Ленинградской области;
  • символика  Российской федерации, Ленинградской области и Всеволожского района;
  • глобус.

В программу включены четыре раздела:

1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.

2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами Всеволожского района и города Санкт - Петербурга, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.

3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.

4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.

Этапы реализации программы

Программа  состоит из четырёх этапов:

1 класс -   знакомство первоклассников с духовными традициями страны, её героическим прошлым, государственной символикой, историей «малой родины»

2 класс – приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;

3 класс – формирование гордости за героев Отечества; изучение архивов,  поиск материалов о героях войны, создание школьных книг для пополнения материалов школьных музеев;

4 класс – развитие активных форм патриотической деятельности, создание творческих презентаций о героях войны,  формирование культуры межнациональных отношений и др.  

Мероприятия  реализации программы

1 класс


Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

1.

Экскурсия в музей «История школы»


Сентябрь

Классный руководитель

2.

«Символы государства: Герб, гимн, флаг» - беседа с учащимися, презентация

Сентябрь

Классный руководитель,

руководитель музея

3.

Конкурс рисунков и фото - коллаж  «Моя семья и кто в ней я»

Октябрь

Классный руководитель, родители, бабушки и дедушки

4.

 Беседа  «Легко ли быть милосердным» (ко  дню пожилого человека)


Октябрь

Классный руководитель

5.

«Я живу в России». Виртуальное путешествие


Ноябрь

Классный руководитель,

учитель изо

6

«Веселые старты!» - спортивная игра


Ноябрь

Классный руководитель,

учитель физической культуры

7.

«Мои права и обязанности». Классный час

Декабрь

Классный руководитель, родители

8.

«Дети блокады». Библиотечный урок.

 Акция  «Свеча памяти»

Январь

Классный руководитель,

библиотекарь,

9.

Экскурсия к  «Цветку жизни»


Январь

Классный руководитель, родители

10.

Мини - проект «Мой папа лучше всех»

Февраль

Классный руководитель

11.

Конкурс зримой песни «Если б не было войны»

Февраль

Классный руководитель,

Зам. директора по ВР, представитель КДЦ «Рондо»

12.

Конкурс стихов «С любовью к бабушкам и мамам!»


Март

Классный руководитель,  родители

13.

Акция «Мой любимый школьный двор» (озеленение)


Апрель

Классный руководитель,  родители, учителя биологии

14

 «Мой прадедушка - герой» - встреча с ветераном ВОВ


Апрель

Классный руководитель,  родители, дедушки и бабушки

15.

Митинг, посвященный открытию памятника «Алеша» в     д. Новое Девяткино

 Май

Администрация Новодевяткинского сельского поселения,

классный руководитель,

родители, зам. директора по ВР

16.

Выставка поделок «Вместе с бабушкой»

Май

Классный руководитель,

родители, бабушки


2 класс


1.

Классный час «К юбилею Ленинградской области»

Сентябрь

Классный руководитель

2.

Экскурсия по Дороге жизни


Сентябрь

Классный руководитель, родители

3.

«Творим добро своими руками». Изготовление сувениров ко  Дню пожилых людей

Октябрь

Классный руководитель, родители

4.

Проект. Составление родословной своей семьи

Октябрь


Классный руководитель, родители

5.

Эрудит «С чего начинается Родина…» (85 лет Ленинградской области)

Ноябрь

Классный руководитель

6.

Акция «Я несу ромашки маме».

 (ко Дню Матери)

Ноябрь

Классный руководитель, зам. директора по ВР

7.

Классный час, посвящённый Дню Конституции

Акция «Мой гражданский поступок»

Декабрь

Классный руководитель,

родители

8.

Библиотечный урок «Был город – фронт, была блокада…»


Январь

Классный руководитель,

библиотекари

9.

Встреча с выпускниками школы, бывшими военнослужащими «Хочется мальчишкам в Армии служить»

Январь

Классный руководитель

Зам. директора по ВР

10.

Творческо-поисковая работа

«След войны в моем доме»


Февраль

Классный руководитель, руководитель музея, родители

11.

Фестиваль зримой песни «Березы России»

Февраль

Классный руководитель,

муз. работник, родители,

зам. директора по ВР, представитель КДЦ «Рондо»

12.

Конкурс чтецов «Славим женщину-мать»

Март

Классный руководитель,

библиотекарь

13.

Классный час «Великие люди России»


Апрель

Классный руководитель, родители

14.

Акция – милосердия  «Подари детям радость»

(помощь детям из детского дома – интерната)

Апрель

Классный руководитель,

родители,

зам. директора по ВР,

15.

Экскурсия в школьный музей «Боевой славы»

Акция «Ветеран с тобой рядом»

Май

Классный руководитель, руководитель музея, родители

16.

Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. Парад юнармейцев

Май

Администрация Новодевяткинского сельского поселения,

классный руководитель,

зам. директора по ВР, родители

17

«Загляните в семейный альбом» (презентации)


Май

Классный руководитель,

родители


3 класс


  1.

Классный час «75 лет Всеволожскому району»


Сентябрь

Классный руководитель

  2.

 Экскурсия на Мемориальное Пискаревское кладбище  


Сентябрь

Классный руководитель, родители

  3.

Проект «Новодевяткино вчера, сегодня, завтра»


Октябрь

Классный руководитель, родители

  4.

Познавательная игра «Что даёт наш край стране»


Октябрь

Классный руководитель

  5.

«Творим добро своими руками». Акция «Зеленая школа»


Ноябрь

Классный руководитель,

зам. директора по ВР

 6.

Урок доброты «День Матери»

Мини – проект «Моя мама ученица»

Ноябрь

Классный руководитель

 7.

«Вперёд, мальчишки!» Спортивные эстафеты


Декабрь

Классный руководитель, учитель физической культуры

8.

Эрудит «Край,  в котором мы живем!» (75 лет Всеволожскому району)

Декабрь

Классный руководитель,

родители,

зам. директора по ВР

9.

«С кого пример в жизни брать» - читательская конференция

Январь

Классный руководитель, библиотекарь

10.

Просмотр и обсуждение художественного фильма военной  тематики

Февраль

Классный руководитель

11.

Конкурс инсценированной песни «Я пою о России»


Февраль

Классный руководитель, учитель музыки

12.

Проект «Красный галстук в моей семье». (90 летие Пионерской организации)

Март - май

Классный руководитель

13.

Уход за памятниками ВОв на территории Новодевяткинского и Муринского сельских поселений

Апрель

Классный руководитель, родители

14.

«Имена героев на карте  района» мини – проект


Апрель

Классный руководитель

15.

Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. Парад юнармейцев

Май

Администрация Новодевяткинского сельского поселения,

классный руководитель,

зам. директора по ВР, родители

16.

«Тепло родного очага» Семейная гостиная

Май

Классный руководитель, родители


4 класс


1.

Историческая игра-викторина «Главные вехи победы» (200 летие Бородинской битвы)

Сентябрь

Классный руководитель, учитель истории

2.

Экскурсия на монумент героическим защитникам Ленинграда  

Сентябрь

Классный руководитель, родители

3.

Соревнования «Богатырская наша сила»

Октябрь

Классный руководитель, родители, учитель физической культуры

4.

Конкурс сочинений «Если бы я был президентом страны…»


Октябрь

Классный руководитель

5.

Конкурс плакатов «Мир дому твоему»


Ноябрь

Классный руководитель,

учитель ИЗО

6.

Мини – проект «Школа – часть малой Родины»

Ноябрь - май

Классный руководитель, зам. директора по ВР

7.

Классный час «Закон моей жизни» с использованием ИКТ


Декабрь

Классный руководитель

8.

Эрудит «История олимпийских игр»


Декабрь

Классный руководитель, зам. директора по ВР, родители

9.

 «А музы не молчали». Встреча с композитором Клюковкиным А.П. (блокадник)

Январь

Классный руководитель, родители

10.

Библиотечный урок «Стихи блокадного города».

«Свеча памяти»

Январь

Классный руководитель, библиотекарь

11.

Акция «Письмо солдату»



Февраль

Классный руководитель

12.

Конкурс творческих проектов «Защитники Отечества в моей семье»

Февраль

Классный руководитель

13.

Поход в часть МЧС п. Мурино



Март

Классный руководитель

14.

Участие в фестивале зримой песни «Милая, добрая, славная»


Март

Классный руководитель,

зам. директора по ВР

15.

Поисковая работа «Имена великих людей на карте города»

Апрель

Классный руководитель

16.

Акция «Здесь живёт ветеран войны»


Апрель-май

Классный руководитель, Совет ветеранов

17.

Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. Парад юнармейцев


Май

Администрация Новодевяткинского сельского поселения,

классный руководитель,

зам. директора по ВР, родители

18.

Поход «Родной край люби и знай»


Май

Классный руководитель ,

родители

Прогнозируемые результаты программы:

Сформировать:

  1. устойчивый интерес к истории и духовным традициям Отечества;
  2. осознание бережного отношения к родной природе, к месту, где ты живешь;
  3. любовь и уважение к своим родителям и семье;
  4. осознанное уважение к школе и педагогам школы;
  5. осознание ответственности за свои поступки;
  6. мотивацию к физической культуре и потребность вести здоровый образ жизни.

Источники:

1.Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011г.

2.Заикина Л. Конструируем программу воспитательной деятельности.// Воспитательная работа в школе 2009г.

3 Пашкович И.А..Патриотическое воспитание 2006г.

4.Попова Е.Н. Концептуальные и организационно – методические основы патриотического воспитания школьников. Методическое пособие// Селезнев Н. Оценочная деятельность в воспитании человека// Воспитательная работа в школе 2009г.

5.Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2010г.

6. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г.

Приложение к программе

Отзыв на программу:

Отзыв на программу гражданско-патриотического воспитания

«Растим патриота»

творческого коллектива учителей

МОУ «Ново-Девяткинской школы №1»

Стебеневой Л.Н., Жила Н.В., Гулай – Позднякова В.В.

Созданная творческим коллективом учителей программа гражданско-патриотического воспитания «Растим патриота» привлекает целостностью, законченностью, разумным сочетанием теории и  практики, а также четкостью структуры.

В программе прочитывается понимание творческим коллективом учителей  целей и задач гражданско-патриотического воспитания как составной части духовно-нравственного развития младших школьников.

Определен основной механизм гражданско-патриотического воспитания: приобретение  знаний младшими школьниками о себе, семье, районе, городе, стране, Родине, о событиях и традициях и т. д.; сформированность положительного отношения к ним и на этой базе становление поведенческого компонента, т.е. заложена ясная для младшего школьника триада: ЗНАЮ, ХОЧУ, МОГУ.

Основные положения программы реализуются в многообразных формах деятельности (беседы, игры, путешествия, трудовые десанты, праздники, проектная деятельность и т п.), предполагающие разный уровень активности младших школьников, разные интересы, разную направленность, разные возможности детей. При этом в программе отражены и  различные функциональные роли классного руководителя: организатор, советчик, наставник, разработчик, исследователь и т.д.

Интересной и оправданной являются направления программы гражданско-патриотического воспитания, выстроенные по вертикали (от первого к четвертому классу) и по горизонтали  (семья и школа, историко-краеведческое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое). А разделы программы  придают ей практическую направленность и привлекательность: «Мы вместе», «Мой город», «Моя Родина», «Это важно помнить».

 В программе размещен план конкретных мероприятий по годам обучения, которым вполне могут воспользоваться учителя других школ.  Именно  эта

 часть  раскрывает творчество учителей-составителей  программы.

В программе предпринята попытка представить диагностический материал по гражданско-патриотического воспитанию, что придает данной программе исследовательский характер.

Безусловно, данная программа не является единственно-возможным вариантом  гражданско-патриотического воспитания младших школьников.  Практическая реализация ее потребует определенной корректировки. Вместе с тем,  программа «Растим патриота» вполне может быть составной частью программы духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.

Кандидат педагогических наук, доцент,

 научный  руководитель школы №603

Фрунзенского района

 Конева Валентина Сергеевна.

Отзыв  родителей  4 –«4» класса «Ново – Девяткинская СОШ №1»

на воспитание наших детей по программе

« Учителя! Они как свет в пути!
Какое  нужно огненное сердце иметь в груди,       
Чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!»

       От имени родителей и учеников 4 «4» класса МОУ «Ново Девяткинской СОШ №1»,  хочу рассказать  Вам об удивительном и замечательном человеке – нашей учительнице Гулай – Поздняковой Валерии Викторовне.    
      «Кто будет первым учителем  ребенка?»-  такой вопрос задает себе каждый родитель, когда впервые приводит ребенка в школу.   Страх перед неизвестностью всегда пугает. В чьи руки мы отдадим воспитание своего ребенка на несколько часов в день? 

      Для ребенка школа и первый класс – это что-то новое, которое открывает большой и интересный МИР!!!

      Скажу, нам просто повезло!!!! Желание  ходить в школу, получать новые знания, просто увидеть и пообщаться с любимым учителем и со своими друзьями, поделится новостями  - все это в наших детях растет с каждым днем!
        Валерия Викторовна -  уникальный и талантливый педагог. Она - профессионал своего дела!

        Так как учителя 4-х классов ведут углубленную работу с 1 по 4 класс по гражданско –патриотическому воспитанию наших детей, то мы – родители конечно же замечаем положительный результат. Сколько нужных и важных мероприятий, помимо учебного процесса, проводятся в 4 классах по параллели. И это всевозможные походы в театры, музеи, выставки, посещения исторических мест, внеклассные мероприятия, и участие в школьной жизни. Легкая подача нового материала на уроках,  интересные и захватывающие классные часы, викторины, проекты, исследовательская деятельность, посещение школьных музеев воспитывает в наших детях любовь и уважение к родителям, к родному краю, к Отчизне. Все новое объясняется очень доступно для восприятия каждого ребенка. Дети с удовольствием участвуют в фестивалях зримых песен, в эрудитах, уроках мужества, танцевальных калейдоскопах и смело начинают принимать участие в новых мероприятиях. 

      Наш учитель  располагает к себе детей и их родителей своим обаянием, теплотой, искренней, неподдельной любовью к ним, отдавая всю себя своей работе, находит индивидуальный подход к каждому. Думаю, у нее есть чему поучиться.

В нашем классе развиваются и  воспитываются  такие положительные качества,   как   доброта, уважение к товарищам, сочувствие, самостоятельность, отзывчивость, патриотизм, любовь к семье и Родине, лидерство, гордость за свой класс и школу, умение прийти на помощь друг  другу, умение радоваться не только  за свои, но и за чужие успехи, стремление к победе и достижению результата,  интерес к процессу познания.

В нашем классе за 4 года появилось много хороших традиций. Посещение исторических мест ко дню снятия блокады, уроки памяти, митинги посвященные Дню Победы, на которые мы ходим всей семьей с бабушками и дедушками, родители регулярно участвуют и болеют на спортивных соревнованиях, на праздничных концертах,  посвященных 23 февраля и 8 марта.  Наши дети растут и стремительно развиваются!

 Валерия Викторовна всегда придумывает креативные идеи по развитию наших детей –  это постановка спектаклей с развитием творческого таланта детей, литературные праздники и уроки для  более глубокого понимания творчества писателей,   появления интереса к чтению, проведение всевозможных спортивных соревнований, конкурсов и олимпиад, в которых дети стремятся участвовать. Познание мира происходит  не только в стенах школы, но  и вне ее – ежегодное посещение класса с учителем заповедников, походов, знакомство с  природой. Все это приводит к всестороннему развитию наших детей!  

      Наши дети тянутся друг к другу, «заражают»  своими интересами и увлечениями, вовлекая в процесс весь класс. Ведь очень важно  развитие наших детей в дружном и сплоченном коллективе, который формируется под чутким руководством нашей учительницы – Валерии Викторовны!

                                                                                           От всей души родители                                              

4 «4» класса  МОУ «Ново - Девяткинская   СОШ №1»

Голубева Людмила Викторовна

Хисматуллина Марина Леонидовна

Питерская Зухра Халитовна

Отзыв родителей 4-2 класса о воспитательной  работе классного руководителя Жила Нины Владимировны

        В последние годы идет переосмысление сущности  патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение. Акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой родины.

     Наша учительница Жила Нина Владимировна формирует у детей черты характера, которые помогут им стать истинными патриотами и гражданами своей родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, получаемые в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь. Дети с удовольствием  участвуют в школьных и классных мероприятиях,  в муниципальных акциях. Кропотливый труд классного руководителя даёт свои  результаты.  Ученики класса стали сплоченным дружным коллективом. Особо ценно то, что дети сопереживают неудачам и радуются успехам друг друга.

      Родители учащихся   вместе с детьми  с удовольствием работают над коллективными проектами: « Моя семья», « Моя  малая родина», « Защитники Отечества в моей семье», участвуют в фестивалях зримой песни. Особо ценно то, что дети сопереживают неудачам и радуются успехам друг друга.

    Проводимая работа помогает детям испытывать гордость и уважение за свою русскую культуру, язык, народные  традиции.

      Мы, родители 4-2 класса, выражаем благодарность Нине Владимировне за вклад в такое непростое дело, как воспитание наших детей.  

                      Родители Рогачёва Н.А., Гринь И.М., Аникиевич О.Е.        

 

Программа классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию

1 класс

  • История моего имени и фамилии.
  • Герб, флаг, гимн России.
  • Я – россиянин.
  • Вот она, какая, моя Родина большая.
  • Русские сказки и сказания.
  • Жизнь замечательных людей.
  • Любимые игры нашей семьи.

2 класс

  • История моей улицы.
  • Мир народных праздников.
  • Русские народные игры и игрушки.
  • Славные сыны нашего Отечества.
  • Наша родина - Россия.
  • Семейная реликвия.
  • Биография города.

3 класс

  • Герои Куликовской битвы.
  • Народные пословицы и поговорки
  • История моего города.
  • Моя родословная.
  • Обычаи и традиции русского народа.
  • Покорители космоса: Ю. Гагарин.
  • История семейной фотографии.

4 класс

  • Мои предки в бою и труде.
  • Обычаи и традиции народов России.
  • Красота русской природы.
  • История народного костюма.
  • Мы - славяне.
  • Наука побеждать: А.В. Суворов
  • Героическое прошлое города.

Минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

Отношение к Родине

1.Патриотизм

1.1. Отношение к родной природе.

3- любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;

2- любит и бережёт природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережёт.

1.2. Гордость за свою страну.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

1.3. Служение своими силами.

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеству;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

1.4. Забота о своей школе.

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2.Любознательность

2.1. Познавательная активность

3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 – сам много читает;

1 – читает при побуждении взрослых, учителей;

0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.


2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 – стремится учиться как можно лучше;

1 – учится при наличии контроля;

0 – плохо учится даже при наличии контроля.

2.3.Саморазвитие.

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 –есть любимое полезное увлечение;

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;

0 – во внеурочной деятельности не участвует.

2.4. Организованность в учении.

3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;

1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;

0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие.

3.1 Инициативность и творчество в труде.

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

3.2. Самостоятельность в труде.

3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 – трудится при наличии контроля;

0 – участия в труде не принимает.

3.3.Бережное отношение к результатам труда.

3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;

2 – бережёт личное и общественное имущество;

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

3.4. Осознание значимости труда

 3 -осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;

1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

4.1. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость.

4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.

3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 – груб и эгоистичен.

4.3. Милосердие.

3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым и больным;

1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;

0 – неотзывчив, иногда жесток.

4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен.

Отношение к себе

5. самодисциплина.

5.1. Развитая добрая воля.

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;

2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.

5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила поведения не соблюдает.

5.3. Организованность и пунктуальность.

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет.

5.4. Требовательность к себе.

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 – к  себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

  Диагностический инструментарий

Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско – патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие…

      Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых   процедур, в которых ведущими методами будут:

1. Целенаправленные наблюдения классного руководителя, учителей предметников, педагогов ДО, библиотекарей.

2. Анонимные анкеты, позволяющие  анализировать ценностную сферу личности;

3.  Экспертные суждения (родителей, школьного психолога, библиотекаря);

4. Этнопсихологический опросник, содержание которого предусматривает ответы на вопросы, связанные с культурой, историей своей страны.

 В заключении можно сделать вывод, что изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

- конкретизировать цели и задачи воспитательной работы с учетом диагностики воспитанности;

Задача провидения диагностики воспитанности заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.

Методики:

  • Методика «Неоконченное предложение», предполагающая  сочинение детей, продолжающее фразу «Когда слышу  слово «Родина», то я представляю…
  • Методика «Национальный портрет», представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
  • Методика «Рассказы»  построенная на обсуждении неоконченных рассказов из книги И.А.Архиповой «Развитие духовного мира ребенка в начальной школе» , связанных с проявлением духовно-нравственных  ценностей, качеств.
  • «Мой герой»  нацелена на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.
  • Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой), моральная дилемма  (норма взаимопомощи в  конфликте с личными интересами);
  • «Кто прав?» - методика  на выявление позиции собеседника, уважение к иной точке зрения (Г.А..Цукерман).
  • Рисуночные тесты «Моя Родина»,  «Моя семья», «Я на природе», «Я эколог».

Самооценочные суждения  детей.



Предварительный просмотр:

Диагностика

Какие чувства вызывает у вас слово Россия, Родина, Отчизна?

По результатам тестирования можно увидеть, что к 4 классу у детей изменилось отношение к Родине, родному краю, ответы детей уже к 11 годам осознанные и уверенные.

Какие качества человека ты считаешь важными?

Составление столбовой диаграммы по основным показателям воспитанности школьников с 1 по 4 класс

Когда я слышу слово Родина, то  представляю…

Есть ли у тебя друзья?

Помогаешь ли ты родителям по дому?

Принимаешь ли ты участие в классных и школьных мероприятиях?

Какие телевизионные передачи ты смотришь?

Нравится ли тебе ходить поздравлять и помогать ветеранам?

Считаешь ли ты важным подкармливать птиц и ставить им скворечники?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа предназначена для классных руководителей, учителей начальных классов, с ц елью формирования патриотического сознания у учащихся как важнейшей ценности, одно из основ духовно-нравственного ед...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Моя малая Родина"

Программа разработана творческой группой и направлена на формирование гражданственности, привития любви к родному краю, возрождение народных  традиций, воспитание уважительного отношения к родите...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"...

программа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников "Маячок"

Программа призвана формировать нравственную культуру учащихся;  способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; воспитывать гармоничную, всесторонне разви...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»

Программа «Обелиски», направленная на развитие гражданско - патриотического воспитания младших школьников, предполагает:· развитие личности в процессе воспитания;· совместную деятельность взрослых и д...

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников.

Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников....

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в рамках программы ФГОС в урочное и внеурочное время.

Гражданская идентичность- это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе.Цель: формирование способности школьника соотносить себя ...