Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

Программа «Обелиски», направленная на развитие гражданско - патриотического воспитания младших школьников, предполагает:

· развитие личности в процессе воспитания;

· совместную деятельность взрослых и детей;

· социальное партнерство общества-семьи-школы.

Цель программы: воспитание качеств, составляющих основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории семьи.

Задачи:

1. Формировать интерес к изучению истории семьи, родного края, России.

2. Создавать условия для взаимодействия участников воспитательного процесса.

3. Развивать исследовательские навыки обучающихся.

Основные направления:

ü Организация партнерской деятельности педагога, детей и родителей.

ü Организация совместной работы с ЦДО.

ü Организация проектно-исследовательской деятельности.

ü Работа с источниками интернет.

Направления деятельности по программе

Ценностно-образовательное – предполагает формирование ценностного отношения к семейной культуре, её изучение, сохранение.

Деятельностно-творческое способствует становлению культуры поведения, с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности. Предусматривает развитие творческих способностей, исследовательских умений, навыков проектирования.

Диагностика результативности программы:

Анкетирование, мониторинг, отзывы всех участников о проведении мероприятий.

Ожидаемые результаты реализации программы:

v система краеведческих знаний;

v устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

v уважительное отношение к памятникам культуры;

v бережное отношение к природе;

v интерес к познанию;

v стремление к самовыражению;

v доброжелательное отношение к людям;

v требовательность к себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 40 г. Новосибирска

Программа

гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»

Автор-разработчик:

Данова Т.Ю., учитель начальных классов

2012 - 2016 г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»

Основание для разработки программы

Необходимость в привлечении внимания детей и родителей к проблемам формирования гражданско-патриотического воспитания российских школьников, любви к своему народу, неотрывной привязанности к месту своего рождения, уважению к предкам; в пропаганде семейных ценностей; в реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в соответствии с требованиями ФГОС и Закона РФ «Об образовании»

Разработчик программы

Данова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

Цели и задачи

программы

Цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Задачи:

  1. Формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории родного края, страны; родословной своей семьи, жизни родных и близких.
  2. Повысить роль семьи, как социума, формирующего личность.
  3. Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно - воспитательного процесса.
  4. Развивать        исследовательские навыки учащихся.

Условия достижения целей и задач программы

Продуктивное сотрудничество с ЦДО и Центром истории развития Ленинского района, использование опыта работы коллег ряда педагогических форумов по проблемам патриотического воспитания.

Основные направления программы

  • Организация партнёрской деятельности педагога, детей и родителей.
  • Организация совместной работы с ЦДО.
  • Организация проектно – исследовательской деятельности детей.
  • Работа с библиотечными и интернет ресурсами.

Ожидаемые результаты

  • интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
  • активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению;
  • инициативность и творчество, осознание значимости труда;
  • уважительное и доброжелательное отношение к людям, честность, соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Место реализации программы

МБОУ СОШ № 40 Ленинского района

Участники программы

Учащиеся начальной школы, классный руководитель, родители учащихся, педагоги ЦДО.

Адрес учреждения

630054 город Новосибирск, ул. Крашенинникова, 6, тел. 343-56-18, 343-56-21


Пояснительная записка

G:\Фото Июль 2016\Школа\Детские\Лучшее\Праздники\9 мая\Родина - мать скорбит по своим сыновьям.JPG

Обелиск — это высеченный из камня шпиль с пирамидальной вершиной. Многие памятники в честь Победы в Великой Отечественной войне возведены в виде обелисков. Есть такой обелиск и у нас на родине – это фигура Скорбящей Матери в самом сердце Новосибирского Монумента Славы. Это единение семьи в лице скорбящей матери и цветов памяти, которые мы - потомки павших героев возлагаем к её подножию, стало ключевым в названии разработанной мной программе патриотического воспитания младших школьников «Обелиски».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из основополагающих задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: школа является важнейшим социальным институтом в формировании патриотического воспитания у учащихся.

Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого, А. С. Макаренко, так как они отводили главную роль в образовании патриотическому воспитанию личности. Целесообразно полагать, что проблема патриотического воспитания была актуальна во все времена, многие ученые, педагоги, психологи пытались найти оптимальные пути ее решения.

В «Концепции духовно – нравственного развития гражданина России» сформулированы важнейшие задачи формирования гражданской ответственности и правового самосознания. Д.С. Лихачев говорил: "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу - задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому." По мнению исследователя А. Алексеева, история рода - это всегда история страны.

Младший школьный возраст – период изменений и преобразований характеризуется верой в истинность всего, чему учат. Именно в этом возрасте большие возможности для формирования гражданской позиции и патриотических чувств. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится любить близких, не приобретёт уверенность в своих способностях, в дальнейшем это потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях.

Социальный опыт - это то, что ты пережил, и этот опыт постоянно определяет твои действия и поступки».

Патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. В целях решения воспитательных задач необходима совместная общественно-значимая деятельность, которая подразумевается в ходе реализации программы «Обелиски».

Программа «Обелиски», направленная на развитие гражданско - патриотического воспитания младших школьников, предполагает:

  • развитие личности в процессе воспитания;
  • совместную деятельность взрослых и детей;
  • социальное партнерство общества-семьи-школы.

Цель программы: воспитание качеств, составляющих основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории семьи.

Задачи:

  1. Формировать интерес к изучению истории семьи, родного края, России.
  2. Создавать условия для взаимодействия участников воспитательного процесса.
  3. Развивать исследовательские навыки обучающихся.

Основные направления:

  • Организация партнерской деятельности педагога, детей и родителей.
  • Организация совместной работы с ЦДО.
  • Организация проектно-исследовательской деятельности.
  • Работа с источниками интернет.

Направления деятельности по программе

Ценностно-образовательное – предполагает формирование ценностного отношения к семейной культуре, её изучение, сохранение.

Деятельностно-творческое способствует становлению культуры поведения, с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности. Предусматривает развитие творческих способностей, исследовательских умений, навыков проектирования.

Диагностика результативности программы:

Анкетирование, мониторинг, отзывы всех участников о проведении мероприятий.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • система краеведческих знаний;
  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
  • уважительное отношение к памятникам культуры;
  • бережное отношение к природе;
  • интерес к познанию;
  • стремление к самовыражению;
  • доброжелательное отношение к людям;
  • требовательность к себе.

Этапы и сроки реализации

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном    этапе развития становится «исследователем».

Реализация программы рассчитана на три года начального образования (2, 3, 4 класс) и представляет собой три ступени развития, три содержательных блока:

  1. Блок «Моя родословная»
  2. Блок «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
  3. Блок «Моя семья – моя Россия».

Подготовительный этап

  • разработка документации;
  • мониторинг        уровня начальных тематических знаний;
  • диагностика готовности родителей к сотрудничеству;
  • решение задач методического обеспечения.

Основной этап

  • изучение своей родословной (совместная с родителями работа по изучению жизни

   поколений в семье, создание архива «Наша династия»);

  • организация работы по теме «История Новосибирска» (краеведческий материал);
  • подготовка и проведение открытого мероприятия для младших школьников «Наша

  Родина – Россия».

Заключительный этап

  • рефлексия;
  • анализ результатов проделанной работы;
  • составление дальнейшего плана действий.

Формы работы: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; классные часы; беседы, диспуты, викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии.

Тематика:

 «Истории семьи»

«Ценности семейной жизни»

«Семейные династии»

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

«Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»

«Фамильное Древо»

«Путешествие в детство наших родителей»

«Возникновение фамилий»

«Российские праздники»

«Государственная символика»

«Народные промыслы России»

«Новосибирск в годы ВО войны»

Деятельность:

  • изучение своей родословной;
  • совместная с родителями работа по изучению жизни представителей разных поколений  

     семьи;

  • создание семейных архивов «Герои-Сибиряки», «Наши династии».

Родительская школа:

  • Родительское собрание по теме «Духовно - нравственные основы семьи».
  • Проект «Родословная семьи».
  • Родительское собрание - диспут «Семейные традиции».
  • Родительское собрание - консультация «Исследовательская деятельность младшего

    школьника. Программа Microsoft Power Point как средство решения задач в создании  

    презентаций».

  • Родительское собрание - круглый стол «Свободное время младшего школьника».

Технологии реализации программы

  • Проведение        тематических творческих конкурсов.
  • Исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность.

Содержание программного материала

  1. Блок «Моя родословная» (30 ч)

Задачи:

Пробуждать и укреплять родственные чувства.

Формировать интерес к изучению истории своей семьи.

Содержание программного материала:

  • что мы знаем о своих корнях: работа в семейном архиве, установление имен и фамилий

     своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий.

  1. Блок «Пусть не прервется никогда веков связующая нить» (30 ч)

Задачи:

Воспитывать любовь к родным, уважение к прошлому и настоящему семьи.

Развивать творческую активность.

Содержание программного материала:

  • собрать сведения о героях войны, труда, людях искусства семьи;
  • народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.
  1. Блок – «Моя семья – моя Россия» (30 ч)

Задачи:

Прививать чувства уважения и любви к культуре, природе, истории России, Новосибирска,

          традициям и обычаям народов России.

Воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей, религий.

Прививать желание сохранять и приумножать традиции и духовные ценности Родины.

Содержание программного материала:

  • символика НСО и России, историко-географическая справка;
  • выдающиеся личности;
  • население России; ознакомление с образцами народного искусства;
  • природное разнообразие, национальные заповедники.

Тематическое планирование

Блоки

Тема занятия

Содержание занятия

Часы

Моя родословная

Кто я?

Работа с энциклопедическими словарями (понятия: генеалогия, род, предки)

Работа с ключевыми понятиями.  Анкетирование

2

Тайна наших имен

Роль имени в жизни человека. Толкование имен. Интервью с родителями на тему «Почему меня так назвали»

1

Мастерская письма

«Дорожите именем своим!

Знакомство с понятием и составлением синквейна. Составление синквейна «Имя»

1

Из истории возникновения фамилий

Роль фамилии в жизни человека Происхождение фамилий

1

Конкурс рисунков «Моя семья»

Рассматривание семейных фотографий

Выполнение рисунков

1

Образование отчеств

Образование отчеств. Мое отчество

1

Устный журнал «Мои родители, их профессии»

Знакомство учащихся начальной школы с профессиями родителей и близких родственников.

1

Выставка рисунков на тему «Профессии в моей семье»

Работа по организации выставки

1

День матери Открытый урок

Чтение стихов, разыгрывание сценок, конкурсы для мам, бабушек

1

Беседа, игровой тренинг «Мои братья и сестры»

Беседа о том, что уважительное отношение к родным и близким - одно из необходимых условий самоуважения и личного достоинства человека

1

Кого вы считаете близкими родственниками?

Беседа о родных братьях и сёстрах

1

Семейный праздник

«Наши семейные традиции»

Подготовка к празднику Проведение мероприятия

2

Выставка «Мир семейных увлечений»

Рассуждения детей о порядке, укладе и ритме жизни в их семье, о том, чем любят они заниматься, что у них больше всего получается. Организация выставки

2

Классный час «Семейные обязанности»

Диалог о значении слова «почтение» и что значит «почитание» родителей Работа в группах: 1 группа обсуждение «Обязанности родителей» 2 группа обсуждение «Обязанности детей»

1

Мастерская письма

«За что я благодарен своим родителям»

Мини – сочинение «За что я благодарен своим родителям»

1

Семейные реликвии

Работа с энциклопедическими словарями

Понятие слова «реликвия». Учащиеся рассказывают о семейных        реликвиях, высказывают свое мнение о прослушанном

Организация выставки «Семейные реликвии»

2

Конкурс «Фамильный герб,         фамильный девиз»

Работа с энциклопедическими словарями (понятия: геральдика, герб, девиз)

Продумывание и изображение семейного герба и девиза.

2

Спортивный праздник

«Папа может…» ко Дню защитника Отечества

Организация спортивного праздника для пап

1

Генеалогическое древо

Составление и        заполнение таблицы «Мои родственниках». Составление генеалогического древа своего рода. Портрет кого-нибудь из родственников или свой.

4

Итоговая конференция

«Моя родословная» с участием родителей, бабушек и дедушек

Подготовка к мероприятию. Презентации, семейные проекты, рассказы, сценки, чтение стихов, исполнение песен для гостей, выставки. Оформление выставок: «Я помогаю», «Портреты родственников» «Автопортреты».

2

Экскурсия в музей школы

1

Итого

30

Пусть не прервется никогда веков связующая нить

Беседа «Как жили наши предки»

Конкурс рисунков «Мой предок – какой он?»

1

Беседа «Мои прадедушки и прабабушки» Посещение Центра истории развития Ленинского района

Прослушивание информации о значении семьи в жизни наших предков.

2

Мастерская письма

«Мои прабабушки и прадедушки»

Составление краткого очерка о своих прадедушках        и прабабушках

1

«Мои бабушки и дедушки» Экскурсия в семью…

Посещение семьи

2

Родственники

Работа со словарем

Работа с энциклопедическими словарями (понятия: шурин, брат, деверь, невестка, золовка, сват и др.) Близкие и дальние родственники Термины родства и свойства Рассказ о родственниках

2

Составление кроссворда

«Семейные узы»

Представление и отгадывание кроссворда в классе (на основе полученных ранее знаний)

1

Выставка «Я смотрю на фотокарточку»

Организация выставки старых семейных фотографий

1

Беседа «Как украсить дом к Новому году» Мастер – класс по изготовлению украшений

Беседа «Почему Новый год считают семейным праздником?» Рассказы детей «Мы украшаем свой дом». Мастер - класс по изготовлению новогодних игрушек и украшений (проводят родители или дети). Совместная с родителями работа по украшению классного кабинета к Новому году

4

Беседа        «Помощь в семье»

Беседа о помощи младшим и старшим членам семьи

1

Диспут с элементами тренинга «Проблемы заботы и согласия в семье»

Обсуждение проблем заботы и согласия в семье. Работа в группах. Разыгрывание семейных сценок – ситуаций.

2

Выпуск буклета «Моя семья»

Сбор информации для оформления буклета

Выпуск буклета

3

Мастерская письма

«Защитники Отечества»

Сочинение стихов об армии и защитниках Родины. Сочинение на тему «Кого можно назвать защитником Отечества».

1

Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет» ко Дню 8 марта

Организация        выставки.

1

Конкурсная семейная программа «Когда все вместе»

Подготовка мероприятия. Проведение конкурсной программы.

2

Мастерская письма

«Интересные        люди        в моей семье»

Сбор информации об интересных людях в семье. Сочинение «Интересные люди в моей семье»

2

Встреча с ветеранами Моя семья в истории Великой Отечественной войны

Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Устный рассказ о родных, участниках Великой Отечественной войны.

2

Семейный праздник

«Азбука больших и малых дел нашей семьи».

Творческие представления семей, семейные конкурсы.

2

Итого

30

Моя семья – моя Россия

Русь, Россия, Родина моя

Понятие большая и малая родина Беседа о Государственных символах России

Просмотр м/ф «Гора самоцветов».

2

Мы – частичка своей Родины

Работа с энциклопедическими словарями (понятия: род, родня, Родина, родители, родственники) История каждой семьи – частица истории Родины. Народ – наша большая семья. Гордость за        свою семью – гордость за свою Родину.

1

Беседа «Правила жизни в семье».

На Руси в семьях ценились всегда любовь и уважение, согласие в воспитании детей. Правила жизни в семье были прописаны в “Домострое”.

1

История Новосибирска в истории России.

Беседа «История Новосибирска». Посещение краеведческого музея.

2

Мастерская письма

«Моя Родина».

Написание сочинения о России или о своей малой родине (по выбору учащихся).

1

Конкурс «Добрая пословица ко времени молвится».

Чтение и обсуждение пословиц. Запись пословиц о семье.

1

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

Работа с энциклопедическими словарями (понятие: династия). Сбор информации о профессиях в семье. Заслушивание сообщений по теме «Профессии в моей семье».

2

Мини – проект

«Семейные династии».

Подготовка и представление презентаций

«Династии».

2

Игра «Если я один дома»

Обсуждаем, почему люди не любят жить в одиночестве, для чего они ищут спутников жизни, заводят детей, приобретают друзей.

1

Мастерская письма Понятия «одиночество», «дружба»

Составление синквейнов «Одиночество»

«Слово – магнит «Дружба» (по выбору учащихся)

1

Конкурс – выставка

«Городок веселых затей»

Оформление классной газеты с использованием фотографий по проведению семейного досуга Разыгрывание семейных сценок – ситуаций.

2

Народные промыслы России.

Организация выставки. Экскурсия в изостудию ЦДО им. Станиславского.

1

Традиционные промыслы земли русской.

Заочная экскурсия по «Золотому Кольцу».

1

День Защитника Отечества. Конкурсная программа для мальчиков.

Подготовка и проведение мероприятия на выявление самого ловкого, умелого, находчивого мальчика в классе.

2

Праздник 8 Марта

«Деревенские посиделки» Конкурсная программа для девочек, мам и бабушек.

Традиции семьи в песнях, сказках, играх и обрядах.

2

Беседа        с элементами игрового тренинга «Как научиться не огорчать близких?»

Работа проводится отдельно с группой девочек «Хозяюшки» и с группой мальчиков «Настоящие мужчины».

2

Мастерская письма

«Если бы я был(а) папой, мамой…»

Создание кластера: каким я был бы папой, мамой; чем бы занимался в первую очередь; на что обратил бы внимание в семье; мои методы воспитания детей.

1

Деловая игра-тренинг

«Дом».

Дом – это самые близкие люди, а школа – наш второй дом, большая дружная семья. Начнем строительство нашего общего дома.

1

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой».

Выступление с Музыкально-литературной композицией в СГУГиТ.

2

«Мир дому моему, мир дому твоему». Программа, посвященная Международному дню семьи (15 мая)

Постановка сказки В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”, чтение стихов, проведение конкурсов.

2

Итого

30

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». – М.: 2007 г.
  3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
  4. Ежемесячный общероссийский журнал «Патриот Отечества» № 4, 5 2012 г.
  5. Опыт использования государственной символики в патриотическом воспитании граждан. – М.: Армпресс, 2007 г. – 219с.
  6. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / Авт. О.С. Богданова, О.Д. Калинина. – М.: “Просвещение” 1985 г. – 31 с., 34 с.
  7. Проектная        деятельность        младших школьников. Книга для учителя начальных классов / Н.В Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2002 г.
  8. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авт. Ю.Е. Антонова, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003 г.
  9. Формы и методы работы с родителями в начальной школе. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. / Авт. Е. В. Гуда.  – Новосибирск: СибАК, 2012.
  10. Изучение истории семьи / Авт. Л. В. Тимарцева. – Начальная школа. 2008. № 2. С. 67—74.

Информация из интернета – сайтов:

http://www.school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/index.htm

http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf

http://college.ru/pages/51-programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachal-nogo-obshego-obrazovaniya.html

http://www.basicpedagog.ru/nowod-187.html

http://www.armpress.info/patriot.htm

http://mirznanii.com/info/3-metodicheskie-rekomendatsii-o-vzaimodeystvii-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-semeyvestnik-obrazova_279491


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Программа по патриотическому воспитанию младших школьников

В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов.  В программ...

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР

Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...