Главные вкладки

    Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»
    методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему

    Данова Татьяна Юрьевна

    Программа «Обелиски», направленная на развитие гражданско - патриотического воспитания младших школьников, предполагает:

    · развитие личности в процессе воспитания;

    · совместную деятельность взрослых и детей;

    · социальное партнерство общества-семьи-школы.

    Цель программы: воспитание качеств, составляющих основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории семьи.

    Задачи:

    1. Формировать интерес к изучению истории семьи, родного края, России.

    2. Создавать условия для взаимодействия участников воспитательного процесса.

    3. Развивать исследовательские навыки обучающихся.

    Основные направления:

    ü Организация партнерской деятельности педагога, детей и родителей.

    ü Организация совместной работы с ЦДО.

    ü Организация проектно-исследовательской деятельности.

    ü Работа с источниками интернет.

    Направления деятельности по программе

    Ценностно-образовательное – предполагает формирование ценностного отношения к семейной культуре, её изучение, сохранение.

    Деятельностно-творческое способствует становлению культуры поведения, с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности. Предусматривает развитие творческих способностей, исследовательских умений, навыков проектирования.

    Диагностика результативности программы:

    Анкетирование, мониторинг, отзывы всех участников о проведении мероприятий.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    v система краеведческих знаний;

    v устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

    v уважительное отношение к памятникам культуры;

    v бережное отношение к природе;

    v интерес к познанию;

    v стремление к самовыражению;

    v доброжелательное отношение к людям;

    v требовательность к себе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ № 40 г. Новосибирска

    Программа

    гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»

    Автор-разработчик:

    Данова Т.Ю., учитель начальных классов

    2012 - 2016 г.

    Паспорт программы

    Наименование программы

    Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»

    Основание для разработки программы

    Необходимость в привлечении внимания детей и родителей к проблемам формирования гражданско-патриотического воспитания российских школьников, любви к своему народу, неотрывной привязанности к месту своего рождения, уважению к предкам; в пропаганде семейных ценностей; в реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в соответствии с требованиями ФГОС и Закона РФ «Об образовании»

    Разработчик программы

    Данова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

    Цели и задачи

    программы

    Цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

    Задачи:

    1. Формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории родного края, страны; родословной своей семьи, жизни родных и близких.
    2. Повысить роль семьи, как социума, формирующего личность.
    3. Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно - воспитательного процесса.
    4. Развивать        исследовательские навыки учащихся.

    Условия достижения целей и задач программы

    Продуктивное сотрудничество с ЦДО и Центром истории развития Ленинского района, использование опыта работы коллег ряда педагогических форумов по проблемам патриотического воспитания.

    Основные направления программы

    • Организация партнёрской деятельности педагога, детей и родителей.
    • Организация совместной работы с ЦДО.
    • Организация проектно – исследовательской деятельности детей.
    • Работа с библиотечными и интернет ресурсами.

    Ожидаемые результаты

    • интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
    • активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению;
    • инициативность и творчество, осознание значимости труда;
    • уважительное и доброжелательное отношение к людям, честность, соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

    Место реализации программы

    МБОУ СОШ № 40 Ленинского района

    Участники программы

    Учащиеся начальной школы, классный руководитель, родители учащихся, педагоги ЦДО.

    Адрес учреждения

    630054 город Новосибирск, ул. Крашенинникова, 6, тел. 343-56-18, 343-56-21


    Пояснительная записка

    G:\Фото Июль 2016\Школа\Детские\Лучшее\Праздники\9 мая\Родина - мать скорбит по своим сыновьям.JPG

    Обелиск — это высеченный из камня шпиль с пирамидальной вершиной. Многие памятники в честь Победы в Великой Отечественной войне возведены в виде обелисков. Есть такой обелиск и у нас на родине – это фигура Скорбящей Матери в самом сердце Новосибирского Монумента Славы. Это единение семьи в лице скорбящей матери и цветов памяти, которые мы - потомки павших героев возлагаем к её подножию, стало ключевым в названии разработанной мной программе патриотического воспитания младших школьников «Обелиски».

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из основополагающих задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: школа является важнейшим социальным институтом в формировании патриотического воспитания у учащихся.

    Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого, А. С. Макаренко, так как они отводили главную роль в образовании патриотическому воспитанию личности. Целесообразно полагать, что проблема патриотического воспитания была актуальна во все времена, многие ученые, педагоги, психологи пытались найти оптимальные пути ее решения.

    В «Концепции духовно – нравственного развития гражданина России» сформулированы важнейшие задачи формирования гражданской ответственности и правового самосознания. Д.С. Лихачев говорил: "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу - задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому." По мнению исследователя А. Алексеева, история рода - это всегда история страны.

    Младший школьный возраст – период изменений и преобразований характеризуется верой в истинность всего, чему учат. Именно в этом возрасте большие возможности для формирования гражданской позиции и патриотических чувств. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится любить близких, не приобретёт уверенность в своих способностях, в дальнейшем это потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях.

    Социальный опыт - это то, что ты пережил, и этот опыт постоянно определяет твои действия и поступки».

    Патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. В целях решения воспитательных задач необходима совместная общественно-значимая деятельность, которая подразумевается в ходе реализации программы «Обелиски».

    Программа «Обелиски», направленная на развитие гражданско - патриотического воспитания младших школьников, предполагает:

    • развитие личности в процессе воспитания;
    • совместную деятельность взрослых и детей;
    • социальное партнерство общества-семьи-школы.

    Цель программы: воспитание качеств, составляющих основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории семьи.

    Задачи:

    1. Формировать интерес к изучению истории семьи, родного края, России.
    2. Создавать условия для взаимодействия участников воспитательного процесса.
    3. Развивать исследовательские навыки обучающихся.

    Основные направления:

    • Организация партнерской деятельности педагога, детей и родителей.
    • Организация совместной работы с ЦДО.
    • Организация проектно-исследовательской деятельности.
    • Работа с источниками интернет.

    Направления деятельности по программе

    Ценностно-образовательное – предполагает формирование ценностного отношения к семейной культуре, её изучение, сохранение.

    Деятельностно-творческое способствует становлению культуры поведения, с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности. Предусматривает развитие творческих способностей, исследовательских умений, навыков проектирования.

    Диагностика результативности программы:

    Анкетирование, мониторинг, отзывы всех участников о проведении мероприятий.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    • система краеведческих знаний;
    • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
    • уважительное отношение к памятникам культуры;
    • бережное отношение к природе;
    • интерес к познанию;
    • стремление к самовыражению;
    • доброжелательное отношение к людям;
    • требовательность к себе.

    Этапы и сроки реализации

    Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном    этапе развития становится «исследователем».

    Реализация программы рассчитана на три года начального образования (2, 3, 4 класс) и представляет собой три ступени развития, три содержательных блока:

    1. Блок «Моя родословная»
    2. Блок «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
    3. Блок «Моя семья – моя Россия».

    Подготовительный этап

    • разработка документации;
    • мониторинг        уровня начальных тематических знаний;
    • диагностика готовности родителей к сотрудничеству;
    • решение задач методического обеспечения.

    Основной этап

    • изучение своей родословной (совместная с родителями работа по изучению жизни

       поколений в семье, создание архива «Наша династия»);

    • организация работы по теме «История Новосибирска» (краеведческий материал);
    • подготовка и проведение открытого мероприятия для младших школьников «Наша

      Родина – Россия».

    Заключительный этап

    • рефлексия;
    • анализ результатов проделанной работы;
    • составление дальнейшего плана действий.

    Формы работы: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; классные часы; беседы, диспуты, викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии.

    Тематика:

     «Истории семьи»

    «Ценности семейной жизни»

    «Семейные династии»

    «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

    «Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»

    «Фамильное Древо»

    «Путешествие в детство наших родителей»

    «Возникновение фамилий»

    «Российские праздники»

    «Государственная символика»

    «Народные промыслы России»

    «Новосибирск в годы ВО войны»

    Деятельность:

    • изучение своей родословной;
    • совместная с родителями работа по изучению жизни представителей разных поколений  

         семьи;

    • создание семейных архивов «Герои-Сибиряки», «Наши династии».

    Родительская школа:

    • Родительское собрание по теме «Духовно - нравственные основы семьи».
    • Проект «Родословная семьи».
    • Родительское собрание - диспут «Семейные традиции».
    • Родительское собрание - консультация «Исследовательская деятельность младшего

        школьника. Программа Microsoft Power Point как средство решения задач в создании  

        презентаций».

    • Родительское собрание - круглый стол «Свободное время младшего школьника».

    Технологии реализации программы

    • Проведение        тематических творческих конкурсов.
    • Исследовательская деятельность.
    • Проектная деятельность.

    Содержание программного материала

    1. Блок «Моя родословная» (30 ч)

    Задачи:

    Пробуждать и укреплять родственные чувства.

    Формировать интерес к изучению истории своей семьи.

    Содержание программного материала:

    • что мы знаем о своих корнях: работа в семейном архиве, установление имен и фамилий

         своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий.

    1. Блок «Пусть не прервется никогда веков связующая нить» (30 ч)

    Задачи:

    Воспитывать любовь к родным, уважение к прошлому и настоящему семьи.

    Развивать творческую активность.

    Содержание программного материала:

    • собрать сведения о героях войны, труда, людях искусства семьи;
    • народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.
    1. Блок – «Моя семья – моя Россия» (30 ч)

    Задачи:

    Прививать чувства уважения и любви к культуре, природе, истории России, Новосибирска,

              традициям и обычаям народов России.

    Воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей, религий.

    Прививать желание сохранять и приумножать традиции и духовные ценности Родины.

    Содержание программного материала:

    • символика НСО и России, историко-географическая справка;
    • выдающиеся личности;
    • население России; ознакомление с образцами народного искусства;
    • природное разнообразие, национальные заповедники.

    Тематическое планирование

    Блоки

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Часы

    Моя родословная

    Кто я?

    Работа с энциклопедическими словарями (понятия: генеалогия, род, предки)

    Работа с ключевыми понятиями.  Анкетирование

    2

    Тайна наших имен

    Роль имени в жизни человека. Толкование имен. Интервью с родителями на тему «Почему меня так назвали»

    1

    Мастерская письма

    «Дорожите именем своим!

    Знакомство с понятием и составлением синквейна. Составление синквейна «Имя»

    1

    Из истории возникновения фамилий

    Роль фамилии в жизни человека Происхождение фамилий

    1

    Конкурс рисунков «Моя семья»

    Рассматривание семейных фотографий

    Выполнение рисунков

    1

    Образование отчеств

    Образование отчеств. Мое отчество

    1

    Устный журнал «Мои родители, их профессии»

    Знакомство учащихся начальной школы с профессиями родителей и близких родственников.

    1

    Выставка рисунков на тему «Профессии в моей семье»

    Работа по организации выставки

    1

    День матери Открытый урок

    Чтение стихов, разыгрывание сценок, конкурсы для мам, бабушек

    1

    Беседа, игровой тренинг «Мои братья и сестры»

    Беседа о том, что уважительное отношение к родным и близким - одно из необходимых условий самоуважения и личного достоинства человека

    1

    Кого вы считаете близкими родственниками?

    Беседа о родных братьях и сёстрах

    1

    Семейный праздник

    «Наши семейные традиции»

    Подготовка к празднику Проведение мероприятия

    2

    Выставка «Мир семейных увлечений»

    Рассуждения детей о порядке, укладе и ритме жизни в их семье, о том, чем любят они заниматься, что у них больше всего получается. Организация выставки

    2

    Классный час «Семейные обязанности»

    Диалог о значении слова «почтение» и что значит «почитание» родителей Работа в группах: 1 группа обсуждение «Обязанности родителей» 2 группа обсуждение «Обязанности детей»

    1

    Мастерская письма

    «За что я благодарен своим родителям»

    Мини – сочинение «За что я благодарен своим родителям»

    1

    Семейные реликвии

    Работа с энциклопедическими словарями

    Понятие слова «реликвия». Учащиеся рассказывают о семейных        реликвиях, высказывают свое мнение о прослушанном

    Организация выставки «Семейные реликвии»

    2

    Конкурс «Фамильный герб,         фамильный девиз»

    Работа с энциклопедическими словарями (понятия: геральдика, герб, девиз)

    Продумывание и изображение семейного герба и девиза.

    2

    Спортивный праздник

    «Папа может…» ко Дню защитника Отечества

    Организация спортивного праздника для пап

    1

    Генеалогическое древо

    Составление и        заполнение таблицы «Мои родственниках». Составление генеалогического древа своего рода. Портрет кого-нибудь из родственников или свой.

    4

    Итоговая конференция

    «Моя родословная» с участием родителей, бабушек и дедушек

    Подготовка к мероприятию. Презентации, семейные проекты, рассказы, сценки, чтение стихов, исполнение песен для гостей, выставки. Оформление выставок: «Я помогаю», «Портреты родственников» «Автопортреты».

    2

    Экскурсия в музей школы

    1

    Итого

    30

    Пусть не прервется никогда веков связующая нить

    Беседа «Как жили наши предки»

    Конкурс рисунков «Мой предок – какой он?»

    1

    Беседа «Мои прадедушки и прабабушки» Посещение Центра истории развития Ленинского района

    Прослушивание информации о значении семьи в жизни наших предков.

    2

    Мастерская письма

    «Мои прабабушки и прадедушки»

    Составление краткого очерка о своих прадедушках        и прабабушках

    1

    «Мои бабушки и дедушки» Экскурсия в семью…

    Посещение семьи

    2

    Родственники

    Работа со словарем

    Работа с энциклопедическими словарями (понятия: шурин, брат, деверь, невестка, золовка, сват и др.) Близкие и дальние родственники Термины родства и свойства Рассказ о родственниках

    2

    Составление кроссворда

    «Семейные узы»

    Представление и отгадывание кроссворда в классе (на основе полученных ранее знаний)

    1

    Выставка «Я смотрю на фотокарточку»

    Организация выставки старых семейных фотографий

    1

    Беседа «Как украсить дом к Новому году» Мастер – класс по изготовлению украшений

    Беседа «Почему Новый год считают семейным праздником?» Рассказы детей «Мы украшаем свой дом». Мастер - класс по изготовлению новогодних игрушек и украшений (проводят родители или дети). Совместная с родителями работа по украшению классного кабинета к Новому году

    4

    Беседа        «Помощь в семье»

    Беседа о помощи младшим и старшим членам семьи

    1

    Диспут с элементами тренинга «Проблемы заботы и согласия в семье»

    Обсуждение проблем заботы и согласия в семье. Работа в группах. Разыгрывание семейных сценок – ситуаций.

    2

    Выпуск буклета «Моя семья»

    Сбор информации для оформления буклета

    Выпуск буклета

    3

    Мастерская письма

    «Защитники Отечества»

    Сочинение стихов об армии и защитниках Родины. Сочинение на тему «Кого можно назвать защитником Отечества».

    1

    Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет» ко Дню 8 марта

    Организация        выставки.

    1

    Конкурсная семейная программа «Когда все вместе»

    Подготовка мероприятия. Проведение конкурсной программы.

    2

    Мастерская письма

    «Интересные        люди        в моей семье»

    Сбор информации об интересных людях в семье. Сочинение «Интересные люди в моей семье»

    2

    Встреча с ветеранами Моя семья в истории Великой Отечественной войны

    Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Устный рассказ о родных, участниках Великой Отечественной войны.

    2

    Семейный праздник

    «Азбука больших и малых дел нашей семьи».

    Творческие представления семей, семейные конкурсы.

    2

    Итого

    30

    Моя семья – моя Россия

    Русь, Россия, Родина моя

    Понятие большая и малая родина Беседа о Государственных символах России

    Просмотр м/ф «Гора самоцветов».

    2

    Мы – частичка своей Родины

    Работа с энциклопедическими словарями (понятия: род, родня, Родина, родители, родственники) История каждой семьи – частица истории Родины. Народ – наша большая семья. Гордость за        свою семью – гордость за свою Родину.

    1

    Беседа «Правила жизни в семье».

    На Руси в семьях ценились всегда любовь и уважение, согласие в воспитании детей. Правила жизни в семье были прописаны в “Домострое”.

    1

    История Новосибирска в истории России.

    Беседа «История Новосибирска». Посещение краеведческого музея.

    2

    Мастерская письма

    «Моя Родина».

    Написание сочинения о России или о своей малой родине (по выбору учащихся).

    1

    Конкурс «Добрая пословица ко времени молвится».

    Чтение и обсуждение пословиц. Запись пословиц о семье.

    1

    Труд в почете любой! Мир профессий большой.

    Работа с энциклопедическими словарями (понятие: династия). Сбор информации о профессиях в семье. Заслушивание сообщений по теме «Профессии в моей семье».

    2

    Мини – проект

    «Семейные династии».

    Подготовка и представление презентаций

    «Династии».

    2

    Игра «Если я один дома»

    Обсуждаем, почему люди не любят жить в одиночестве, для чего они ищут спутников жизни, заводят детей, приобретают друзей.

    1

    Мастерская письма Понятия «одиночество», «дружба»

    Составление синквейнов «Одиночество»

    «Слово – магнит «Дружба» (по выбору учащихся)

    1

    Конкурс – выставка

    «Городок веселых затей»

    Оформление классной газеты с использованием фотографий по проведению семейного досуга Разыгрывание семейных сценок – ситуаций.

    2

    Народные промыслы России.

    Организация выставки. Экскурсия в изостудию ЦДО им. Станиславского.

    1

    Традиционные промыслы земли русской.

    Заочная экскурсия по «Золотому Кольцу».

    1

    День Защитника Отечества. Конкурсная программа для мальчиков.

    Подготовка и проведение мероприятия на выявление самого ловкого, умелого, находчивого мальчика в классе.

    2

    Праздник 8 Марта

    «Деревенские посиделки» Конкурсная программа для девочек, мам и бабушек.

    Традиции семьи в песнях, сказках, играх и обрядах.

    2

    Беседа        с элементами игрового тренинга «Как научиться не огорчать близких?»

    Работа проводится отдельно с группой девочек «Хозяюшки» и с группой мальчиков «Настоящие мужчины».

    2

    Мастерская письма

    «Если бы я был(а) папой, мамой…»

    Создание кластера: каким я был бы папой, мамой; чем бы занимался в первую очередь; на что обратил бы внимание в семье; мои методы воспитания детей.

    1

    Деловая игра-тренинг

    «Дом».

    Дом – это самые близкие люди, а школа – наш второй дом, большая дружная семья. Начнем строительство нашего общего дома.

    1

    «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой».

    Выступление с Музыкально-литературной композицией в СГУГиТ.

    2

    «Мир дому моему, мир дому твоему». Программа, посвященная Международному дню семьи (15 мая)

    Постановка сказки В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”, чтение стихов, проведение конкурсов.

    2

    Итого

    30

    Список литературы

    1. Конвенция о правах ребёнка.
    2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». – М.: 2007 г.
    3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
    4. Ежемесячный общероссийский журнал «Патриот Отечества» № 4, 5 2012 г.
    5. Опыт использования государственной символики в патриотическом воспитании граждан. – М.: Армпресс, 2007 г. – 219с.
    6. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / Авт. О.С. Богданова, О.Д. Калинина. – М.: “Просвещение” 1985 г. – 31 с., 34 с.
    7. Проектная        деятельность        младших школьников. Книга для учителя начальных классов / Н.В Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2002 г.
    8. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авт. Ю.Е. Антонова, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003 г.
    9. Формы и методы работы с родителями в начальной школе. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. / Авт. Е. В. Гуда.  – Новосибирск: СибАК, 2012.
    10. Изучение истории семьи / Авт. Л. В. Тимарцева. – Начальная школа. 2008. № 2. С. 67—74.

    Информация из интернета – сайтов:

    http://www.school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/index.htm

    http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf

    http://college.ru/pages/51-programma-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachal-nogo-obshego-obrazovaniya.html

    http://www.basicpedagog.ru/nowod-187.html

    http://www.armpress.info/patriot.htm

    http://mirznanii.com/info/3-metodicheskie-rekomendatsii-o-vzaimodeystvii-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-semeyvestnik-obrazova_279491


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

    Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

    Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.

    Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....

    Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

    Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

    Программа по патриотическому воспитанию младших школьников

    В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов.  В программ...

    Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».

    Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....

    Диагностическая программа изучения уровней воспитанности младших школьников

    В программе отражены показатели и признаки проявления воспитанности младших школьников....