Главные вкладки

    Методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме:
    Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

    Рыбкина Елена Анатольевна

        Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования.

          Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания. Я разработала  на базе образовательного учреждения  МОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского»  программу духовно-нравственного  воспитания в начальной школе "К истокам духовности".Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей, педагогов дополнительного образования  при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «К ИСТОКАМ ДУХОВНОСТИ»

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

    МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ

    Из опыта работы классного руководителя      

      Педагог: Рыбкина Елена Анатольевна, учитель начальных классов,  высшей квалификационной категории.

    Стаж работы - 21 год. С 2001 года работает в Гатчинской гимназии им. К.Д.Ушинского, руководитель МО учителей начальных классов, педагог дополнительного образования Гатчинского Дома детского творчества. Творческое объединение «Основы православной культуры».

          Победитель    в конкурсе лучших учителей образовательных учреждений Ленинградской области в рамках Приоритетного национального проекта «Образование-2009». 

           Лауреат Гатчинского районного муниципального конкурса «Учитель года-2009».

              Победитель  Всероссийского конкурса  «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» 2009год. 

               Участник регионального эксперимента в  инновационном  образовательном проекте «Организация изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011 году.

             Духовность, нравственность, здоровье, почему этим категориям большое  внимание специалисты в разных областях жизнедеятельности человека? Потому что именно «питание духа» и образование нравов детей – важнейшая проблема национальной безопасности отдельно взятого государства и общечеловеческой безопасности.

    Толковый словарь Ожегова определяет эти понятия следующим образом:

    духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными;

    нравственность – 1) внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; 2) правила поведения, определяемые этими качествами;

    здоровье – 1) правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие; 2) то или иное состояние здоровья.

        Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач государства в сфере образования.

          Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания. Я разработала  на базе образовательного учреждения  МОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского»  программу духовно-нравственного  воспитания в начальной школе "К истокам духовности". Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей, педагогов дополнительного образования  при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
             Новизна заключается в том, что данная программа интегрирует различные образовательные линии: культурологическую, православную, краеведческую, оздоровительную  – в единое образовательное содержание.

       Источниками духовности в процессе формирования и развития  духовно-нравственной  личности младшего школьника я считаю:

    1. воспитание патриотизма и гражданственности, знакомство с историко-культурным  наследием;
    2. познавательная деятельность, духовно-нравственное развитие младших школьников через приобщение к чтению;
    3. обращение к духовно – нравственным традициям православной культуры.
    4. эстетическое развитие детей, формирование  умений видеть, слышать  и создавать прекрасное;
    5.   формирование потребности в здоровом образе жизни;
    6.   трудовое воспитание, направленное на социально значимую деятельность;
    7.  развитие взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.

    Программа «К истокам духовности»  является  проектом по воспитательной работе. Продолжительность работы  над проектом  4 года,  с 1 по 4  класс.

    Программа «К истокам духовности» составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества.

    Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем:


    1) Изменилось отношение между государством и личностью. Принцип демократического государства «разрешено все, что не запрещено», основан на вере в правовую культуру и правовую грамотность населения.


    2) Рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, обязательность, деловитость, патриотизм, толерантность, законопослушность, уважение прав других.


    3) Социологические исследования дают такие результаты: в правовом сознании молодежи преобладают правовой нигилизм и цинизм, сопровождающийся ростом правонарушений, разрушением материальных и духовных основ общества.

    4) Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема,  связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.


    5) В настоящее время остро ощущается необходимость
    возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности,  сформированной Православием. Уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д.
      Поэтому решение задач по формированию нравственной   культуры и правового образования молодежи следует начинать немедленно, учитывая опыт отечественных и зарубежных коллег, отвечающих за разработку научно – обоснованных программ, учебников нового поколения и новых методик.

        «Самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений  жизни - источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утвердить своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, пред которой были бы бессильны  все соблазны и искушения современного сатанизма»» И.А.Ильин «О семье и воспитании» из труда «Путь духовного обновления».

    Проектирование  мною  программы  «К истокам духовности» в начальной школе вызвано необходимостью создания условий для гармоничного духовного развития личности учащихся, привития основополагающих принципов нравственности.      Осмыслив свою работу как классного руководителя, я привела  в систему разрозненные мероприятия по духовно- нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого, прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности с 1  по 4 класс.           

    Программа «К ИСТОКАМ ДУХОВНОСТИ» это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

       Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей. Духовная культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

    Цель: создание единой образовательно-воспитательной системы, которая позволяет приобщать ребенка к духовным ценностям, воспитывать в нем высокую нравственность, ориентировать его на социально-значимую деятельность.

     

    Разделы программы:

     «Вместе весело шагать»

    « Учимся видеть, слышать и создавать прекрасное»

    « Я живу в России»

    «Основы православной культуры»

    « Кто много читает, тот много знает»

    «В здоровом теле - здоровый дух».

    Основные принципы.
    Принцип интеграции:
    сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.


    Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.


    Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.


    Краеведческий: используя местное окружение, проводятся тематические и паломнические  экскурсии для накопления чувственного опыта.


    Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учёт требований типовых программ, многоуровневость.


    Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества.

    Отличительные особенности воспитательной  программы в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции.

    Ожидаемые результаты и способы их проверки.

    Обучающиеся должны иметь представления:
    о духовных и нравственных ценностях;
    о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

    о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
    знакомы с историей и православной культурой   своей страны;
    умеют беречь и поддерживать красоту;
    проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
    верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины; стремятся к добру и неприятию зла.

    Способы проверки ожидаемых результатов:

    - педагогическое наблюдение, тестирование;

    - выполнение творческих, проектных  заданий

    - анкетирование родителей и детей.

     Формы подведения итогов воспитательной программы:

    - открытые мероприятия;

    - выставки творческих работ воспитанников;

    -участие в конкурсах;

    - создание фотоальбомов и фотогазет;

    - создание презентаций и видеофильмов;

    - выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

    - викторины, кроссворды, игры;

    - инсценировки;

    - итоговые концерты для родителей.

    2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     Содержание   программы  духовно-нравственного воспитания «К истокам духовности» представлено  виде проекта. Проект   включает в себя 7 этапов работы на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы, семьи, Гатчинского дома детского творчества, Воскресной школы Павловского собора г.Гатчины, детских образовательных учреждений, музеев, театров  Городской детской библиотеки,  библиотеки гимназии, общественных организаций.

    п./п

    Этапы

    Цель

    Задачи

    Формы работы

    1

    «Будем

    знакомы!»

    Формирование  классного коллектива родителей и детей.


    Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. Определение начального  уровня воспитанности и начитанности. 

            Диагностика  обучающихся их       родителей о духовно-нравственных ценностях

    Тестирование, анкетирование, опрос, творческие работы,    педагогические  наблюдения, беседы.

    Создание страницы класса в сети «Дневник. ру».

    Создание актива родителей и детей.

    2

    «Учимся

    видеть и

    слышать и создавать

    прекрасное».

    Развитие творческой активности младших школьников.

    Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;
    воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;
    формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии. 

    Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков
    в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся

    Развитие трудовых умений в процессе выполнения творческих заданий, включение в общественно-полезную деятельность.

        Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, Всероссийские и т. д.); уроки творчества; выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности (хорового, изобразительного искусства «Палитра»; ритмики и др.); творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельность

    Чтение худ. литературы по духовно-нравственной теме, православной литературы.

    Этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, творческие работы индивидуальные и коллективные, проекты, выставки.

    Использование ИКТ: проектные задания. (презентации), интернет - ресурсы.

    3

    «Мы живём в России».

    Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры

    Воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;
    знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;
    развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям
    поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

       Встречи с ветеранами войн, уроки мужества, этические беседы, встречи с семьями, диспуты, торжественные сборы, линейки, классные часы, КТД, конкурсы, сочинения, просмотр и обсуждение фильмов, и т.д.

    4        

    «Основы

    православной культуры».

    Формирование представлений о православной культуре в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.

    Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

    - воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

    - развивать нравственные чувства (сопереживание, ответственность за другого человека, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых.

        Кружок «Основы православной культуры».

    Посещение  школьного храма в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.

      Паломнические экскурсии в храмы, монастыри Ленинградской земли и России. Посещение музеев, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли.

      Беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировки библейских сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины.

      Организация работы с детскими православными периодическими изданиями «Свечечка», «Православная радуга».

    Сотрудничество с Гатчинским городским Домом детского творчества.

    5

    «Кто много читает, тот много знает».

    Развитие познавательной активности обучающихся.

    Системно - деятельностное  воспитание читателя, направленное на:

    1. духовно-нравственное развитие личности ребёнка,
    2. формирование  основ читательской самостоятельности,
    3. воспитание умения «талантливо читать»,
    4. развитее познания и творчества.

    Совместное   чтение в школе и семье.

    Формирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности
    мышления

        Повышение компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании обучающихся и формировании культуры читателя;
    организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и  культуры поведения обучающихся; возрождение.

     Формирование ценностного отношения к семье, её традициям.
    Расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;
    Возрождение
    традиции семейного чтения.

       

    Олимпиады, интеллектуальные марафоны, международные игры ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "Английский бульдог"); викторины,  КВН; интегрированные образовательные путешествия; кружок "Читай-ка. Читаем вместе в школе и семье»".

        Беседы, часы общения, классные, клубные часы, семейные праздники. Дни именин и дни рождения, экскурсии, походы, совместные выставки, творческие встречи, конференции, индивидуальные консультации. Дни открытых дверей, лекторий и практикум для родителей и др.

        Возрождение традиции семейного чтения.

    Использование ресурсов бесплатной образовательной сети  «Дневник.ру» проект «Успешное чтение».

    Сотрудничество с городской детской библиотекой, школьной библиотекой.

    6

    «В здоровом теле –

    здоровый дух».

    Сохранение
    и укрепление здоровья, формирование потребности
    в здоровом образе жизни.

    Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;
    профилактика вредных привычек;
    на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла  воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. 

    Организация горячего питания; посещение  спортивных секций, «Спортивный час»; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; «Ритмика» 1 раз в неделю;

    Дни здоровья. Совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, походы, эстафеты, турниры, акции, встречи и пр.

    Сотрудничество со спортивными школами города Гатчины.

    7

    «В добрый путь!»

    Подведение итогов и анализ результатов.

    Подведение итогов и анализ результатов, формулирование выводов.

    Изучение общественного мнения участников проекта о степени удовлетворённости работой по реализации проекта и о дальнейшей работе по нему.

     Диагностика  обучающихся их родителей о духовно-нравственных ценностях. Определение итогового  уровня воспитанности и начитанности. 

     Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в школе, районе.

    Создание портфолио младшего школьника по направлениям деятельности, творческие работы, выступления, открытые мероприятия. Презентации, видеофильмы. Публикации в печатных изданиях и на сайте гимназии.

    Сотрудничество с родителями.

    В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

        Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

    Это доказывает особую значимость и актуальность  моей разработки программы «К истокам духовности» по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. Чтобы   помочь тем педагогам, кто только начинают искать пути нравственного  становления личности ребёнка и накопления  его духовного опыта. Под духовностью принято считать религиозность человека веру в Бога, но это не правильно.    Если человек получил образование, то умение применить эти знания с наибольшей пользой являются духовным опытом. Духовное развитие невозможно  ещё и без постоянного самообразования, самообучения, саморазвития в интеллектуальной сфере.

    Программа  «К истокам духовности» отвечает  требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта общего образования. Создаёт  благоприятную среду,  для развития  личности младшего школьника,     способствует  формированию его духовно – нравственной культуры, укреплению   здоровья.

            25 марта 2011 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"

    Цель программы:   Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...

    Программа по патриотическому воспитанию младших школьников

    В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов.  В программ...

    Диагностическая программа изучения уровней воспитанности младших школьников

    В программе отражены показатели и признаки проявления воспитанности младших школьников....

    Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников

    Программа гражданско - патриотического воспитания младших школьников "Растим патриотов"...

    Программа для патриотического воспитания младших школьников "Патриот".

    Программа "Патриот"  определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания младших школьников,направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.Э...

    Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"

    Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, о...

    Программа по эстетическому воспитанию младших школьников "Красота. Культура. Творчество"

    В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых пробле...