Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"
рабочая программа на тему
Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Это осуществимо средствами специально организованного этического воспитания школьников, органически вплетённого в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tsarstve_vezhlivosti_i_dobra.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рекомендовано: Утверждено:
на заседании Директор школы
педагогического совета _____ Н.В. Савинкина
Протокол № _____ Приказ № _____
от «____» ______2013г. от «____»_______2013г.
Рабочая программа
дополнительного образования детей
по этическому воспитанию
«В царстве вежливости и добра»
для детей младшего школьного возраста
(7-10 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Фетискина Евгения Анатольевна
учитель начальных классов
р.п. Сосновка
2013
Информационная карта
1. Объединение – «В царстве вежливости и добра»
2. Педагог – Фетискина Евгения Анатольевна
3. Вид программы – модифицированный
4. Направленность – этическая
5. Продолжительность освоения – краткосрочная (1 год)
6. Объем часов – 72 часа
7. Возрастной диапазон – 7-10 лет
8. Форма организации образовательного процесса – групповая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Вмиг по речи распознали,
Что царевну принимали…
А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида:
Из уст безвластных и вельможных уст
Одна и та же речь звучит различно.
Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте.
Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета.
Чтобы понять эти правила, сначала задумаемся над тем, что обозначает слово этикет. Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в свое время этом слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать; приятного аппетита; благодарю вас; будьте здоровы; извините меня; пожалуйста; добрый вечер.
Актуальность данной программы заключается в том, что в современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами неосвоенных рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, разрушаются социальные связи и нравственные устои. Это ведёт к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности.
Именно поэтому школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Это осуществимо средствами специально организованного этического воспитания школьников, органически вплетённого в учебно-воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.
При этом этика, как наука о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека, только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинный этический диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме дидактических игр, упражнений, обсуждений поступков и действий литературных героев; ведутся дискуссии, беседы, происходит разбор различных ситуативных задач. С удовольствием занимаясь по ней, учащиеся учатся быть культурными, вежливыми, приобретают чувство личной ответственности за каждое произнесенное слово. Все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Ведь школа как социальный организм может и должна стать для ребёнка в этот период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая система не только взаимодействовала со всеми составными компонентами школьной жизни: уроком, переменой как продуманной организацией межурочного пространства, но и внеурочной деятельностью, и обеспечивала их этическим содержанием.
Эта позиция лежит в основе разработанной апробированной в педагогической практике воспитания основ этической культуры школьников, что и раскрывает ее отличительную особенность.
Она основана на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:
- этический классный час как специализированный учебный предмет, построенный по инновационной методике с сюжетно-игровой основой;
- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время. Методика предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;
- общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.
Каждый из компонентов, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть общей педагогической задачи, предусматривающей гуманистическое влияние на жизнедеятельность школьников.
Целевая установка выделенных компонентов – реализовать гуманистическую парадигму воспитания в школе.
Насколько богат воспитательный потенциал таких уроков, можно увидеть, лишь введя их в практику образовательных учреждений. Ведь этика, по словам А. Швейцера, область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека. В этике, считает он, проявляется живое отношение к живой жизни.
Отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и должно стать содержанием курса этики в школе, закладывающего основу этической культуры в подрастающем поколении.
Невоспитанный человек образованию поддается трудно. Но первоклассники, которых набирает школа, как правило, не владеют и самыми элементарными навыками поведения в коллективе, обществе. Девять лет эти дети обязательно будут с нами, значит, можно и нужно без назиданий, ненавязчиво сформировать у них определенную поведенческую модель.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Максимальное количество часов в году – 72. Необходимо широко использовать групповые формы работы с детьми.
Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.
Данное планирование может быть использовано не только классными руководителями младших классов, но и классными руководителями среднего и старшего звена. Необходимо лишь рассматривать вопросы соответственно уровню развития детей и уровню сформированности у них определенных навыков и этических норм поведения.
- Цель занятий по программе «В царстве вежливости и добра» — формирование в условиях реализации дополнительной образовательной программы личности, адаптированной в современном обществе, обладающей навыками вежливого поведения, высоким уровнем коммуникативной компетентности, устойчивым стремлением к доброжелательному общению с окружающими.
Изучение курса программы направлено на достижение следующих задач:
Образовательные:
- расширение навыков речевого поведения в различных ситуациях (знакомство и обращение, приветствие и прощание, просьба и отказ, утешение и извинение, благодарность и поздравление);
- формирование элементарных правил вежливого общения, поведения дома и в общественных местах.
Развивающие:
- развитие представлений о хороших и плохих поступках, умения оценивать себя и других;- развитие навыков распознавания эмоционального состояния и адекватного выражения своих переживаний.
Воспитательные:
- воспитание культуры, дисциплинированности в поведении;
- воспитание в сердцах и умах детей такие качества, как доброта, гуманность, стремление к высоким идеалам, к творчеству.
Данная программа рассчитана на школьников 1-4 классов. Продолжительность обучения 1 год. Режим занятий 2 часа в неделю. В результате изучения по данной программе обучающиеся должны:
знать
- элементарные правила вежливого поведения, общения;
- правила этикета
уметь
- применять навыки речевого поведения в различных ситуациях;
- оценивать поступки исходя из своих представлений о вежливости
- различать свои эмоциональные состояния и чувства других
- повышение словарного запаса обучающихся вежливыми выражениями;
Ожидаемые эффекты реализации программы:
- повышение уровня культуры поведения и общения у обучающихся;
- повышение уверенности в ситуациях знакомств, предъявления просьб, обращений к взрослым;
- снижение отрицательного влияния на мировоззрение обучающихся образцами массовой культуры.
Для успешной реализации данной программы необходимы: помещения для занятия; планы занятий, методическая литература, наглядные пособия по темам, аудиотехника.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Введение | 1 | 1 | - |
Раздел 1 | Что такое этикет | 14 | 7 | 7 |
Что такое этикет | 1 | 1 | - | |
Тайны правил поведения древнего человека | 5 | 2 | 3 | |
Язык, мимика, жесты | 2 | 1 | 1 | |
Правила этикета: знакомство и приветствия | 2 | 1 | 1 | |
Успех дружбы | 4 | 2 | 2 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | - | |
Раздел 2 | Да здравствует вежливость! | 15 | 8 | 6 |
Культура общения | 2 | 1 | 1 | |
Волшебные слова | 2 | 1 | 1 | |
"Чудо-слова» | 2 | 1 | 1 | |
И я смогу быть волшебником | 2 | 1 | 1 | |
Правила общения с окружающими | 2 | 1 | 1 | |
Да здравствует вежливость! | 1 | 1 | - | |
Вежливый отказ | 2 | 1 | 1 | |
В царстве вежливости и добра | 1 | 1 | - | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | - | |
Раздел 3 | Идем в гости | 23 | 13 | 9 |
Правила этикета: беседа по телефону | 2 | 1 | 1 | |
Встречают по одежке | 1 | 1 | - | |
Идем в гости | 1 | 1 | - | |
Как вести себя в гостях | 2 | 1 | 1 | |
Вы идете в гости: правила поведения | 1 | 1 | - | |
Правила приличия в житейских ситуациях | 2 | 1 | 1 | |
Сервировка стола | 3 | 1 | 2 | |
Культура поведения за столом | 4 | 2 | 2 | |
Искусство беседы за столом | 4 | 2 | 2 | |
Посиделки с друзьями | 1 | 1 | - | |
Праздник «Встреча друзей» | 1 | 1 | - | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | - | |
Раздел 4 | Мы живем среди людей | 20 | 10 | 10 |
Мы идем в театр | 1 | 1 | - | |
Как вести себя в театре | 2 | 1 | 1 | |
Практикум по этикету: в театре | 1 | - | 1 | |
Правила поведения на уроке и перемене | 2 | 1 | 1 | |
Правила поведения в столовой | 1 | 1 | - | |
Правила поведения в библиотеке | 1 | 1 | - | |
Поведение дома | 2 | 1 | 1 | |
Старших надо уважать | 3 | 1 | 2 | |
Обязанности пассажира | 2 | 1 | 1 | |
Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть | 2 | 1 | 1 | |
Рыцарский турнир | 1 | - | 1 | |
Праздник вежливых ребят | 1 | - | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Содержание учебных тем
Вводное занятие.
Что такое царство вежливости и доброты. Цели и задачи, содержание работы в учебном году. Правила поведения. Инструктаж. Обзорное знакомство с темами и разделами курса.
Раздел 1. Что такое этикет.
Тема 1.1 Что такое этикет?
Понятие этикет, этикет в разных странах, первая книга по этикету, первая книга по этикету для детей и подростков. Дать первые представления об истории этикета и для чего нужно знать правила этикета.
Тема 1.2. Тайны правил поведения древнего человека.
Прогулка по истории, раскрытие тайны «Каким могло быть первобытное человечество?». Этология – наука о поведении, причём как человека, так и животных.
Практическая работа: моделирование древних правил поведения — составление выдуманных событий. Этологическая экскурсия.
Тема 1.3. Язык, мимика, жесты.
Легенда про мудреца Ксанфа; игра «Актер»; жесты которые не положены в обществе; Инсценирование и анализ сказки «Крошка Енот». Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создании атмосферы доверия.
Практическая работа: выполнение упражнений, заданий. Работа в группах.
Тема 1.4. Правила этикета: знакомство и приветствие.
Сформировать у детей навыки культурного поведения Простые правила знакомства, обращения, приветствия;
Практическая работа: решение ситуативных задач по этикету.
Тема 1.5. Успех дружбы.
Пересказ текста рассказа «Дружба» Р. И. Пирогова руководителем кружка, формирование представлений о детской дружбе, умении держать в секрете чужие тайны.
Практическая работа: создание рисунка-фантазии «Дружба детей».
Итоговое занятие. Повторение полученных знаний, умений в данном разделе.
Раздел 2. Да здравствует вежливость!
Тема 2.1. Культура общения
Понятие «общение». Успех общения с людьми. Правила поведения
Практическая работа: разучивание правил поведения. Инсценировка спектакля.
Тема 2.2. Волшебные слова
Познакомить с понятием «вежливые слова», по возможности завести словарь вежливых слов.
Практическая работа: Создание словаря «Мир волшебных слов»
Тема 2.3. "Чудо-слова»
Повторение вежливых слов, основных правил поведения.
Практическая работа: Разучивание агитсценки «Чудо-слова», изготовление бутафорий.
Тема 2.4. И я смогу быть волшебником
Дать представление о человеческих отношениях в обществе, нормах нравственности, правилах культуры
Практическая работа: Решение задач по этикету; анализ поведения литературных героев.
Тема 2.5. Правила общения с окружающими
Научить детей придерживаться нравственных правил общения
Практическая работа: Формулирование правил общения с окружающими
Тема 2.6. Да здравствует вежливость!
Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составлять словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых слов»
Тема 2.7. Вежливый отказ
Учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении
Практическая работа: Решение задач по этике; формулирование правил отказа в просьбе и приглашении. Игра «Кто больше знает вежливых слов?»; анализ ситуаций; инсценировка стихотворения «Вежлив ли Витя?»; формулирование правил ведения беседы
Тема 2.8. В царстве вежливости и добра
Прививать навыки вежливого общения с окружающими, помогать учащимся постигать понятия добра и зла.
Итоговое занятие. Повторение полученных знаний, умений в данном разделе.
Раздел 3. Идем в гости
Тема 3.1. Правила этикета: беседа по телефону
Прививать детям навыки культурного поведения при разговоре по телефону
Практическая работа: Ролевая игра, анализ ситуаций; решение проблем сказочных героев; инсценировки ситуаций по этикету
Теме 3.2. Встречают по одежке
Учить учащихся одеваться так, чтобы одежда и другие предметы сочетались друг с другом по назначению, стилю, цвету; воспитывать эстетический вкус, аккуратность.
Тема 3.3. Идем в гости
Познакомить с правило поведения хозяина с гостями, правилом приема гостей, воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники.
Тема 3.4. Как вести себя в гостях
Прививать детям навыки культурного поведения в гостях.
История хороших манер; правила поведения в гостях; правила как надо дарить подарки
Практическая работа: решение ситуативных задач. Просмотр иллюстраций, их обсуждение; инсценировка «Передача по телевизору»; рисование по теме
Тема 3.5. Вы идете в гости: правила поведения
Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах; продолжать формировать положительные моральные качества; учить давать оценку поступкам других людей, высказывать свое мнение по теме, развивать творческие способности детей.
Тема 3.6. Правила приличия в житейских ситуациях
Путем обыгрывания житейских ситуаций формировать у детей нормы этикета
Практическая работа: Обыгрывание житейских ситуаций; блицтурнир.
Тема 3.7. Сервировка стола
Историческая справка. Правила сервировки стола.
Практическая работа: сервировка стола, изготовление украшений для стола из салфеток.
Тема 3.8. Культура поведения за столом
Культура поведения за столом - это часть общей культуры человека. Историческая справка «Сколько лет ножу и вилке?». Знакомство с правилами поведения за столом. Практическая работа:: анализ ситуаций.
Тема 3.9. Искусство беседы за столом
Знакомство с правилами ведения беседы за столом. Исторические сведения об искусстве ведения беседы за столом.
Практическая работа: составление своего диалога за столом (работа в парах). Анализ ситуаций. Составление памятки с правилами.
Тема. 3.10. Посиделки с друзьями
Прививать культуру за столом, умение развлекать людей, организовывать праздники.
Тема. 3.11. Праздник «Встреча друзей»
Театрально-музыкальная постановка детьми спектакля на заданную тему.
Практическая работа: воссоздание театральных персонажей — изготовление кукол-перчаток «Петрушка», «Медведь» и др.; сочинение собственного сценария спектакля «Встреча друзей» и постановка по желанию детей небольшого кукольного спектакля по правилам ведения себя за столом.
Итоговое занятие. Повторение полученных знаний, умений в данном разделе.
Раздел 4. Мы живем среди людей
Тема 1.4. Мы идем в театр
Прививать учащимся навыки поведения в театре
Тема 4.2. Как вести себя в театре
Прививать навыки культурного поведения в общественных местах
Практическая работа: Правила поведения в театре; обсуждение поведение героев рассказа Н.Носова «Замазка», изготовление программы и билеты на спектакль «Помогла»
Тема 4.3. Практикум по этикету: в театре
Практическая работа: ситуационный тест по теме «В театре»
Тема 4.4. Правила поведения на уроке и перемене
Способствовать усвоению круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены
Практическая работа: Обсуждение поведения литературных героев; формулирование правил поведения на уроке и на перемене; фотовыставка
Тема 4.5. Правила поведения в столовой
Добиться усвоения учащимися правил поведения в столовой, прорабатывать правила хорошего тона за столом
Тема 4.6. Правила поведения в библиотеке
Сформировать правила поведения в библиотеке на основе знаний и умений учащихся
Тема 4.7. Поведение дома
Воспитание навыков и привычек культуры поведения дома; уважение к старшим, формирование привычки внимательного доброго отношения к людям.
Практическая работа: Решение ситуативных задач; тест «Узнай о себе больше»
Тема 4.8. Старших надо уважать
Закрепить навыки поведения со взрослыми, воспитывать уважение к старшим.
Практическая работа: Спектакль «Помогла»; советы детям и родителям.
Тема 4.9. Обязанности пассажира
Обучение правилам поведения на остановках; в общественном транспорте
Практическая работа: Кроссворд; правила поведения в общественном транспорте; разбор ситуаций поведения людей в транспорте; решение задач
Тема 4.10. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть
Обобщить умения и знания о правилах этики.
Практическая работа: Повторение значения волшебных слов; эксперимент; игра на внимание; обсуждение поступков литературных героев; задачи по культуре поведения.
Тема 4.11. Рыцарский турнир
Практическая работа: Прививать детям потребность культурного поведения. Рассказать о том кто такие рыцари; хорошие манеры рыцарей; решение задач.
Тема 4.12. Праздник вежливых ребят
Практическая работа:Художественные номера по теме «Культура поведения»
Итоговое занятие. Обобщение знаний по темам раздела.
Список литературы
для педагога:
1. Азбука домоводства для больших и маленьких / сост. Е. Ю. Сашина. – М.: Педагогика, 1990.– 160 с. – ISBN 5–7155–0232–
2. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Хаткина Н.Б., Хаткина М.А. - Д.: Сталкер, 1997.
3. Аринчина. Г. Н. Азбука вежливости. Программы для учреждений дополнительного образования детей.- Вып. 2 / Редактор-составитель Ф.Е. Штыкало, Г. Н. Аринчина.- 2-е изд. - М. : ЦРСДОД, 2003.- 92 с.
4. Богданов, В. В., Попова, С. Н. Истории обыкновенных вещей. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 208 с. – ISBN 5–7155–0464–3.
5. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. – ISBN 5–09–000466–8.
5. Воспитание школьников. 1998. – ISBN 0130–0776.
6. Генов, Г. В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968. – 154 с.
7. Классный руководитель. – 2001. – № 1.
8. Коноплева, Н. П. Секреты домашнего хозяйства. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
9. Ликум, А. Все обо всем. – М.: Компания “Ключ – С”, Филологическое общество “Слово”, ТКО АСТ, 1994. – 511 с. – ISBN 5–88196–279–6.
10. Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2003. Академия Вежливых Наук профессора Бонуса / Сост. Хаткина Н.Б., Хаткина М.А. - Д.: Сталкер, 1997.
11. Маслюни Н. Просим к столу. Рига, 1985.
12. Минскин, Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
13.. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция) 3-8 классы. / Сост.Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
14.. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М., 1998.
15. Полунина В. Н. Солнечный круг / В. Н. Полунина. — М., 2003.
16.Руссова А. П. Правила этикета. /А.П. Руссова. — М., 1998.
17. Юрин М. П. Азбука вежливости. /М. П. Юрин. — М., 2001.
18. Ягодинцев Г. П. Правила этикета/Г. П. Ягодинцев – М., 1997.
19. Ярувин А. А. Культура поведения, культура общения, туризм / А. А. Ярувин – М., 1996
20. Педсовет. – 1999. – № 4.
21. Педсовет – 2002. – № 4.
22. Педсовет. –- 2002. – № 5.
23. Педсовет. – 2005. – № 12.
24. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост. Ю. Т. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с. – ISBN 5–09–001184–2.
25. Сборник загадок / сост. М. Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1988. – 80 с. – ISBN 5–09–000498–6.
26. Энциклопедия для маленьких принцесс. – СПб.: ТОО “Диамант”, АОЗТ “Золотой век”, 1999. – 54 с. – ISBN 5–88155–021–8.
27. Воспитание школьников [журн.]. – 2003
для обучающихся:
- Лоагин Р. К. Вежливые слова для маленьких.- М., 2001.
- Неверова И. И. Как стать вежливым. – М., Просвещение. 2006.
- Шувакин П. О. Секреты общения. Книга для учащихся – М., Просвещение. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-этическое воспитание младших школьников
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение пере...
ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточен...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ДРУЖБА", В РАМКАХ НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Мероприятие может проводиться в рамках классного часа, или, как открытое мероприятие в ГПД. Я успешно проводила это занятие в 1 - х и во 2- х классах.Цели: - Развитие умений вести рассуждения.- Ф...
Этическое воспитание младших школьников
Этическое воспитание младших школьников...
Нравственно-этическое воспитание младших школьников
Темы и основное содержание этических бесед и классных часов + разработка классного часа "Дружба-чудесное слово"...
Нравственно-этическое воспитание младших школьников
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К с...
Рабочая программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников " Мы - патриоты Великой страны!" 1 класс 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников. Составитель воспитатель ГПД Матвиенко Алла Ивановна....