Главные вкладки

    Этическое воспитание младших школьников
    опыты и эксперименты (3 класс) на тему

    Этическое воспитание младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osn_chast.docx83.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа№ 6»

    Городского округа город Кумертау

    Республики Башкортостан

    Доклад

    «Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников

    »

    Выполнила учитель начальных классов

                                                                                    Матюхина А.З.

    2015г.

    Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников

    Социальный прогресс – это поступательное развитие человеческого общества вершиной общественного прогресса – это создание условий для всестороннего развития личности. На современном этапе развития общества стоит задача дальнейшего улучшения нравственного воспитания подрастающего поколения. Нравственное воспитание призвано вырабатывать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения, и навыки поведения, обобщению этических представлений. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме поведения, требовать и контролировать выполнение школьником моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того чтобы школьник самостоятельно, по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи этических представлений и поведения ребенка особенно актуален в истории современной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании у школьников этической культуры. Опыт показывает, что формирование у учащихся начальных классов этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильное представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.

    По-своему понимают некоторые школьники правила поведения. Безрассудные шалости и озорство в представлении многих учащихся ассоциируются с геройскими поступками, упрямства и грубость нередко квалифицируются в их среде как проявление самостоятельности. Что же касается норм вежливости и хорошего тона, что отдельные учащиеся откровенно относятся к ним как к излишним условностям. Подобное искаженное представление о требованиях морали порождает у школьников неправильные моральные установки и создает основу для нарушения норм и правил поведения, в этом смысле требование о необходимости предохранения детского сердца от пороков и ума от заблуждений имеет большое педагогическое значение. Вот почему нужно вооружать учащихся научными знаниями о нормах и принципах морали и формировать у них правильных нравственных установок в поведении.

    Педагогическая этика имеет богатые, но к сожалению ещё малоизученные традиции. В наше время она развивается все более интенсивно, но ещё мало положительных результатов. Новые требования, предъявляемые к современной школе и учителю, вызывают необходимость пропаганды и новых исследований в области педагогической этики. Современный учитель не должен ограничивать воспитание учащихся  только нравственным просвещением, а целенаправленно формировать у них устойчивый тип поведения, способствовать накоплению нравственного опыта.

     Цель работы: выявление возможностей воспитания этической культуры младших школьников    и влияние их на общее нравственное развитие личности.

     Задачи:

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

    2.Раскрыть психолого-педагогические основы воспитания этической культуры   у младших школьников.

    3. Показать значение средств и методов воспитания этической культуры младших школьников.

     Объект:   Этическое воспитание младших школьников.

    Предмет:  Этическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

    §1. Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников.

    Духовно-нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и просвещения.  

    Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

    Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом

    Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе

    Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

    В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

    В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

    Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является её способность ориентироваться соответствующим нормам морали. Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У нравственно воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.  Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим и непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости.

    Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.

    Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества.

    Простое запоминание моральных принципов не может решить задачу превращения их в поступки, в соответствующее поведение. «Можно знать все требования морали, но не выполнять их»  [Лихачева И.А. 1999.- с.121]. Правильные знания норм морали часто не оказывают должного влияния на поведение школьника, его поступки. Иногда слово и дело не совпадают, наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Так, ученик знает, что хорошо учиться – долг школьника, что без этого нельзя стать хорошим и полезным работником, но на деле же он учится плохо, не готовит уроки и т.д. Воспитание подрастающего поколения в соответствии с моральными качествами, раскрывающем отношения человека к обществу, к труду, к себе – процесс сложный, требующий глубокого знания личности воспитуемого, педагогических и психологических основ нравственного воспитания. Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны; формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков, привычек, нравственного поведения. Соотношение этих сторон определяется особенностями каждого возраста и не может быть одинаковыми в начальных и старших классах. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Трудно вести себя правильно, если не знаешь, как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний поможет учащимся понять, что в поступках окружающих людей хорошо и что плохо. Моральные знания приобретаются учащимися в виде моральных представлений и понятий и выступают в качестве основы для формирования культуры поведения. Задача учителя – вооружить учащихся системой моральных представлений и понятий. Уровень сформированности нравственных понятий в различные школьные периоды различны. Моральные понятия младших школьников ещё неопределенны, суждения носят односторонний характер, часто дети только по одному признаку определяют нравственное понятие, понятия этической культуры. По данным психологов моральные понятия задерживаются на уровне житейского,если же не проводить специальной работы по их формированию. Для формирования основ этической культуры учитель проводит специальные этические обсуждения, обсуждают прочитанные книги, материалы из детской методической печати, анализируют примеры из жизни. Правильное поведение школьников определяется не только знаниями моральных норм. Часто моральные знания не гарантируют нравственного поведения детей. «Задача школы заключается в том, чтобы ребята глубоко осознали моральные нормы поведения, приняли их и руководствовались ими в повседневной жизни» [Лихачева И.А. 1999.- с.128 ]. Поведение в соответствии с моральными понятиями, по внутренним убеждениям характеризуют нравственного воспитанного человека и говорит о сформированности у него нравственных убеждений. Нравственные понятия переходят в убеждения человека в том случае, если они сливаются сторонами сознания с чувствами, волей. С переходом из класса в класс убеждения углубляются, делаются более стойкими и все сильнее проникают в личность ученика. Чем богаче жизненный опыт детей, тем глубже, полнее усваиваются моральные понятия, формирующие нравственное сознание, их суждений, оценок моральных основ поведения и связано с эмоциональными переживаниями. Поведение учащихся на основе сложившихся нравственных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения. «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. А человечность, доброта (ласка), доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира»… [Смирнов С.А.. –, 1999-128 с.]. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитывая добрых чувств. А.С. Макаренко писал, что привычка и опыт нравственного поведения учащихся состоит из поступков, в которых проявляется моральная сущность личности [Макаренко 1959 .-185с.].

    Поступки выражают уровень нравственной этической культуры человека и всегда связаны с его сознанием. Этические поступки проявляются и воспитываются в деятельности, в общении с людьми и сверстниками. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные истины осознающиеся людьми, как выражением добра, живут в поступках, в поведении. Этическая мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях. Поэтому необходимо знать как руководствоваться в своих поступках». [Лихачева И.А., 1999.-. 128]. Особенность нравственных отношений заключается в том, что они имеют ценностно регулятивный и непосредственно оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля своим поведением, своими поступками. Поступки выражают уровень нравственной этической культуры.

    Таким образом, педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных её категорий, моральных ценностей. «Моральные ценности – это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков». [Аксенова В.И. 1995.-63с.]

    В книге Писаренко В.И. «Педагогическая этика» раскрываются вопросы регулирования основ взаимоотношений учащихся, поступков и в целом поведения.

    Нравственное воспитание включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны; формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств, навыков, привычек, нравственного поведения. Для нравственного становления личности необходима специальная работа с учащимися, направленная на усвоение ими моральных норм поведения. Таким образом, педагогическая этика рассматривает не только сущность принципов педагогической морали, но и сущность основных её категорий, моральных ценностей. "Моральные ценности - это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.д., которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков.

    §2. Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников

    Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у учащихся этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения. неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо учителю прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы

    В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Великую роль нужно отдать сравнению этих событий, ситуаций. Так, в рассказе «Карасик» Н. Носова говорится о мальчике, который набедокурил, а потом струсил и сказал неправду, в результате должен пострадать котенок, но мальчик любил котенка; он понимает, что струсил, что поступил плохо, и хочет исправить вину, спасти котенка от наказания. Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик. Конечно все скажут плохо. Необходимо так поставить беседу, чтобы дети глубоко задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным поступком. В этом случае проходит не только формирование представлений у детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а это способствует воспитанию этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершенные ими непреднамеренно, нечаянно, они также соотносятся с понятием «несправедливо», плохо поступил. Формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдения за общением детей в процессе деятельности. Учитель должен видеть каждого ученика, чтобы мимо его внимания не прошло ни одно сколько-нибудь серьезного нарушения ими общепринятых этических норм. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. По играм детей, по их свободному общению на улице можно наблюдать как сильно действуют на детей то или иной фильм. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Неоценимую помощь в воспитании у детей этической культуры может оказывать искусство, музыка, живопись. Надо учить детей слушать народную классическую музыку поднимающую их на высокую ступень духовной культуры. Совместное прослушивание на уроке, во внеурочное время дает возможность понять переживания ребенка, настрой их на верный путь к взаимоотношению. А.С. Макаренко считал, что «воспитание есть не что иное как упражнение детей в моральных поступках». [Писаренко В.И 1994.-28с.]

    Таким образом, задача учителя продуманно использовать методы в воспитании у детей этической культуры.

    Наиболее распространенным средством воспитания этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания этической культуры является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: мальчик стал лучше учиться, отец просматривая дневник говорит сыну: «Вижу что стал стараться. Я доволен тобой, сын, молодец». Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Психологическое состояние ребенка, которому доверили, можно охарактеризовать, как стремление быть достойным этого доверия, сравнивая различные ситуации. В одном случае ребенку говорят, что он уже научился самостоятельно контролировать свое поведение. В другом случае мать укоряет сына за то, что он прогулял не улице больше времени, чем положено по режиму: «Разве можно тебе доверять, ты неисправим». В первом случае повышается чувство ответственности ребенка за свои дела, за выполнение режима дня, у него вызывается стремление к соответствующим волевым усилиям, а во втором – у него подрывается вера в свои силы и возможности. Поэтому предоставление детям большей самостоятельности, организация их деятельности на доверии к ним – один из правильных этических приемов воспитания этической культуры у младших школьников.

    Хорошим средством воспитания этической культуры у младших школьников является доброжелательные отношения друг к другу, к взрослым. Система таких отношений между детьми и взрослыми предполагает уважение к личности ребенка, заинтересованность в его успехах, помощь в преодолении трудностей, веру в ребенка, доверие к нему.

    Важным средством в воспитании этической культуры младших школьников является поощрение. Этот вид поощрения (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Лучшим подарком должная быть книга, подаренная в день рождения, в праздник, за успешное окончание учебного года. В этих случаях хорошим подарком может быть настольная игра, особенно, если она рассчитана на коллективную игру. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о воспитании этической культуры школьника. Положительно сказывается на воспитании этической культуры учащихся поощрение развивающихся интересов детей. Так, отец заметил, что сын с удовольствием мастерит различные поделки из природного материала. Поощрением здесь может быть набор инструментов для обработки природных материалов. Такое поощрение способствует воспитанию у ребенка правильному аккуратному пользованию прибором, развитию фантазии, наблюдательности. Социодрама - это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры - носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. "Совершающееся действие" (драма) разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.

    Очень важное средство в воспитании этической культуры младших школьников является – лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, но здесь необходимо обязательно объяснить причину наложенного взыскания. И ещё одно средство действенное в воспитании этической культуры – это лишения доверия. Так, дочь, ученица 3-го класса, сама всегда докладывала об учебных делах в школе. Родители только подписывали дневник, но вот как-то обнаружилось, что девочка скрыла полученную двойку, тогда мать в категоричной форме потребовала, чтобы дочь каждый день показывала дневник: «Оказывается твоим словам верить нельзя». В этом случае контроль родителей служит своего рода наказанием. Но долго так не должно продолжаться. Надо попытаться восстановить доверие. Через некоторое время можно спросить у девочки: «Могу я больше не просматривать твой дневник». Утвердительный ответ дочери должен восстановить доверие.

    Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры младших школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

    §3. Нравственные отношения учителя и учеников в педагогической этике

    В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения учителя с учащимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Отношения учителя с учениками возникают на основе непосредственного общения, которое сопровождается положительным эмоциональным восприятием. Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителем и учениками, имеет как общее, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особыми комплексом морально-психологической незащищенности. Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Учитель должен быть воспитателем, приобщающий детей не только к знаниям, но и добру, красоте, которое оказывает решительное влияние на воспитание у детей этической культуры. Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся – один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, такой, которая может быть осмыслена, понятна его воспитанникам. Учитель должен предъявить к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми. Необходимо, в свою очередь, воспитывать у школьников такое качество, как требовательность к себе, самокритичность. . Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на чёрствости и равнодушии, тем более на жестокости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным, внимательным к любому проявлению чуткости своих воспитанников к другим людям. Учителю необходимо учить детей чувствовать чужое горе, уметь переживать неудачу товарища как свою собственную, развивать способность откликаться на чужое несчастье.

     Помощь детям в трудные моменты – одна из моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учениками. Учитель должен проявлять в помощи детям абсолютное бескорыстие, доходящее порой до самопожертвования. Его долг чутко относиться к детям, охваченным душевным смятением, не причинять ребёнку лишнюю душевную боль.

    Педагогическая этика не признаёт бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путём нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствует лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.

     Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности – одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.Учителю следует внимательно подходить к оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков. Разумно использовать различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, её саморегулирование. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит ребёнку глубокую душевную травму.  Он не должен делить своих воспитанников на любимых им и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью и всем образом жизни. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся. На правах старшего и умудрённого нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход. Развивать у детей способность отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.

    Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между учителем и учениками, которые способствуют развитию творческой личности, развитию чувства собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на ученика – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Учитель, допустивший грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав. Здесь не может быть никакой речи о воспитании у учащихся этической культуры. Умение понять состояние ребенка, вызвать сочувствие к нему – признак высокой эмоциональной культуры учителя. Эмоционально воспитанный учитель не проронит грубого слова в обращении с детьми не передаст доверенную ему детскую тайну. «Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание – это сложный динамически процесс, которому, как и всем социальным процессам, присущи противоречия. Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Они могут быть разрешены по-разному. Для умелого руководства этим сложнейшим процессом учителю необходимо знать причину конфликта» [Огородникова И.Т. 1987.-24с.]. Руководствуясь нормами педагогической морали, учитель может не только заботиться о том, чтобы его поведение не нарушало нормальных нравственных отношений, но и регулировать поведение учащихся, их взаимоотношения. Так, на уроке чтения во втором классе учитель вызывает новичка. Он начинает читать по слогам, краснеет от стыда, запинается. Ребята смеются, смех не злой, просто оттого, что в классе все хорошо читают. Учительница понимает, что нельзя долго испытывать чувства ребенка, которого в другой школе почему-то не научили читать. Она прерывает чтение, а ребят журит за то, что они смеются над неумением товарища. Строгость и требовательность учителя – необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка, воспитание у них этической культуры. Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения учителя и учащихся являются требование справедливой оценки нравственного поступка ученика. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или к чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке. Учитель постоянно оценивает поступки детей в сфере повседневных отношений. Поэтому ему важно видеть не только результат деятельности ученика, но и его личное отношение к своим поступкам. Только при этих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль.

    Таким образом, взаимоотношения учителя с учениками должно основываться на соблюдении определенных моральных норм, что способствует воспитанию у учащихся этической культуры.

    И так, только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру могут создать обстановку взаимопонимания, которая необходима для поддержания нормальных нравственных отношений между учителями и учащимися. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны быть искренними, неподдельными и проявляется во всех жизненных ситуациях. Помощь детям в трудные минуты их жизни – одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителями и учащимися. Непримиримое отношение учителя к злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности подкрепляется его трудовой деятельностью, всем образом жизни. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека он формирует у учащихся нравственные ориентации, используя для этого справедливый подход к оценке явлений, факторов, поступков, и на этой основе воспитывает нетерпимое отношение к негативным явлениям. В общении с детьми необходимо находить нужный тон, исходя из их индивидуальных особенностей, побуждать воспитанников отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле. «Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных особенностей, гуманитарное отношение к ним, забота об их духовном и физическом развитии позволяют сделать воспитательный процесс этической культуры школьников сознательным и целенаправленным» [Нечаева В.Г. 1999.-149с.]

    §4. Работа с родителями по вопросам воспитания этической культуры у младших школьников.

    В педагогике подчеркивается особая роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

    Велика роль семьи в развитии у ребенка представлений о морали. Это влияние может быть положительными и отрицательными. Так, отправляя ребенка в школу, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай книгу, её могут испачкать, порвать, украсть». В школе же постоянно в беседах на уроках, в повседневной деятельности, вне уроков учитель учит детей быть добрыми, делиться с товарищами, выручать их при трудностях. Что же делать? Как поступить ребенку? Поступить так, как сказала мама, или так как учит учитель в школе? Такого рода противоречия вызывает раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождает хитрость, приспособленность. В результате у ребенка не может спокойно сложиться четкость представлений, как относиться к людям, как поступить в каждом конкретном случае. Родители должны обращать внимание на то, насколько искренни поступки детей. Например, мальчик просит прощения за совершенный поступок. Просьба его может быть искренней: мальчик осознал свои действия и ему стыдно. Но он может просить прощение и по другой причине – чтобы быстрее избавиться от наказания, но как только его простят он совершает тот же поступок. «К сожалению родители иногда в силу непонимания мотивов поведения детей, способствуют зарождению в нем озлобленности, которая влияет и на его сверстников, как правило» [Капров И.А 1987.-24 с.].

    Грубые методы воздействия, нетактичность по отношению к  дисциплине в коллективе, ни желанием перевоспитывать ребенка. Так, в школе проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал. И только один Алеша выделялся среди них своим неряшливым видом: гольфы спустились, грязное, белая рубашка и брюки были помяты и запачканы (1-й класс). После утренника учительница сказала ребятам, что все хорошо пели, танцевали: «А вот Алеша нас подвел, пришел на праздник не аккуратный и грязный». Как будто ничего особенного, просто замечание. Учитель не выяснила, почему таким пришел на утренник Алеша. А ведь его маму увезли в больницу. А брат не смог подготовить Алешу к празднику. В учительской газете, 1999 г. в статье «Само собой не приходит» - рассказывается о переживаниях матери, сын которой вырос эгоистом, не уважает старших, не считается с ними, не помогает им. «Рос как в сказке, ничего не заставляли делать, ни к чему не принуждали, покупали много игрушек. А он вон каким вырос себялюбивым» удивляется мать. Надо показать родителям, что только систематические упражнения в труде приучающие детей делать добрые дела для других, воспитывают любовь к родителям, к людям. На консультациях для родителей,  на родительских собраниях, в беседах с родителями ставятся вопросы нравственного воспитания детей, формирования основ этической культуры. Велика роль в работе с семьей консультации для родителей, где решаются вопросы воспитания этической культуры у младших школьников. Тематикой родительских собраний могут быть: «Уроки хорошего тона», «Папа, мама, я – читающая семья», «Культура поведения младших школьников», «Как помочь ребенку хорошо учиться», «Забота о наших меньших», «Отношения с окружающими» и др. Родителям необходимо разъяснить, что внимание, сочувствие тесно связано с воспитанием у учащихся доброты, заботы о тех, кто нуждается в помощи, защите.

     «Современные родители образованные, начитанные, интересующие проблемами воспитания, способны участвовать в деловом решении сложных педагогических вопросов» [Зазюн И.А. 1998.-18 с.]. Надо учителям видеть в ребенке равных в себе союзников. Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном отношении стали бы естественными, ограниченными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений [Капров И.А. 1987.-128 с.]. Учителю, способному внушить родителям, что он не посторонний человек для их ребенка, легче раскрыть отцу и матери опасности слепой любви к сыну или дочери, легче убедить родителей в том, как правильно готовить учащихся к жизни, к серьезной трудовой и общественной жизни.

    Отношения  учителей  с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей. Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к ученикам. В общении с родителями недопустимо обсуждение детей класса и их родителей.

    Очень трудно учителю сформировать уважительное отношение ребенка к родителям, которые ведут паразитический, мещанский образ жизни, да ещё некоторые и нетрезвый образ жизни. Здесь необходимо вмешательство актива школы, продумать различные формы работы с этими семьями: привлекать их к участию в мероприятиях, запланированных в школе, давать поручения школы, класса, проводить беседы и консультации. Дети через полученную в школе систему этических знаний строго и бескомпромиссно оценивают поведение своих родителей. Работа с семьей, где царит мещанство, нетрезвый образ жизни, чрезвычайно сложно и требует своевременного вмешательство в личную жизнь ребенка. Но эта работа под силу  только учителю, обладающему духовностью и нравственной культурой.

     Работа с родителями, как и вся работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Важно общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать способы их решения.

    Формы работы образовательного учреждения с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотек, привлечение родителей к активному участию в жизни класса и др. Вести работу в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.[ Харламов И.Ф. 1989.-56с.]

    Таким образом, педагогическая неподготовленность родителей – опаснейшее препятствие в нравственном воспитании детей. Отсюда вытекает одна из важнейших задач нравственной деятельности учителя; пропаганда среди родителей форм и методов нравственного воспитания учащихся в семье, чем выше её уровень, тем больше возможностей повысить нравственно-этическую культуру родителей. Нравственная деятельность учителя представляет собой совокупность практических действий и поступков, направленных на повышение нравственно-этической культуры родителей и учащихся.

    В.А. Сухомлинский писал: «Добро и красота, нравственное достоинство и доблесть лишь тогда овладевает юными сердцами, когда утверждается в них исключительная чувствительность к злу»; «Утверждение в юных сердцах положительных взглядов невозможно без горячей беспощадной нетерпимости к злу, неправде, унижению человеческого достоинства» [Сухомлинский В.А. 1975.-86с]

            

    §5. Изучение опыта работы образовательных учреждений

    Итак, Е.И. Ильин – учитель школы № 516 г. Санкт-Петербурга. Его новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности, а также оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях. Е.И. Ильин решает задачи формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов воспитания истинного гражданина отечества с высоким нравственно-этических устоев через художественную литературу, её образ у Е.И. Ильина мы находим приемы «живой этики», он делится опытом как следует разговаривать с учеником, подчеркивает, что важно уметь это делать не только во время урока. Различный процесс общения Ильин выделяет искусство вопроса. При вопросе у ребенка мысль оживает, но при ответе она затухает. Вот здесь и должно появиться искусство педагога -направить ребенка на путь творчества. У ученика «мысль оживает», когда учитель вместе с ним ищет истину. В процессе общения учителя и ученика важно помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль. У Е.И. Ильина можно найти приемы, как уже упоминалось, приемы «живой этики», что важно для воспитания этической культуры у учащихся. В книге «Почему у Ильина читают все?» в живой форме рассказывается о методической системе известного учителя-новатора из Санкт-Петербурга Е.Н. Ильина, о его творческой лаборатории, представлены уроки. В.В. Иванихин, автор книги «Почему у Ильина Читают все?» пишет: «Интересен опыт Ильина и как явление культуры. Ведь Ильин дал нам ключ к художественной книге, которая, к сожалению, для многих сегодня пока не раскрыта. Подарить школе этот «ключ» было главной моей целью, когда создавалась эта книга» [Почему у Ильина читают все? / Под ред. В.В.Ивахнина. – 1990.-6 с.]

    Учитель начальных классов М.Ф. Васильева из г. Воронежа проводит удачно беседы с родителями на темы «Воспитание культуры поведения», «Приучайте вашего ребенка к аккуратности и опрятности» и др. аккуратность и опрятность можно привить детям только тогда, когда к ребенку предъявляются конкретные требования и налажен постоянный контроль за из выполнением. Успех работы с родителями в значительной степени зависит от того, насколько ему удастся единство воспитательных воздействий с семьями учащихся. М.Ф. Васильева для того, чтобы дать конкретные практические рекомендации каждой семье с учетом индивидуальных особенностей и детей и родителей, считает нужно знать особенности характера детей класса, их домашние условия. Изучение семей способствует проведению индивидуальных бесед с родителями (см. Приложение 1). Опыт работы учителей Е.Н. Ильина и М.Ф. Васильевой помогли мне в работе с учащимися и в написании курсовой работы по теме «Воспитание этической культуры у младших школьников».

      Семибратченко Т. Н. учитель школы  № 65 г. Кемерово духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы  считает, что должен соответствовать следующим критериям

    ·         умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

    ·         владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;

    ·         обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

    ·         любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    ·         владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    ·         любящий свой край и свою Родину;

    ·         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    ·         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

    ·         доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

    ·         выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

    Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим и непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости.

    Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.

    Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества.В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач  помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.

    Она  работает по УМК «Школа России».Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.

    Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

    Во внеклассной работе большое значение имеет  духовно - нравственное воспитание через общественно-полезный труд (уборка класса, территории, экологические десанты), через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях.

    Очень важным этапом  считает создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности (это класс-кабинет, его внешний вид и содержание, различные информационные стенды,  и т.п.). В этом направлении приходится много работать.

     Она считает очень важным помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь  коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других, Она старается создать условия, способствующие хорошему самочувствию ребёнка, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё  учит детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учу быть ответственными за общее дело.

    Очень важным моментом  духовно-нравственного воспитания, по ее мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе. Правила войдут в привычку ребят, если отмечать не только их выполнение, но и не пропускать нарушение, постоянно требовать их соблюдения Она это делает не только сама, но и учит ребят напоминать друг другу о правилах и добиваться их неукоснительного выполнения. Правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры, правила вежливости  Татьяна Николаевна разработала для ребят своего класса и  работает на ними.

    Считает, что личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителеми  учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. О говорит, что имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен.

     Часто  беседует с родителями, как это делают все классные руководители, проводит индивидуальную работу (по необходимости). Приглашать родителей на классные  КТД, Обращается, если нужно за помощью, помогает им, обращает внимание родителей на то, что нельзя подрывать учительский авторитет такими заявлениями: «Мало ли, что говорит учитель, делай, как я сказала» или «Знаем мы, чему вас там учат…». Это даёт положительные результаты,  и говорит, что пока у них не было разногласий и конфликтов, присутствуют доброжелательные отношения и это обнадёживает на положительный результат совместных усилий.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Развитие этических представлений, чувств и предполагает становление его отношений к родителям, к окружающим людям, к коллективу сверстников, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе. У детей формируются первоначальные нравственно-этические чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения, воспитания этической культуры. Эта работа в школе проводиться должна систематически и целенаправленно в течение 10-11 лет под руководством учителя. Психологи установили, что младшие школьники характеризуются повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат в необходимость направленных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания, норм этического поведения и культуры, этических чувств. Теоретическая часть курсовой работы является продолжением практической самостоятельной работы с учащимся первого класса по воспитанию этической культуры. Проведены три эксперимента, где раскрыта последовательность улучшения, результатов по воспитанию этической культуры у учащихся.

    По содержанию данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

    1. Работа по воспитанию этической культуры у младших школьников должна проводиться последовательно, систематически и продумано.

    2. Воспитание этической культуры является основой нравственного воспитания учащихся.

    3. Работа во воспитанию этической культуры младших школьников должна носить творческий характер.

    4. Работа по воспитанию этической культуры младших школьников должна проводиться с привлечением родителей учащихся.

    Работу по воспитанию этической культуры младших школьников мы будем продолжать использовать в работе учителей-новаторов, дальнейшее изучение материала методического по теме курсовой, вдумчиво, творчески подходить к каждому заинтересованному материалу; изучать педагогическую этику и внедрять в свою практическую работу.

    Содержание данной работы может быть использовано учителями начальных классов, воспитателями детских садов, особенно в старших группах, в подготовке детей к школе.

    Отсюда следует, что цель достигнута, задачи взятые решены, гипотеза подтвердилась.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Аксенова В.И. Живая этика. – М.; Ставрополь, 1995.-63с.

    2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.-58с.

    3. Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М., 1997.-102с.

    4. Ж.Ж. Руссо. История педагогики.-153с

    5. Зазюн И.А. Основы педагогического мастерства. – М., 1998.-18 с.

    6. Капров И.А. Азбука нравственного воспитания. – М., 1987.-128 с.

    7. Ковалев А.Т. Психология семейного воспитания. – М., 1999.-213.

    8. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1999.-332с.

    9. Лихачева И.А. Уроки этики. – М.; Ставрополь, 1999.-128с.

    10. Лихачева И.А. Рабочая тетрадь по этикету. – М., 1999.-121с.

    11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей//Изб. пед соч.: в 7 т. – М., 1959 - Т.4.-87с.

    12. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. – М., 1991.-56с.

    13. Нечаева В.Г. Формирование коллективных взаимоотношений. – М., 1999.-149с.

    14. Огородникова И.Т. Педагогика школы. – М., 1987.-24с.

    15. Почему у Ильина читают все? / Под ред. В.В.Ивахнина. – М., 1990.-6 с.

    16. Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Л., 1994.-28с.

    17. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1994.-36с

    18. Смирнов С.А. Педагогика. – М., 1999 -128с.

    19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М., 1975.-86с

    20. Траймак Д.И. Как сделать внеклассную работу интересной– М,1999.-5с

    21. Ушинский К.Д. История педагогики/ под ред. Шабаева М.Ф. – М., 1981.-98

    22. Харламов И.Ф. Этические беседы с учащимися. – М., 1989.-56с.

    23. Яновский М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. –   М., 1989.-231с

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Беседы с родителями о нравственном воспитании первоклассников

    Тема: Знаете ли вы своего ребенка

    План

    1. Знание внутреннего мира ребенка – важное условие успешного воспитания в семье.

    2. Что необходимо знать о ребенке.

    Родители должны знать простые и мудрые слова выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнаешь его тоже во всех отношениях». [Ушинский К.Д. Пед. соч. – М.; Л., 1950, Т. 8, С. 23].

    Родители все знают и осознают, что они плохо знают своего ребенка. Воспитательные приемы в семье должны быть обусловлены индивидуальностью ребенка, его восприимчивостью к различным воздействиям со стороны взрослых, что необходимо знать о ребенке? Очень многое. Есть ли друзья у вашего ребенка и кто его лучший друг? Как дружит ребенок? В общении с детьми он любит командовать или подчиняться? Умеет ли он организовать игру или только участвует в ней? Готов ли прийти на помощь своим товарищам? В какие игры любит играть и почему? Заботится ли он о своих близких? Что интересует ребенка? Чем увлекается он? Как относится к учению? К сожалению не все родители могут ответить на эти вопросы. Этот пробел должны родители восполнить, так как иначе при всем добром желании, при всей своей любви к ребенку будет трудно правильно воспитывать.

    Беседы с родителями о нравственном воспитании первоклассников.

    Тема: Труд и игра в жизни ребенка

    План

    1. Нравственное формирование ребенка в труде и игре.

    2. Организация труда и игры в семье.

    В первом классе для детей самым важным и главным видом деятельности является учеба. Но в жизни детей этого возраста большое место занимает труд и игра. Учитель приводит примеры из жизни класса, рассказывает как родители должны приобщать к труду своих детей. С поступлением в школу, ребенка надо учить самообслуживанию, а не освобождать от него. Необходимо требовать от ребенка уборки своей постели, приучать следить за порядком на своем рабочем месте, содержать свои вещи. В труде даже в простом у ребенка развиваются многие ценные качества, которые будут очень нужны ему в учебе и в жизни. Это точность и самостоятельность, аккуратность и исполнительность и многое другое. А главное - это сознание своей силы, чувство удовлетворения, радость труда. А.С. Макаренко писал: «Мы хорошо знаем несколько веселее и счастливее живут люди, которые многое могут делать», а как это важно – уметь трудиться, играть в интересные игры для детей, организовывать игры со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют формированию товарищеских чувств, гуманных отношений к людям.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ТЕМАТИКА УРОКОВ «ЖИВОЙ ЭТИКИ»

    (1 КЛАСС)

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    Введение

    Этика – наука о морали

    1

    Тема 1

    Как я выгляжу

    4

    Тема 2

    Школьный этикет

    1

    Тема 3

    Зачем быть вежливым

    1

    Тема 4

    Сказка о вежливости

    4

    Тема 5

    Добро и зло в сказках

    2

    Тема 6

    Твои поступки и твои родители

    1

    Тема 7

    Обязанности ученика в школе и дома

    2

    Тема 8

    Чем богат человек

    1

    Тема 9

    Ты и твое здоровье

    1

    Тема 10

    Праздничный этикет

    1

    Тема 11

    Наш класс

    2

    Тема 12

    Моя мама - самая лучшая

    1

    Тема 13

    День рождения

    2

    Тема 14

    Учимся общаться

    3

    Тема 15

    Сказка о нашей жизни

    2

    Рабочая программа

    (1 класс)

    Введение. Этика – наука о морали

    Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.

    Тема 1. Как я выгляжу

    Дать понятие «внешний вид»(одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.

    Тема 2. Школьный этикет

    Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке».

    Тема 3. Зачем быть вежливым

    Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», 2добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.

    Тема 4. Сказка о вежливости

    Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

    Тема 5. Добро и зло в сказках

    Объяснить понятие «добро – хорошо», «зло – плохо». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.

    Тема 6. Твори поступки и твои родители

    Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

    Тема 7. Обязанности ученика в школе и дома

    Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.

    Тема 8. Чем богат человек

    Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.

    Тема 9. Ты и твое здоровье

    Понятие «здоровье», «режим дня», «Личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. советы доктора Айболита.

    Тема. 10. Праздничный этикет

    Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «Эмоции», показать, как эти понятия относятся с пониманием эмоционального мира человека. рыцарский турнир вежливости.

    Тема 11. Наш класс

    Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.

    Тема 12. Моя мама – самая лучшая

    Дать понятие «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

    Тема 13. День рождения

    Дать понятие «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения».

    Тема 14. Учись общаться

    Дать понятие «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.

    Тема 15. Сказки в нашей жизни

    Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Эти кет в сказках и отношения между людьми.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Уроки «Живой этики»

    Тема: Введение. Этика – наука о морали

    Цели: познакомить с понятиями «этикетка»; «этикет» поведения каждого человека. Этика как правила поведения для всех людей.

    Оборудование:

    ХОД УРОКА

    1. Организация внимания.

    2. Постановка цели урока.

    - Что такое этика? Сегодня мы постараемся это узнать.

    Учитель достает из большого конверта, на котором написано «секрет», различные этикетки и приклеивает их к доске.

    - Что это?

    - Правильно – этикетка! Зачем они нужны? В чем они помогают нам всем? О чем они нам говорят? Зачем же существуют этикетки?

    Этикетками стали пользоваться очень давно торговцы, чтобы каждый человек мог узнать, кто изготовил этот товар и определил к нему свое отношение. Чем лучше был товар, тем лучше он продавался. И по этикеткам его искали.

    Позднее возникло слово «этикет». В переводе с французского языка это слово обозначает «правило», которое должен обязательно выполнять человек. правило, которое указывает, какой у него должен быть внешний вид, поза, жесты, как он должен вести себя на улице, дома, в гостях и в других местах.

    - Что обозначает слово «этикетка»? (Наклейка.)

    - Что она помогает нам узнать?

    - А что обозначает слово «этикет»? (Мы смотрим на каждого человека и видим, как он себя ведет. Другими словами, как он выполняет правила этикета.)

    - Что общего у этикета и этикетки? (По внешнему виду мы моем определить содержание. Если это этикетка, то содержание товара. Если это этикет, т.е. выполнение правил, то мы увидим ваше отношение к своим друзьям, к родителям, к взрослым и маленьким, а теперь и к школе, - это своеобразная этикетка каждого из вас, вашего отношения ко всему вокруг.)

    3. Физкультминутка.

    Ветер дует нам в лицо.

    Закачалось деревцо.

    Ветерок все тише, тише…

    Деревцо все выше, выше…

    4. Продолжение изучения материала.

    - Ах, какой ветер поднялся! Сорвал все этикетки, а когда стал стихать – этикетки начали опускаться, опускаться и приклеились совсем не на свои места. Посмотрите, ребята…

    Учитель демонстрирует рисунки.

    - На бутылке Кока-Колы теперь написано, что это – уксус. Станет ли теперь кто-нибудь пить из этой бутылки?

    - А вот мальчик. Он все время грубит, дерется, обзывается. Захочет ли кто-нибудь с ним дружить? С какой «этикеткой» поведения человека не будет иметь хороших друзей?

    Итак, запомните: ЭТИКЕТ – это правила поведения, которые определяют, как человек должен себя вести.

    С некоторыми правилами вы уже знакомы, например, когда люди встречаются, они здороваются, а когда уходят, то обязательно говорят «до свидания». Есть древнее послание прошлых поколений – Книга жизни – Библия. И в ней есть правило: НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО ЧЕГО САМ СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ! Это правило стало золотым правилом этики.

    2. Обобщение.

    А теперь давайте проверим, как вы усвоили первый урок этики.

    (Подведение итогов, обобщение)

    3. Домашнее задание.

    - Расскажите своим родителям, что такое этика. Какое золотое правило этики вы запомнили? Вспомните, какие еще правила вы знаете.

    Нарисуйте в тетрадях разные этикетки, а кто сможет – нарисуйте «этикетку» человека.

    Тема: Как я выгляжу. Мой внешний вид

    Цели: Познакомить с понятием «внешний вид»; научить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним; обучить бережному отношению к своим вещам и умению поддерживать порядок на своем рабочем месте.

    Оборудование: зеркало, автопортреты художников.

    ХОД УРОКА

    4. Организация внимания

    5. Проверка домашнего задания.

    1. Фронтальный опрос.

    - Что вы узнали на прошлом уроке

    В случае затруднения учитель вывешивает этикетку и спрашивает:

    - Что это? Что она обозначает?

    - Мы узнали слово «этикет», что оно означает?

    - Что является «этикеткой» каждого человека? (Как он выполняет правила поведения?)

    - А теперь посмотрим, что вы нарисовали в своих тетрадях. Задание было для всех вас одинаковое, а рисунки у вас получились разные. Как вы думаете, почему?

    Все люди разные. Каждый из вас особенный ребенок. Другого точно такого же во всем мире нет! Посмотрите друг на друга: чем друг от друга вы отличаетесь? (В классе есть мальчики, а есть девочки, ребята отличаются цветом волос, глаз, ростом, одеждой, речью, позой, жестами и т.д.)

    - Цвет волос, глаза, рост, речь, поза, жесты – все это внешний вид. Значит, отличаемся мы друг от друга внешним видом.

    2. Игра.

    Вызываем двух учеников. Один держит в руках «волшебное» зеркало и играет его роль. Первый ученик проговаривает волшебные слова, а второй начинает со слов? «Ты на свете всех милее, всех прекрасней и умнее», если внешний вид первого ученика в полном порядке. Или: «Ты прекрасен спору нет, но…» и далее указывает на недостатки во внешнем виде. Затем ученики меняются ролями. (Учителю важно обратить внимание детей на то, что «зеркало» должно быть очень вежливым, чтобы не обидеть никого неосторожным словом.)

    После проведения игры учитель говорит:

    - Каким должен быть ваш внешний вид? (Это аккуратная прическа, чистое лицо и руки, опрятная одежда и пр.)

    Вы теперь не просто дети, вы теперь ученики, а значит, ваш внешний вид – это и ваше отношение к вещам, учебникам, к рабочему месту. Ну-ка проверьте, все ли у вас в порядке?

    6. Обобщение.

    - Чем люди отличаются друг от друга?

    - Каким должен быть внешний вид человека, чтобы с ним было приятно общаться?

    - Как вы должны относиться к своим вещам? К своему рабочему месту?

    - Какие правила ухода за собой вы знаете?

    7. Домашнее задание.

    Учитель выставляет несколько автопортретов художников.

    - Что вы видите? (Это портреты.) Это не просто портреты – это автопортреты. Это значит, художник рисовал сам себя. Как мог нарисовать себя художник? (Он смотрел на себя в зеркало.)

    - Нарисуйте свой автопортрет в рабочей тетради представляя, что вы смотрите на себя в наше волшебное зеркало.

    Тема: Школьный этикет

    Цели: повторить и обобщить правила поведения в школе; в сюжетно ролевых играх закрепить полученные знания.

    ХОД УРОКА

    1. Организация внимания

    2. Проверка домашнего задания

    Фронтальный опрос.

    - Чем мальчики отличаются от девочек? Какими должны быть девочки, чтобы их не путали с мальчиками? А какими должны быть мальчики?

    Давайте послушаем, какие рассказы о себе вы подготовили вы попросили, и посмотрим, какие портреты нарисовали.

    3. Сообщение темы урока.

    - Вы теперь не просто мальчики и девочки. Вы теперь – учении. А значит и правила поведения в школе знать вы непременно должны.

    Сегодня на уроке мы будем играть. А помогут нам в игре ваши знания школьного этикета.

    - Вспомните, что такое этикет? (Правила поведения.)

    - А что такое школьный этикет? (Правила поведения в школе.)

    Начнем с самого начала…

    Приходит ученик в школу и говорит всем:

    ЗДРАВСТВУЙТЕ!

    Что особенного мы друг другу сказали?

    Простое «здравствуйте», больше

    Ведь мы ничего не сказали!

    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

    Отчего же на капельку радостей прибавилось в мире?

    4. Сюжетно-ролевые игры.

    Класс делится на группы. Каждой группе предлагается подготовить сценку и показать ее одноклассникам. В каждой группе есть ученик, исполняющий роль «волшебного зеркала».

    · «Как поздороваться с одноклассниками?»

    Трое учеников делают вид, что готовятся к уроку. В класс заходит четвертый ученик и говорит:

    - Привет, ребята! Рад вас видеть!

    - Здравствуй, Рома!

    - Привет, Иванов!

    - Привет, Рома!

    Вопросы:

    - Как вы думаете, все ли ребята правильно себя повели?

    - Кто ошибся? Почему ты так думаешь? Как исправить ситуацию?

    - Что покажет нам «волшебное зеркало?

    · «Как поздороваться со своей учительницей?»

    трое учеников по очереди заходят в класс. За учительским столом сидит учительница и что-то пишет. Первый ученик заходит в класс и говорит:

    - Здравствуйте, Мария Ивановна!

    - Здравствуй, Миша.

    Второй ученик, забегая в класс, весело кричит:

    - Салют всем!!!

    Третий ученик, молча, проходит на свое место.

    Вот как иногда бывает. Кто из этих троих героев сценки знаком со школьным этикетом? А после обсуждения волшебное зеркало показывает, как должны были себя повести ребята согласно школьному этикету.

    · «Как поздороваться с незнакомой учительницей?»

    Один ученик изображает учительницу. Трое других – учеников. Первый, проходя мимо учительницы, говорит:

    - Здравствуйте, тетя.

    Второй – проходит мимо, отворачивается, делает вид, что не замечает учителя.

    Третий говорит:

    - Здравствуйте!

    Кто из героев этой сценки был вежлив? А кто заметил ошибки в поведении. После обсуждения «волшебное зеркало» показывает, как исправить ошибки.

    Звенит звонок, начинается урок…

    - Как ученики должны приветствовать учителя? (Дети демонстрируют.)

    - Учитель проверяет, как ребята выучили стихотворение, а вам очень хочется рассказать его. Как показать учителю, что ты хочешь ответить? (Все учащиеся показывают.)

    Выясняем, кто из ребят был прав, а кто нет.

    5. Правила поведения на перемене. Разучивание игр.

    Но вот звенит звонок на перемену.

    Перемена, перемена,

    Лезет 1-й «А» на стену,

    Ну а 1-й «Б» и «В» -

    Все стоят на голове!

    - Похоже ли это поведение на переменах из стихотворения на нашу перемену в школе? А как надо себя вести на перемене? (Дети отвечают.)

    - А может, надо стоять тихонечко у стенки? Но ведь очень скучно.

    - Что же делать? (Играть.)

    - А как вы думаете, надо ли соблюдать правила игры? Зачем? А когда знакомятся с правилами – в самом начале или в процессе игры?

    Теперь разучим правила игры, в которую можно будет поиграть на перемене. Называется она «Паук и мухи». Выбирается паук. Он сидит в своем логове и ждет сигнала. В это время дети изображают мух и разбегаются по всему залу. По сигналу: «Паук!» дети замирают, а того, кто пошевелится, паук уводит к себе. Дети снова бегают о залу, изображая мух, а паук ждет в своем логове сигнала. После того, как паук поймает трех мух, паука меняют.

    Всем понятны правила? Давайте поиграем!

    6. Домашнее задание.

    Подумайте, в какие еще игры можно поиграть на перемене. Правила этой игры расскажите ребятам.

    Тема: Зачем быть вежливым

    Цели: Показать детям, что вежливость – самая необходимая привычка человека; вежливые люди всем приятны в общении.

    ХОД УРОКА

    1. Организация внимания.

    2. Актуализация ранее изученного. Постановка цели урока.

    1. Фронтальный опрос.

    2. Вспомнить вежливые слова.

    3. Объяснить, что означает слово «вежливость».

    4. Знакомство со сказкой «Азбука вежливости».

    - Что такое этикет? Что такое этикетка? Что является этикеткой у каждого человека? (Поведение.)

    - А с какими правилами этикета (поведения) мы познакомились с вами в 1-й четверти?

    - Какие вежливые слова вы знаете?

    Проводится конкурс на знание вежливых слов. Дети называют вежливые слова. За одно слово – одна фишка. У кого окажется больше фишек, тот и победитель.

    - Какое вежливое слово мы произносим, когда встречаемся? (Здравствуйте.)

    - Почему вежливые слова называются волшебными? (Приносят радость, помогают общаться.)

    - Как назвать человека, который со всеми общается по-доброму и старается приносить радость другим? (Вежливый человек.)

    Вежливость – это черта характера. Сегодня мы познакомимся со сказкой «Азбука вежливости».

    За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город… Ах, если б ты, дружок, по моему хотению, по твоему велению вдруг очутился в нем! Ты даже рот открыл бы от удивления. Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

    Всех чудес в Сказочном Городе не перечесть.

    Во-первых, тут в высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой комнате за разноцветными оконцем живет самая образованная фея на белом свете. Она с шоколадной медалью закончила Академию Всех Волшебных Наук. Зовут ее – фея Здрасьте.

    Во-вторых, в Сказочном Городе живет самый веселый на белом свете Почтальон. Шутник и хохотун. Он умеет так завлекательно смеяться, что все-все-все вокруг тоже начинают хохотать! Его зовут Веселый Почтальон.

    Есть в городе и Продавщица летающих зонтов.

    Есть тут Сапожник, который шьет семимильные башмаки.

    Есть булочник, который выпекает прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают к вам в рот.

    Каждый житель Сказочного Города хоть чем-нибудь да удивит тебя, дружок… Конечно, если ты (по твоему хотению, по моем велению) однажды попадешь вдруг в сказку.

    И думаю, что в этом случае прежде всего они тебе расскажут про чудесный замечательный фонтан, который находится за главной городской площадью. Чуть-чуть левее парка…

    Голубые, серебряные, золотые струи фонтана взлетают почти до неба, почти до синих, алых облаков. И падают на землю, рассыпаясь на корок-сороков волшебных брызг. И если кто-нибудь умоется этой чудесной водой и выпьет три глотка ее, тогда любое доброе желание исполнится…

    Жить-поживать в этом городе – одно удовольствие. Все жители здесь сказочно вежливы. Никто из них никогда не болеет, потому что сказочные горожане живут по строгому режиму.

    По утрам они, конечно делают зарядку. Обливаются холодной водой. Моют руки перед едой. Вовремя гуляют и ложатся спать.

    Даже собаки стесняются здесь громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться.

    Воробьи не смеют здесь драться. Галки и грачи не галдят, а мирно тихо решают свои птичьи проблем…

    А флюгерные петушки на пряничных башнях каждое утро будят горожан веселым криком:

    - Ку-уука-ре-кууу! Вставайте! С Добрым утром!

    Это самый-самый вежливый город из всех сказочных городов на белом свете.

    - Какие герои живут в Сказочном Городе?

    - А что волшебного в этом городе?

    - Какие были дома, крыши? Какой был фонтан? В чем его волшебство? Но так было не всегда…

    Наша история начинается гораздо раньше. В те времена, когда город назывался Обыкновенным Городом. Жили в нем обыкновенный Почтальон, обыкновенный Постовой, обыкновенная Продавщица вовсе даже не летающих зонтов… И другие обыкновенные жители. Были они не очень-то хорошо воспитанными и вежливыми людьми. И поживали так до поры, пока Алеша Иванов однажды не поссорился вдруг с феей… Этот Алеша был сказочно невежливым мальчишкой. Честно говоря, дружок, мне не хотелось, чтобы ты хоть чуточку был на него похожим. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя Липа. Они его очень любили. Потому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался… Зевал, широко разинув рот. И тетя Липа тотчас же вливала ему в рот какао. А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время играл на дудке, чтобы развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок. У этого мальчишки было много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алеша бросал их из окошка на прохожих. Алешин папа играл при этом на губной гармошке. Бабушки били в барабан. А мама хлопала в ладоши, чтобы развеселить ребенка.

    Алеше постоянно было скучно, поэтому от скуки он дергал за косы девочек, обижал малышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих.

    Даже мама, папа, бабушка и тетя Липа не могли развеселить этого ребенка. И вот однажды они решили повести Алешу в зоопарк. В зоопарке всегда очень весело и шумно! Верблюд катает тут ребята по узеньким дорожкам, обезьяна нанизывает себе на хвост очки, а черепаха угощает детей и взрослых чаем из самовара, которой стоит у нее на спине. Так было в зоопарке до тех пор, пока не появился Алеша. Он плюнул в верблюда, дернул за хвост рыжую обезьяну, и бросил камень в черепаху так, что самовар упал у нее со спины.

    - Нравится ли вам Алеша? Если не нравится, то почему?

    - Какие невежливые поступки он совершил?

    Ай-ай! – сказали звери и покачали головами.

    Фея, которая беседовала о чем-то с мудрым львом, прервала свою беседу и тоже покачала головой. И мудрый лев зарычал.

    Если ты и дальше будешь таким невежливым и злым, - сказала фея, - однажды ты превратишься в дракона.

    Тут мама, папа, две бабушки и тетя Липа Ивановы побежали к фее и сказали:

    Не смейте нервировать ребенка! Если вы и в самом деле фея, то сделайте по нашему хотению – по вашему велению его воспитанным и вежливым!

    Обыкновенная фея не умела, не могла совершить такое сказочное превращение. Она тотчас решила отправиться в Академию Всех Волшебных Наук, чтобы пополнить свое волшебное образование. там она проучилась три года, три месяца и три дня. Она отлично освоила все-все волшебные науки, и за это ей вручили большую шоколадную медаль. Повесив медаль на грудь, фея отправилась на почту и послала в Обыкновенный Город телеграмму: «Встречайте. Вылетаю. Ваша фея».

    Все жители очень обрадовались, когда Почтальон прочитал им эту телеграмму. Ведь за последние три года, три месяца и три дня в Обыкновенном Городе не случилось ни одного даже самого крохотного чуда! А без чудес жить-поживать на белом свете очень скучно. Когда фея возвратилась в город, маленькие и большие и жители почти что хором закричали:

    - Фея, здрасьте! (С тех самых по реё так и зовут.)

    Я рада видеть вас! – пропела фея. – И более того, я готова исполнить все ваши желания! Тут мальчики и девочки (которые были еще не очень воспитаны) воскликнули:

    - Хотим! Хотим, чтобы наш город стал Сказочным! И пусть дома в нем будут шоколадными! А крыши – леденцовыми! А ставни пусть из кренделей! А башни – пряничные! – крикнул самый маленький малыш.

    Пожалуйста! – пропела фея.

    Мальчишки и девчонки от радости захлопали в ладоши, но никто из них не догадался сказать «спасибо». (Ведь они были пока еще не очень вежливые дети.)

    Поэтому их мамы, папы, бабушки, дедушки и тетеньки ужасно покраснели. И попросили почти что хором:

    - По нашему хотению – по твоему велению, фея, сделай наших детей воспитанными и вежливыми.

    Пожалуйста! – пропела фея.

    И в сказочном Городе забил фонтан. Маленькие и большие, и прочие остальные – все, на кого упала-пролилась волшебная вода фонтана, тотчас же сделались сказочно воспитанными и вежливыми людьми. Они улыбнулись друг другу.

    - Здравствуйте! Добрый день! Мы очень рады видеть вас…

    - Будьте так любезны…

    - Пожалуйста, садитесь!

    - Проходите!

    Фея Здрасьте от радости захлопала в ладоши.

    Сказочно приятно жить в таком городе, среди таких вежливых и воспитанных детей и взрослых! Пусть этот день для каждого из вас станет днем исполнения желаний! Говорите! Я слушаю…

    Спасибо! – сказали вежливые девочки и мальчики.

    Пожалуйста! – вежливо попросила Юлика-Юла. – Пусть мой отец – обыкновенный Почтальон – превратится в самого веселого Почтальона на белом свете.

    А наш… - попросили семь сыновей Сапожника – пусть шьет семимильные сказочные башмаки. Пожалуйста!

    Пусть мой дедушка выпекает чудесные прыг-скок-булочки, которые сами прыгают в рот, попросил самый маленький малыш. Пожалуйста!

    А наша мама пусть продает всем сказочные летающие зонты! – Попросили девочки-близнецы.

    Пожалуйста!

    И пусть… - сказали остальные дети. – Пусть каждый день в Сказочном Городе будет исполняться чье-нибудь желание. Пожалуйста!

    Так все и стало.

    - Нравятся ли тебе жители Сказочного Города? Почему?

    - Почему жители Сказочного Города стали вдруг вежливыми и воспитанными?

    - От кого зависит, станем мы вежливыми, или нет? (от нас самих. От нашего желания стать вежливыми и воспитанным.)

    3. Домашнее задание.

    Вспомните вежливые слова. Нарисуйте в тетрадях Сказочный Город и его жителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственно-этическое воспитание младших школьников

    Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение пере...

    ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточен...

    Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"

    Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, о...

    ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ДРУЖБА", В РАМКАХ НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Мероприятие может проводиться в рамках классного часа, или, как открытое мероприятие в ГПД. Я успешно проводила это занятие в 1 - х и во 2- х классах.Цели: - Развитие умений вести рассуждения.- Ф...

    Нравственно-этическое воспитание младших школьников

    Темы и основное содержание этических бесед и классных часов + разработка классного часа "Дружба-чудесное слово"...

    Нравственно-этическое воспитание младших школьников

       Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К с...

    Этическое воспитание младших школьников.

    В статье раскрывается значение терминов :мораль,нравственность,этическое воспитание....