ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка по теме

 

            В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточенности людей, дезориентации внутреннего мира личности, вакууму духовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskoe_vospitanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

« Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность»

Ж.Гюйо

            В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточенности людей, дезориентации внутреннего мира личности, вакууму духовности.

        Работая воспитателем группы продленного дня в начальной школе, я на личном опыте остро ощутила необходимость решения проблемы этического воспитания школьников. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. Правила поведения в обществе тесно связаны с этическими нормами, в основе которых лежат нравственные принципы: доброта, деликатность, внимание к окружающим. Школе необходима сегодня целостная система этического воспитания, обусловленная возрастом детей, построенная на тесной взаимосвязи знания, чувства и поведения.

           Важной составной частью системы этического воспитания является культура общения. Особенно важно сегодня культурно-речевое воспитание детей. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения. «Там, где дети усиленно учатся говорить.. .там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга», - писал известный русский

Ученый А. М. Пешковский. И чем раньше начинается обучение ребенка различным формам общения, тем больше возможностей у него для прочного овладения этими формами.

Клубный час «Доброта творит чудеса»

Цель: создать условия для осознания важности истинных друзей в жизни человека.

 Задачи: 1. Содействовать развитию у детей умения общаться.

 2. Обеспечить развитие у школьников диалогической и                                      

         монологической речи.

 3. Способствовать воспитанию у детей чувства дружбы и товарищества,    

      отличать хорошее от плохого.

4.Развивать осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

5. Критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

6. Способствовать привитию уважительному отношению к членам семьи.

Ход занятия.

I.  Оргмомент. Мотивация к деятельности.

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).

Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)

Давайте обозначим цели нашего занятия.

Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)

II.  Планирование.

Что вы здесь видите? (Пустыню.)  Составим план нашего клубного часа.

-Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад.

-Давайте узнаем из словарей значения слов: добро, добрый, доброта, доброжелательный.

-Какие хорошие поступки можем мы совершить.

Итак, отправимся в путь!

III Реализация построенного проекта.

     -Исследовательская работа в группах.

1группа – значение слова добро, доброта в толковом словаре

2 группа - значение слова добрый, доброжелательный в словаре синонимов

3 группа - значение слова добрый в словаре антонимов

4 группа - значение трубка мира в фразеологическом  словаре

- Рефлексия. Сообщения каждой группы о значении слов.

       -Беседа.

-Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)

Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Юленька, Мишенька)

-А что вы при этом чувствовали?

-Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)

-Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по ... (Имени.)

найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.

      - Творческая деятельность.

Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)

Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».

Дети показывают инсценировку.

-Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,)

-Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежливым.)

-Сделаем вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).

-Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.

-Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)

-Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно.

      -Закрепление в игровой форме.

Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же нельзя).

Игра «Бабушки и дедушки»

Дети стоят у стены парами. В комнате беспорядочно стоят стулья. У другой стены ставится ряд стульев по числу пар детей.

Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки (дедушки) очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушкам и дедушкам завязывают глаза). И вдруг старенькие заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и помочь им попасть в кабинет врача (стулья у стены).

Ведущий показывает, как можно поддерживать бабушек и дедушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете у врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из них детям больше всего понравилось быть и почему. Какие чувства испытывает ребенок: ответственность, гордость, самоуважение.

-Итак, в чем мы убедились сегодня?

-Еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из нас достоин, выйти к доске и «посадить» свое дерево.

-Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.

IY.  Итог.  Рефлексия.

-У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.

-А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.

-Кто не постесняется назвать эти качества?

-А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?

Прикрепите эти цветочки на деревья.

У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.

А закончить наш клубный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».

Домашнее задание

Обсудить с членами своей семьи, когда им особенно нужна твоя помощь, подумать и рассказать, почему было приятно помогать другим.

       

  Таким образом, я привлекла внимание ребенка к самому себе, обнаружив некоторый взгляд со стороны на себя, обратив внимание на значимую для него проблему,  и тем самым вызвала его интерес и стремление разобраться, понять как  проблему, так и себя в ней.

     Смысловые составляющие этического занятия, превращающие его в глубокий содержательный диалог, позволяют добиться проживания школьниками поднятой проблемы, в результате чего у школьников в ценностном отношении к самим себе закрепляется чувство ответственности за свое поведение.

Использовано. 1. Величко О. Ю. «Значение диагностики в этическом воспитании школьников»- Ж. «Этическое воспитание», №6, 2004г.

2. Герасимова В. А. Классный час играючи. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.

3. Шемшурина А. И. «Воспитание воспитанности» - Ж. «Начальная школа», №7, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-этическое воспитание младших школьников

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение пере...

Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"

Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, о...

Воспитание и этическое просвещение младших школьников в процессе творческой деятельности (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с н...

Нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по нравственному воспитанию младших школьников. В ней показаны разные формы работы: работа с родителями, материал уроков литературного чтен...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ДРУЖБА", В РАМКАХ НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мероприятие может проводиться в рамках классного часа, или, как открытое мероприятие в ГПД. Я успешно проводила это занятие в 1 - х и во 2- х классах.Цели: - Развитие умений вести рассуждения.- Ф...

Экологическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной деятельности

Воспитание экологической культуры личности учащегося   Самусь Анна Владимировна,учитель начальных классовМБОУ «Новогеоргиевская начальнаяобщеобразовательная школа» В на...

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе игровой деятельности.

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Подготовила: Афанасьева Н.Ф....