Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе игровой деятельности.
материал на тему

Афанасьева Наталья Фёдоровна

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Подготовила: Афанасьева Н.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов.

Выполнила: Афанасьева Наталья Фёдоровна.

ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  В  ПРОЦЕССЕ  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ  ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  В  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПОНЯТИЕ  «ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА»  В  ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЕ.

     Впервые понятие «познавательный интерес» мы встречаем в работах Я.А. Коменского. (1) Он стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрят детскую любознательность.

Далее эта идея получила развитие в работах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. На данный момент «познавательный интерес»  и «интерес» вообще, как очень сложное и значимое для личности образование, имеет множество различных трактовок (2):

-Интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин), его мыслей, помыслов (С.Л. Рубинштейн).

-Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е.Н. Стронг, С.Л. Рубинштейн).

-Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер) и как своеобразная чувствительность ребёнка (Ш. Бюлер).

-В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий (английский словарь психологических терминов).

-Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон).

-Интерес – это структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюлер).

-Интерес – это активное познавательное (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательное (Н.Г. Морозова) отношение человека к миру.

-Интерес – это специфичное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалёв).

     Таким образом, психологическое понятие «интерес» отображает множество значимых процессов – от единичных (внимание) – до совокупности их; он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.

     Чрезвычайно ценно стремление современной психологии рассматривать интерес не обособленно, а в целостной структуре личности, в свете определяющих личность отношений и потребностей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов, А.Н. Леонтьев). Г.И. Щукина считает (3), и автор присоединяется к её мнению, что в действительности интерес выступает перед нами:

  • и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты  

и явления окружающего мира;

  • и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
  • и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность  становится увлекательной и продуктивной;
  • и, наконец, как особое избирательное (не безучастное, не индифферентное, а наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями) отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

Истоки интереса лежат в общественной жизни. Вне связи с общественной средой, вне деятельности интерес человека не может развиваться, поэтому изучение интереса, изолированного от реальных условий его становления, не в состоянии обнаружить ни тенденций его развития, ни возможностей управления им.

В интересе выражено единство объективного и субъективного. Социология видит это единство в объективном характере существования интересов и отражения их в сознании людей: «Интерес есть единство выражения … внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании этого субъекта». (4)

Психология, в свою очередь считает, что посредством интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не всё, а лишь то, что имеет для него значимость, ценность и привлекательность. «Интерес, - пишет С.Л. Рубинштейн (5), - всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет мне интересен».

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

  • обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;
  • возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;
  • всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующее её творческой активности, её целостному развитию.

Своеобразие же познавательного интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них, к научным областям, их изучающим. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном  и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого умений, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:

-активный поиск;

-догадка;

-исследовательский подход;

-готовность к решению задач.

       Эмоциональные проявления, вплетённые в познавательный интерес:

-удивление;

-чувство ожидания нового;

-чувство интеллектуальной радости;

-чувство успеха.

       В познавательном интересе присутствуют три обязательных компонента:

  • положительная эмоция по отношению к деятельности;
  • наличие познавательной стороны этой эмоции;
  • наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (6); это побуждение деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

Мотивы могут быть познавательными и социальными. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Социальные мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатом учения.

Познавательные мотивы, к которым и относится познавательный интерес, лежат в основе положительного отношения учащихся к школе, знаниям, побуждают детей учиться с охотой, связаны с радостными переживаниями от умственного труда, с постоянным стремлением углубляться в изучении учебного материала.

Обобщая, необходимо подчеркнуть следующее:

  • Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, обращённую к познанию одной или нескольких научных областей, к их предметной стороне, а также к процессу деятельности. Такая направленность характеризуется тенденцией углубляться в сущность познаваемого, а не оставаться на поверхности явлений.
  • В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности; и как средство живого, увлекающего обучения; и как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая её направленности.
  • Как и любое другое свойство личности, познавательный интерес формируется в деятельности, причём не изолированно, а в тесном взаимодействии с потребностями и с другими мотивами.

ЗНАЧЕНИЕ  ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ.

Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту.

Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребёнка, созна-тельного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет (7):

 «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является и то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Безусловно, и другие виды деятельности способствуют формированию этих новых потребностей, но ни  в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение игры для развития ребёнка».

Чем в более младшем возрасте включают ребёнка в учебную деятельность, тем сложнее ему организовать себя в условиях заданных правил двигательной и умственной активности. И поэтому наряду с учебной деятельностью особое место в школе должна занимать игра. Детям следует предоставлять возможность для игры во время, свободное от учебных занятий, а также следует вводить в сам учебный процесс ситуации с игровой мотивацией и перемежать их истинно учебными мотивами. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребёнка, игра организует его чувства, его нравственные качества. Преодоление самого себя в условиях игры уже даётся ребёнку, приносит ему истинное удовлетворение и развивает его как личность.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости во все свои правила, и, таким образом, формирует произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.

В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включаемых в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребёнок не может или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется зачастую сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Сколько усилий над собой добровольно совершает ребёнок в игре!

Ситуация игры оказывает также постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка. Он должен быть готовым к любой неожиданной ситуации, которую тут же надо правильно решить, он должен уметь действовать с заместителем отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления: на основе оперирования с этим предметом ребёнок учится мыслить о реальном предмете. Развитие мышления в том и состоит, что дети постепенно перестают действовать с предметом непосредственно в наглядно воспринимаемой ситуации, а научаются мыслить о предметах и действовать с ними в игровом плане. Таким образом, игра развивает у ребёнка мышление в плане представлений.

Ребёнок в игре часто пользуется предметами-заместителями, выступающими как знак отсутствующего предмета. Кроме того, ребёнок учится брать на себя различные роли. Способность замещать предметы и брать на себя всевозможные роли ложится в основу развития воображения.

В игре и отношениях по поводу игры отрабатываются притязания ребёнка. Потребность в притязании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок стремится «быть как все», а с другой – «лучше, чем все». Эта мотивация определяет сами достижения ребёнка и развитие его как личности. Ребёнок уже знает, что такое риск, он знает, как становится трудно, если сверстники отвергли твои притязания. Притязания на признание в игре развивают личностные качества ребёнка: учат сдержанности, рефлексии, воле к победе.

Почему игра столь благоприятно воздействует на развитие психических процессов ребёнка, усвоения им знаний, умений? В психологии установлено, что внутренние, умственные действия формируются на основе внешних материальных действий путём их поэтапного изменения и «вращивания» в психику. Эти закономерности проявляются не только в школьном обучении, но и в игровой деятельности. Только в игре поэтапная отработка умственных действий происходит стихийно и неорганизованно: одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, так что эффективность формирования умственных действий оказывается различной. Однако при соответствующих методах педагогического руководства игрой эта эффективность может быть повышена.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы, вследствие этого, быть по-настоящему освоено.

Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приёмов делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребёнка. Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал (8): «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА  КАК СПОСОБ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА

Универсальных приёмов формирования познавательного интереса у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои методы развития познавательных интересов.

Игра – наиболее освоенная дошкольниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, труду, в художественном творчестве. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Вся детская деятельность синкретична, то есть в известной степени слита, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое знание или умение, приобретённое школьником, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой. Как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта. Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • игру-труд;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • игры-забавы и развлечения;
  • комплексные игровые праздники.

Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослого творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, называются сюжетно-ролевыми. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи.

Игры-драматизации представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Сценарий служит лишь канвой для импровизации. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей (все участники), а могут носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в классической театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы, грим) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Игра и труд на определённом этапе представляют собой нерасторжимое единство. В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Игра-труд – это работа, но работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием.

Преимущественную познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются методикой и педагогикой в учебно-воспитательных целях. Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решать умственные задачи, составленные педагогами в игровой и занимательной форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребёнка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения.

Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, правила, игровые действия, дидактическую задачу. Последняя и является основным отличительным элементом дидактической игры. По форме дидактические игры могут быть похожими (включать в себя отдельные элементы) на другие разновидности игр.

Разнообразны и задачи, ставящиеся в таких играх (9). Так, например, в игре «Узнай по голосу» стоит задача развития у детей фонематического слуха; в игре «Из чего сделаны вещи?» детям даётся представление о том, из каких материалов изготовлены окружающие предметы, воспитывается бережное отношение к вещам; в игре «Холодно - горячо» детей учат различать тёплые и холодные тона цветового спектра; игра «Новоселье у Незнайки» способствует закреплению знаний о назначении мебели и предметов домашнего обихода. Подобные действия увлекают детей сами по себе, поддерживая интерес к существу игры. Нередко в дидактической игре имеется не одно, а несколько различных действий.

Дидактическая игра позволяет, опираясь на ведущую деятельность ребёнка, вовлечь его в активную познавательную деятельность без принуждения. Учась с увлечением, играя, без целенаправленных, осознанных усилий над собой, ребёнок понимает и принимает школу. Его желание учиться, с которым он пришёл в класс первого сентября, в этом случае не уменьшается, а, наоборот, увеличивается, развивается, принимает качественно иные формы. Ребёнок стремится узнать новое, познать мир – школа даёт ему всё это. И в результате желание ребёнка играть и познавать трансформируется в желание учиться. У детей возникает устойчивый положительный интерес к учебной деятельности, становящейся по-настоящему интересной для них и переходящей в роль ведущей.

В процессе дидактической игры истинно учебные мотивы перемежаются с игровыми, проецируются на них и образуют единый познавательный интерес, интерес к учёбе как к увлекательному занятию, значительно интереснее чем учение и игра в чистом виде. У детей появляется устойчивая потребность в обучении, в познании нового. Учащиеся получают истинное удовольствие от познавательной деятельности, стремятся к самообразованию, к самостоятельному изучению новых знаний, испытывают эмоциональный подъём при решении задач. Часто на такой подготовленной почве развивается творчество детей, что тоже немаловажно как для процесса обучения, так и для развития личности в целом. Сформированный познавательный интерес не исчезает в более старшем возрасте, оставаясь устойчивым на протяжении всего обучения.

Таким образом, дидактическая игра, формируя познавательный интерес, в дальнейшем отходит на второй план и становится ненужной, а развитый ею интерес к учению остаётся и далее, опираясь на другие виды деятельности ребёнка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности

В статье раскрываются пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности....

Факторы, влияющие на формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности.

Факторы, влияющие на формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...