Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности
статья

В статье раскрываются пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_formirovaniya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности»

Автор статьи: Осипова Т.В.- учитель начальных классов

Если спросить любого первоклассника, хочет ли он учиться и как он будет учиться, он ответит, что очень хочет учиться и хочет получать на уроках только пятерки. Родители, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Подобная позиция ученика – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив, как показывает практика, недолго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. И чтобы познавательные интересы ребенка не ослабевали, учитель должен позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения, чтобы почувствовал, что учение – это радость, а не только долг, что учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения. В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. При этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.

Учебная деятельность имеет и внешние результаты. Например, ученик решил задачу, написал диктант: результат – выполненная им работа. Но это и показатели изменений, которые произошли с учеником: он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные. Такая деятельность должна побуждаться мотивами, тесно связанными с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования.

Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Это учебно- познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета. Задача учителя – научить ребенка самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за отдельными, не похожими друг на друга заданиями. Уметь выделять учебную задачу – это значит ясно представлять себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-то конкретное задание. Например: зачем  надо знать правило о переместительном свойстве сложения и умножения? Зачем надо уметь находить сумму длин сторон прямоугольника или квадрата?  В третьем классе на уроке математики дети отвечают на следующие вопросы: какой длины нужно купить клеенку, чтобы обить ее стены в коридоре жилого  помещения; узнать длину тесьмы, чтобы обшить салфетку и так далее.

Поддерживать интерес ребенка к учебе помогут яркие наглядные пособия, интересные презентации к урокам, взятые из Интернета или созданные самостоятельно, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто.

Большое значение в формировании познавательных интересов имеют экскурсии. Дети знакомятся с городом, в котором живут. Ведь Санкт-Петербург – это город-музей. Уже в первом классе я составляю план посещения музеев на все время обучения детей в начальной школе.

           Выходим на экскурсии в ближайший парк в разное время года, чтобы  видеть все изменения в природе осенью, зимой, весной. Какие были лица у детей, когда они видели красоту осеннего парка, ярко-красный куст шиповника, видели, как преображается парк зимой, как весной пробуждается природа, появляются первые листочки. Такие впечатления надолго остаются в памяти детей.

В последние годы у детей падает интерес к чтению. Как же избежать этого? Использование элементов драматизации и театрализации помогает разнообразить уроки чтения. Уже в первом, во втором пробуем ставить спектакли, кукольные представления по прочитанным произведениям. Дети очень любят это. Кукол для спектаклей изготавливают совместно с родителями. После представления в своем классе показываем спектакль в параллельном классе.

Детям очень хочется быть артистами, они учатся выразительно читать и говорить, непринужденно вести себя перед зрителями. Для повышения интереса к урокам чтения хорошо помогает работа над проектами по чтению. Уже в первом классе организую работу над проектом «Моя любимая сказка». Вначале много сказок читаем в классе, самостоятельно дома. Просматриваем мультфильмы, рисуем иллюстрации к прочитанным сказкам, устраиваем выставки рисунков. Много пересказываем прочитанное. Дома опять же с родителями учащиеся изготавливают поделки к сказкам из любого подручного материала. В классе устраиваем «Музей сказки», в котором все поделки – экспонаты  музея  располагаем  по различным номинациям: волшебный сказочный транспорт, сказочные животные и так далее. Каждый ребенок презентует свою поделку перед одноклассниками. Также в этот проект входит дефиле- представление костюмов сказочных героев, которые дети готовят заранее дома. И свой костюм они должны обыграть, интересно представить его перед своими одноклассниками. В завершение этой работы по проекту  провожу  викторину  по сказкам, после которой подвожу , отмечаю особо отличившихся знатоков сказок.

Очень нравится детям готовить рисованные «диафильмы» по прочитанному произведению. Здесь проявляется талант каждого, умение проследить за ходом событий произведения при сборке «диафильма», пересказывать по рисункам, зачитывать отрывок из произведения, строчки которого относятся к рисунку. Постепенно желающих становится все больше; кроме того, развивается воображение, внимание, интерес.

Особенно благоприятны для развития познавательных интересов и многих других полезных качеств уроки математики, труда.  Большое количество карточек, украшенных аппликацией, дифференцируют работу с учащимися. Заинтересованно дети слушают задачи в стихах, логические и занимательные задачи и задания, математические игры- задания.

В своей работе часто применяю игру-конструктор «Танграм», которая развивает пространственное воображение, творчество, фантазию.

Уже несколько лет подряд мои ученики занимаются по разным предметам на образовательной платформе «Учи. Ру». Они выполняют разнообразные задания по математике, русскому языку, по окружающему миру, принимают активное участие в проводимых этой образовательной платформой олимпиадах, тематических марафонах. Многие дети получают грамоты, дипломы победителей, что также помогает поддерживать интерес к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельностиУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.21 век – эпоха информационног...

Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе игровой деятельности.

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Подготовила: Афанасьева Н.Ф....

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности....

Пути формирования познавательных интересов младших школьников

             Наши ученики хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчест...

Факторы, влияющие на формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности.

Факторы, влияющие на формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности...