Воспитание и этическое просвещение младших школьников в процессе творческой деятельности (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
классный час (3 класс) по теме

Бутова Светлана Валентиновна

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому, классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей. А  для детей она является их естественной жизнью.Воспитательные задачи связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановки их в ситуации нравственного выбора и конкретизации нравственных форм в реальной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Воспитание и этическое просвещение младших школьников в процессе творческой деятельности

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

        Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке появляется благодаря воспитанию. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки, — это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его.

        В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Х. И. Лейметсом предлагает: «Воспитание — целенаправленное управление развития личности».  Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому, классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей. А  для детей она является их естественной жизнью.

        Включение детей в творческую деятельность активизирует их. Это выражается в самостоятельности суждений, в стремлении самому контролировать свои действия и поступки, и тем самым укреплять отношения содружества и требовательности между членами коллектива.

         Одной из форм воспитательной работы в развитии этических чувств у обучающихся являются классные часы. Они могут быть информационными и тематическими. Главное назначение классных часов — учить обучающихся видеть, понимать реальную жизнь, учиться использовать свои знания на практике. Ребята должны без боязни говорить о своих проблемах, ошибках, искать свой путь и свой выход из самых трудных ситуаций. Кроме того, классные часы способствуют развитию исследовательских умений, кругозора обучающихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способностей к саморазвитию и самовыражению, углубляют познавательные интересы ребят, помогают приобретать навыки делового и личностного общения в учебном коллективе и вне его.

         Классные часы на темы «Мир моих увлечений», «О вежливости», «Кем быть и каким быть?», «Дружба начинается с улыбки», «В нашей школе есть закон: вход неряхам запрещен» проходят интересно и занимательно. Перед их проведением полезно детям поручить задания различного характера: подготовить рассказ или сочинение, подобрать соответствующую пословицу, литературу, выучить стихи, нарисовать рисунки.

        Для проведения информационного классного часа ребята подбирают газетные сообщения, цитаты из текстов газет и журналов, просматривают и обсуждают телематериалы, вести из  сети Интернет. Детям нравится самостоятельно открывать для себя жизненные истины, совместно находить  ответы на свои вопросы. Слушая своих товарищей, ребята учатся адекватно реагировать на их мнение, не боятся высказать свое.

        Например, для проведения классного часа «Мир моих увлечений», дети были объединены в группы: филателисты, книголюбы, поэты и писатели, ботаники. Каждый ребенок выбирал себе тему, определял проблему, находил необходимый материал и доказательства, проводил опыты и исследования, а позже рассказал, что новое и интересное узнал в процессе своей деятельности.

          С целью подведения итогов самые лучшие работы ребят были представлены на городской научно — практической конференции «Почемучка». В ходе конференции обучающиеся имели возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, публично доказать жизнеспособность своих научных теорий и гипотез. Научно — исследовательские конференции помогают развивать у обучающихся коммуникативные умения: логически выстраивать свое выступление, быть доказательным и уметь опровергать, учат владеть методикой научного спора. А коммуникативные умения в свою очередь являются высоким показателем этического воспитания обучающихся.

        Известно,  что  воспитанность — качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения  лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Настоящая дружба невозможна без товарищеской взаимопомощи. Кто первым заметил отсутствующего товарища, узнал причину его отсутствия, оказал помощь? Как  работает очередной командир класса: командует или советуется, приказывает или помогает, организует совместную работу или старается все делать сам? Хорошая традиция — быть всем классом рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни, поздравлять человека  в День рождения. Дети заранее готовят сюрпризы, необычные открытки, посвящают стихи, придумывают пожелания.

        Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Воспитательные задачи связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановки их в ситуации нравственного выбора и конкретизации нравственных форм в реальной жизни. Дружба крепнет в игре. Игра, особенно ролевая, творческая, интеллектуальная(«Счастливый случай», «Поле чудес», «Марафон знаний») предполагает взаимодействие партнеров, работу в группе. Представления детей  о честности и смелости закрепляются не только в играх, но ив спортивных праздниках и соревнованиях («День здоровья», «Папа, мама, я — спортивная семья», «»Веселые старты»). Их цель — развивать стремление детей к укреплению своего здоровья для успешной работы, труда, службы в Вооруженных силах. Праздник может стать итогом большой и серьезной работы, которая проводится в классе в течение определенного времени.  Например, к  празднику  Победы в Великой Отечественной войне  1941—1945 года мы провели несколько классных часов о воинах - омичах на тему «Они защищали Родину», выпустили боевой листок, нарисовали несколько поздравительных открыток, своими руками сделали подарки ветеранам, учили стихи, приняли активное участие в городской игре «Аты — баты». Эта творческая игра проходила под девизом: «Будем ловки и сильны, как защитники страны». Во время подготовки дети распределяли роли, учили песни военных лет, вели поисковую работу, совместно с родителями готовили костюмы для выступлений. Эта игра ценна тем, что в ней не было активных и пассивных, игроков и зрителей. Все выступали и все «болели». Общий успех зависел от умения и старания каждого члена коллектива.

        При проведении игр, праздников, коллективных творческих дел необходимо обращать внимание на складывающиеся между ребятами отношения, отмечать их сплоченность, поддержку, взаимовыручку, уверенность друг в друге.

        Участие в субботниках, сбор макулатуры, работа в «Мастерской Деда Мороза»,  изготовление простейших наглядных пособий, дидактического материала, сохранность библиотечных книг — все это способствует воспитанию у детей трудолюбия, уважения к труду старших.

        Большой интерес у ребят вызывают рассказы, викторины, КВНы о родном городе. Готовясь к мероприятию, дети изучают историю, памятные и заповедные места города, рассказывают о новостройках, о развитии научных и промышленных предприятий, собирают книги и открытки с видами города, вырезки из газет о достижениях  омичей в спорте, науке, культуре. Такая работа помогает воспитанию этических чувств: любви к родному краю, Родине, уважению  к соотечественникам; способствует нравственному и духовному обогащению обучающихся; помогает формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране.

         В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения ребенка, происходит усвоение моральных норм и этических правил. Младший школьный возраст является особенно восприимчивым к нравственному воспитанию, и этому есть объяснение. «Детская душа, - отмечает В.А. Сухомлинский, - открыта навстречу добру и справедливости». Он предупреждает, что с нравственным воспитанием опаздывать нельзя. То, что будет упущено в младшем школьном возрасте, может оказаться невосполнимым ни в какие другие периоды жизни ребенка.

Список использованных источников

  1. Антология гуманной педагогики: Ушинский / сост. П.А. Лебедев. - М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998. - 223 с.
  2. Асмолов, А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А.Г.Асмолов // Новое педагогическое мышление. - М. : Логос, 1986.- 99 с.
  3. Божович, Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности : избр. псих. труды. Под ред. Д. И. Эльконина. – Воронеж,1995. - 277 с.
  4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И Болдырев // М.: Просвещение,1979. – 216 с.
  5. Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.:ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель»,1999. - 1268 с.
  6. Джежелей, О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа,1994. -№ 9. – С.98.
  7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М, 1999. - 320 с. 
  8. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А.Сухомлинский. - Киев - Радяньска школа, 1974. - 288 с.
  9. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина.- М: Просвещение, 1988г.- 174 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточен...

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Воспитание нравственности, этического сознания младших школьников во внеурочной работе.

Воспитание нравственности, этического сознания младших школьников во внеурочной работе....

Гармоничное развитие младших школьников в процессе творческой деятельности в ГПД

Развиваем фантазию, эмоциональную сферу, художественный вкус, коммуникативные навыки и самостоятельность....