Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)
консультация на тему

Ванчугова Светлана Михайловна

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ванчугова Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска Кировской области

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности.

                                        ( из опыта работы)

           С первых дней школьной жизни у ребенка возникает целый ряд проблем и противоречий:

  1. Между желанием активно действовать и целым рядом запретов и предписаний взрослых,
  2. Между ожиданиями на легкое и быстрое овладение учебного содержания и трудностями и однообразием учебного труда,
  3. Между самооценкой и внешней оценкой деятельности.

           И как учитель начальных классов,  я должна принять каждого ребенка, способствовать развитию общих способностей и эрудиции, способствовать становлению культуры учебной деятельности, сформировать  класс как учебное сообщество, способное организоваться для совместного труда и обогатить внутренний мир ребенка ценностным отношением к миру.

        Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встает вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

        Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

       Я считаю, что устойчивый познавательный интерес у ребёнка можно сформировать только благодаря включению в активную познавательную деятельность каждого ребёнка на каждом уроке и внеклассном мероприятии с учётом его развития. Этому способствует исследовательская деятельность,

       Впервые исследовательский метод был применён А.Я. Гердом в «Предметных уроках», но в те годы он не получил широкого применения в практике школы.

Сущность его заключается в том, что ученик получает знания не со слов учителя, а в ходе самостоятельного поиска и открытия этих знаний. При этом его мыслительный процесс проходит следующие этапы: 1) наблюдение и постановка вопросов; 2) построение предположительных решений; 3) исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного; 4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение. Ученик в процессе обучения ставится в позицию субъекта деятельности. Ход его «исследования» — это процесс логического мышления от наблюдения к выводу. Следовательно, применение исследовательского метода в практике преподавания способствует развитию логического мышления.

Но чтобы этот метод действительно привел ученика к «открытию», необходимо соблюдать некоторые требования к постановке исследований в школе, а именно:

1) перед учеником должна быть поставлена задача;

2) задача должна быть интересной, посильной, отвечать запросам ребенка; четко и определенно сформулирована.

   Всю работу по организации  исследовательской деятельности  я строю по трём уровням.

·  первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

·  второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

·  третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Первый этап включает в себя следующие задачи:

·  поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

·  развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

·  формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач использую следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

 во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Для сохранения ведущего мотива познания  с первого класса, провожу экскурсии реальные и виртуальные. На экскурсиях в природу использую приёмы созерцания и любования. Мы с ребятами наблюдаем смену настроений в природе. Слушаем песню ветра, шум дождя, прислушиваемся: о чём шепчут листья? Настраиваю детей на восприятие красоты природы, предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на капельки росы,  используя метод сравнений. Задаю вопросы: «На что похож мох? С чем его можно сравнить? Осенью мы любуемся багряной и золотой листвой, зимой-белизной снега, плавным падением снежинок.

Наряду с любованием  побуждаю детей задавать вопросы, стараться найти на них ответы ( почему на берёзе листочки жёлтые, а на рябине красные, что общего и чем отличаются друг от друга снежинки, что обозначает узор на коре деревьев и т.д.) .  Стараюсь не давать готовых ответов на вопросы, побуждаю детей  высказать свои предположения , а затем найти подтверждение или опровержение  своей гипотезы в разных источниках информации.

 На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества проводим сравнительный анализ народных сказок. Например – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление о «бродячем сюжете». Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с пьесой-сказкой Сергея Михалкова и увидели отличие народной сказки от литературной, отличие сказки от пьесы. Вот сколько возможностей для исследования даёт, казалось бы, самая простая детская сказка!

  Аналогичную работу проводим по сказке Бр. Гримм « Бременские музыканты»

На первом этапе нужно познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования, чтобы ребёнок знал откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

Второй этап  ориентирован:

·  на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

·  на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

·  на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляю  через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используют следующие методы и способы деятельности:

в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

 во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

       На этом этапе  работаем над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.

      Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяли на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:

·  продолжи неоконченный рассказ;

·  составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле ученика, камешком на дороге, ёлочной игрушкой;)

·  опишите один день вашей воображаемой жизни

·  определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, пластикой бутылки , газеты, кусочка мела)

- решение ТРИЗ- задач, имеющих множество неординарных решений

( при знакомстве  с книгой д. Даррелла « Говорящий свёрток»  предлагаю высказать свои решения возникшей перед героями проблемы, как попасть в замок, окружённый водой.  Идеи детей оригинальны и неповторимы)

    Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических  рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

       В умении выработать гипотезы использую следующее упражнение:

·  давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим .

  Использую технику фантастических гипотез:

 Что было бы, если бы деревья летали?

Что было бы, если бы люди перестали улыбаться?

Что было бы ,если бы игрушки ожили?

Что было бы, если мудрые книги управляли нашей страной?

- решение ТРИЗ- задач, имеющих множество неординарных решений

( при  знакомстве  с книгой д. Даррелла « Говорящий свёрток» , предлагаю высказать свои решения возникшей перед героями проблемы, как попасть в замок, окружённый водой.  Идеи детей оригинальны и неповторимы)

          Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения:

приём « да- нет»- участники задают вопросы , на которые водящий или учитель отвечает только да или нет

- показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы.

- Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете или явлении)

Я готовлю  детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

      Источником исследовательской деятельности являются и творческие работы учащихся.

Рассматриваем на уроке анютины глазки. Каждый ученик получает рисунок цветка анютины глазки, исследует его  и в соответствии с его цветовой гаммой составляет краткое описание цветка.  У каждого получается свой этюд.

«Мой цветок синий.  Как будто кругом ночь и все спят. Только в середине цветка горит желтый огонек – горит одно окошко. Кому-то не спится».

«Мой цветок самый веселый, потому что, когда раздавали лепестки, он взял себе самые веселые – желтые и оранжевые».

«Мой цветок я назвал голубым облачком. Он такого нежного, голубого цвета, что, кажется, что он может даже растаять».

- А что если вырастить цветок в подарок маме на 8 марта?!

И это детское восклицание становится экспериментом, в котором участвует весь класс. Как произвести выгонку луковиц тюльпанов? Где и при какой температуре хранить их осенью?  Как влияют полив и световые условия на рост и развитие тюльпанов. Учащимися была изучена литература по выгонке тюльпанов, проведена выгонка в условиях класса. Каждый ученик наблюдал за развитием своего цветка, вёл записи в дневнике наблюдений. Также было несколько экземпляров растений, помещённых в разные световые, тепловые условия , условия полива и подкормки.  У нас получился оригинальный неповторимый подарок мамам к 8 марта.  Данная исследовательская работа была оформлена и представлена на школьной, районной, областной  , межрегиональной конференции исследовательских работ учащихся и заняла на всех уровнях призовые места. Работа рекомендована для практического применения, составлена памятка по выгонке тюльпанов.     Также была проведена экспериментальная работа по выращиванию томатов, огурцов в условиях класса. С какой радостью мои ученики превращали обычный подоконник в оранжерею, как внимательно наблюдают зарождением ростка, как ждали чуда.

     На уроках технологии кроме творческих проектов («Подарок маме своими руками», «Сказочный город» и т.д.) интересно проводить исследования. Темы могут быть такими: свойства бумаги, свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

На третьем   этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников:

мини-исследования :

- исследование словарного слова;
- исследование текста;
- исследование фразеологизма.

уроки-исследования  : Бактерии помогают или вредят человеку.

коллективное выполнение и защита исследовательских работ ( Влияние йода на организм человека», «Влияние условий полива на развитие растения»)

наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

 Всегда важно помнить - тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка, должна способствовать формированию у ребёнка стойкого познавательного интереса. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

    Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Мои учащиеся достойно представляют свои работы на конференциях проектных и исследовательских работ на различных уровнях.

Я желаю вам, чтобы ваши ученики каждый день говорили вам:

« Хотим узнавать новое ,  хотим исследовать, хотим радоваться своим успехам !»

                                       Литература:

  1. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н.  Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству –  Москва: Издательство ТЦ Сфера, 2004
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников – М: Издательский центр Вентана-Граф, 2004
  3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» – Самара:  Издательство Учебная литература, 2005
  4. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника –  Самара: Издательство Учебная литература, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

Развитие интереса младших школьников через организацию проектной деятельности

В статье описаны принципы организации проектной деятельности в начальной школе, приведены примеры проектов из опыта работы учителей начальной школы....

Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике

Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индиви...

Формирование творческих способностей младших школьников через организацию исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы.Такой подход позволяет перевести ...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Развитие интеллектуально - творческого потенциала младших школьников через организацию исследовательской деятельности

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.  Статья освещает органи...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...