Этическое воспитание младших школьников.
статья на тему

В статье раскрывается значение терминов :мораль,нравственность,этическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskoe_vospitanie.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Этическое воспитание младших школьников.

            Слова «этика», «мораль», «нравственность»,   близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греческого— нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах.

           Слово «мораль» — латинского происхождения означает примерно то же, что этика в греческом — нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова — моральный и  мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в 18 столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением.

            Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Древнеримский философ Сенека говорил: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

Содержание нравственности заключается:

В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

В человеколюбии или гуманности.

          Гуманность как качество личности формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.

            Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. «Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего школьника к социальной деятельности

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения.

            Оно включает в себя:

«культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

Культура поведения младших школьников в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

В. А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя  честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

Именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.

И каждый школьный предмет в начальной школе предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Именно на уроках происходит формирование мировоззрения ученика, воспитывается отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над вопросами веры, любови, честности, открытости, мудрости, красоты души, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

Читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова)2 включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие. Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому.

Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т. д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается,  - недаром исстари пословица ведется...» Это начало помогает детям понять смысл произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает  взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.

С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама» Андрей Платонович Платонов - учебник для 3 класса часть 2, (о взаимоотношениях сына и мамы). Читая  стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные - самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу. Изучая произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей.  Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.  Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», учитель обсуждает интересные и важные для детей вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и преумножать. С другой стороны, воспитание любви к «братьям нашим меньшим» неотделимо от воспитания любви и уважения к человеку, гордости за свою Родину, сопричастности к ее радостям и горестям, достижениям и неудачам.

Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения,  учитель воспитывает в детях любовь к  Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.

Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта.

Немаловажное значение играют в этическом воспитании уроки по предмету «Мир вокруг нас». Во 2 классе есть целый раздел который так и называется «Общение», который включает такие темы как: «Наша дружная семья», «Можно ли обижать больших», «В школе», «Правила вежливости», «День рождения», «Как вести себя за столом», «Мы-- зрители и пассажиры».  В процессе изучения курса «Мир вкруг нас»  школьники знакомятся с культурой народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, ученики узнают о героизме людей разных национальностей, который сопровождал великие открытия и великие войны, ребёнок проживает судьбу своей Родины (своего родного края) с древнейших времён до современности, он осмысливает место семьи в обществе, своё место в этом мире, дети узнают символы российского государства.

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства.

нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Задачи этического воспитания младших школьников решаются не только на уроках, но и  во внеурочное время. Учитель начальных классов находится с  учениками с первых минут их появления в классе и  до отправления на отделение. Мы проговариваем и разбираем правила поведения на перемене и на уроке, напоминаем о правильной осанке, о правилах поведения в столовой и при посещении массовых мероприятий, говорим об отношениях друг с другом, о взаимопомощи, разбираем конфликтные ситуации между детьми,  проводим беседы о внешнем виде и правилах гигиены. Дети с большим интересом участвуют в игре –соревновании «Самый воспитанный ученик», с нетерпением ждут «Дня именинника» чтобы поводить хоровод, подарить имениннику на память подарок сделанный своими руками.

В значительной мере всесторонне развитая, нравственно воспитанная личность формируется под влиянием личного примера учителей, родителей. В школе главное  лицо воспитательного процесса—педагог, который  по определению Януша Корчака «не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует».

Литература:

В.И. Беляев, Т.А. Савченко. История социальной педагогики

https://nsportal.ru/

https://www.top-technologies.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-этическое воспитание младших школьников

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение пере...

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточен...

Рабочая программа по этическому воспитанию младших школьников "В царстве вежливости и добра"

Школа, решая сегодня социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, о...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ДРУЖБА", В РАМКАХ НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мероприятие может проводиться в рамках классного часа, или, как открытое мероприятие в ГПД. Я успешно проводила это занятие в 1 - х и во 2- х классах.Цели: - Развитие умений вести рассуждения.- Ф...

Этическое воспитание младших школьников

Этическое воспитание младших школьников...

Нравственно-этическое воспитание младших школьников

Темы и основное содержание этических бесед и классных часов + разработка классного часа "Дружба-чудесное слово"...

Нравственно-этическое воспитание младших школьников

   Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К с...