Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через введение системы наставничества
методическая разработка

Шахтиева Варвара Дмитриевна

Методическая разработка посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме гражданского и патриотического воспитания детей. Особое внимание уделяется возможностям патриотических общероссийских общественных объединений для гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Представлены разработанные пути приобщения детей младшего школьного возраста к участию в гражданско-патриотических движениях через введение системы наставничества. Предложенный материал будет полезен студентам педагогических вузов, учителям, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahtieva_v.d_metodicheskaya_razrabotka._nastavnichestvo.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Шахтиева Варвара Дмитриевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №89
Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников через введение системы наставничества

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое и гражданское воспитание. Именно гражданско-патриотическое воспитание продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.

В нынешнее время особенно важно воспитать в подрастающем поколении патриотов своей страны. Сейчас страна испытывает не простые времена, зачастую в политике о Российской Федерации высказываются негативно, принижая роль нашей страны в современном мире. Сложно не попасть под влияние агрессивного потока информации о нашей стране и тем более противостоять ему. Следовательно, у подрастающего поколения из-за избытка лишней и зачастую неправдивой информации не возникает чувства любви к своей Родине, к людям, которые на ней проживают.

Именно поэтому необходимо выбрать эффективные пути совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания детей. На данный момент в стране развиваются и создаются новые общероссийские общественные объединения, направленные на патриотическое и гражданское воспитание. Такие организации помогают сплотить ребят, расширить их кругозор и дать большую возможность для личностного развития.

Младший школьный возраст наиболее сензетивеный период для развития нравственных представлений детей. Дети в этом возрасте очень восприимчивы, любознательны и обладают большим познавательным интересом к окружающему миру. Именно поэтому необходимо воспитывать гражданственность и патриотизм с младшего школьного возраста. Таким образом патриотические общероссийские общественные объединения должны быть нацелены на вовлечение младших школьников в деятельность объединений. Одним из способов вовлечения является введение системы наставничества.

Ребята средней и старшей школы, вовлеченные в деятельность патриотического движения, будут наставниками для младших школьников. На своем примере продемонстрируют как дети могут повлиять на развитие общества, каких успехов они уже добились и как участие в патриотическом движении влияет на них.

Также за счет системы наставничества можно повысить зону ответственности детей. Это можно сделать за счет двух логичных между собой механизмов: старший – младший и младший – старший. Таким образом у всех возрастных групп будет своя зона ответственности. Старшие будут наставниками, на своем примере показывать возможности программ и проектов патриотического и гражданского направлений. А у младших будет ответственность перед старшими, помогать и не подводить наставников при участии в деятельности.

Кураторы объединений фактически является наставником наставников. Для организации процесса наставничества им необходимо:

̶        создать необходимые условия для деятельности наставнических пар или групп;

̶        организовать обучение наставников;

̶        определить способы стимулирования и поощрения наставников;

̶        оказание помощи в планировании работы наставников;

̶        проводить по мере необходимости инструктажи наставнических пар или групп;

̶        сопровождать, поддерживать наставников, фиксировать содержательные характеристики наставнической деятельности (какие трудности возникают у наставников, как реально сказывается их работа на качестве труда подшефного и пр.);

̶        проводить на всех этапах наставничества анализ, контроль и оценку работы наставнических пар или групп.

Для того чтобы младшим школьникам было комфортно и интересно работать с наставником, получать от него необходимые знания и опыт следует тщательным образом из членов движения отбирать наставников. Определяя наставника нужно помнить, что он будет являться положительным примером для младшего школьника, который будет вести и вовлекать в деятельность гражданско-патриотических движений. Определяя среднего или старшего школьника для выполнения функции наставничества необходимо определить обладает ли он следующими качествами:

̶        способность вдохновлять и мотивировать других на позитивное, ответственное отношение к деятельности движения;

̶        заинтересованность в успехах подшефного младшего школьника, готовность принимать ответственность за его неудачи;

̶        потребность в самосовершенствовании, саморазвитии в сфере свой деятельности.

Важно чтобы наставничество влияло не только на подшефного –– младшего школьника, но и на наставника –– участника гражданско-патриотического объединения. Наставники получат новый для себя опыт, который будет им полезен в личностном росте.

Очень важно при создании наставнических пар или групп соблюдать принцип добровольности и обоюдного желания наставника и подшефного работать совместно. Таким образом процесс наставничества будет наиболее эффективен и минимизирует возможные риски.  

Процесс наставничества будет проходить на трёх этапах: адаптационный этап – установление доверительных отношений, общение между члена процесса наставничества, поиск подхода друг к другу; формирующий этап – совместная деятельность над реализацией простроенного плана и сопровождение младшего школьника в выбранной деятельности; контрольно-оценочный этап – анализ и оценка достигнутых результатов как наставника, так и подшефного.

В качестве образца мной был разработан примерный план работы члена патриотического движения среднего или старшего школьного возраста – наставника с младшим школьником – подшефным:

Цель – создание условий для успешного вовлечения младших школьников в гражданско-патриотические объединения и повышение мотивации к участию в предлагаемых мероприятиях и проектах.

Задачи:

  • выявить затруднения младшего школьника при вступлении в ряды отряда гражданско-патриотического объединения и оказать необходимую помощь по их преодолению;
  • создать условия для формирования активной жизненной позиции гражданина страны и развития познавательного интереса к истории своей Родины через деятельность гражданско-патриотического объединения;
  • мотивировать младшего школьника к самостоятельной деятельности и совершенствованию своих личностных качеств;
  • оказать помощь и поддержку при участи в проводимых проектах и мероприятиях гражданско-патриотического движения.

Содержание деятельности:

  • проведение вводной беседы о деятельности движения и знакомство младшего школьника с членами отряда с помощью игр на знакомство;
  • реализация индивидуального подхода к каждому младшему школьнику для выявления личностных качеств, интересов и желаний подшефного для участия в деятельности объединения;
  • ознакомление младшего школьника с основными направлениями деятельности объединения и предстоящими мероприятиями и проектами;
  • демонстрация младшему школьнику опыта успешной деятельности в гражданско-патриотическом объединении;
  • организация рефлексии эффективности совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • успешное вовлечение младшего школьника в деятельность гражданско-патриотического объединения;  
  • повышение уровня мотивации младшего школьника для самостоятельного участия в предлагаемых мероприятиях;
  • сформированная активная жизненная позиция младшего школьника как гражданина свое страны;
  • повышение уровня познавательной активности к истории своей страны, культуре и традициям народа и т.д.

            Данная работа осуществляется на протяжении всего учебного года в процессе реализации календарного-тематического плана гражданско-патриотического движения.

Соблюдая все методические рекомендации и примерный план работы наставника с подшефным возрастет количество детей младшего школьного возраста вовлеченных во всероссийские объединения. Таким образом будет повышаться уровень гражданско-патриотического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Методическая разработка по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся Игра по станциям "Мы - часть одной большой России"

Данная работа относится к методике учебно-воспитательной деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся  /методическая разработка занятия (игра по станциям) и рабочая прогр...

Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников

О важности гражданского и патриотического воспитания в начальной школе...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

«ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Изложение опыта работы по формированию гражданско- патриотических качеств у учеников младших классов через урочную деятельность и внеурочную....