Формы и методы профориентационной работы в начальной школе
консультация

Галина Владимировна Новикова

Материалы МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_29.12.18.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы профориентационной

 работы в начальной школе

Педагог-психолог

ОГБОУ «Центр образования и развития

«Особый ребенок» г.Смоленска»

Профессиональное самоопределение – это взгляд человека на мир профессий, на конкретную профессию, на ее возможности для самореализации личности в окружающем мире. Чем раньше начнется профессиональное самоопределение, тем в большей степени можно прогнозировать благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост индивида.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии в узком смысле. Но младший школьный возраст рассматривается как подготовительный этап, закладывающий основы самоопределения в будущем. В этом возрасте, по мнению С.Н. Чистяковой, происходит формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, интереса к распространенным профессиям, основанным на включенности учащихся в познавательную, игровую, трудовую деятельность. Главной целью пропедевтики профессионального самоопределения является формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности.

Содержание и формы профессионального самоопределения в процессе обучения связаны с реализацией профориентационной направленности содержания учебных предметов, с организацией и методикой обучения, формирующих образ «Я» ребенка, развивающих его познавательные и профессиональные интересы, обеспечивающих связь познавательной активности и практической пробы сил в труде.

Чтобы определить свое отношение к профессиональному будущему, школьнику необходимо иметь представление о сущности профессиональной деятельности, о мире профессий, требованиях профессий к человеку, то есть необходимо профессиографическая грамотность. На ее основе у младших школьников формируются компоненты культуры профессионального самоопределения; профессиональная направленность, которая выражается в профессиональных интересах, склонностях, идеалах, мотивах выбора профессии что, в свою очередь, стимулирует активную учебно-познавательную и трудовую деятельность ребенка.

Основная задача педагога-психолога в профориентационной работе с младшими школьниками заключается в обеспечение психологического сопровождения обучающихся, которое строится на использовании определенных форм и методов. К методам профориентацинной работы относятся репродуктивные, информационно-исследовательские и активные.

В своей практической деятельности профориентационной работы с младшими школьниками я использую:

  • профориентационное консультирование;
  • профориентационную диагностику;
  • профориентационное просвещение;
  • профориентационные игры.

Наибольший интерес в плане практического использования представляют профориентационные игры.

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональной самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры дети проигрывают социальные и профессиональные отношения взрослых.

Актуальная особенность метода профориентацинных игр:

  • создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками
  • моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Условия проведения профориентационных игр:

1. Высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы; акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях; соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто- то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать):

2. Даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки самине заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;

3. Стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;

4. При планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;

5. Не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому упражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект последействия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может даже откроют для себя такую истину, которую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал...

Можно назвать следующие конкретные игровые методики. Ценностно-нравственные профориентационные игры; «Алфавит профессий», «Самая самая», «Угадай профессию», «Пришельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город», «Существо» и т.д.

Пробно-ознакомительные игры: «Стажеры-инопланетяне», «Ассоциации» (профориентационный вариант), «Угадай профессию», «Вакансия», «Новичок-Наставник», «Завод» («Кооператив», «Музеи») и т.д.

Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: «Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик» и т.д.

Ожидаемые результаты

профориентационной работы в начальной школе

Система профориентационной работы в начальной школе предполагает развитие следующих компетенций:

  • любознательность и самостоятельность;
  • навыки самоанализа;
  • произвольность поведения;
  • умение работать с различными источниками информации;
  • умение анализировать и обобщать;
  • освоение диалектики общения;
  • осознание социально-культурных ценностей;
  • усвоение норм поведения человека в обществе;
  • иметь представление о мире профессий;
  • понимать роль труда в жизни человека и общества;
  • проявлять добросовестное отношение к труду;
  • знать свои склонности и способности;
  • проявлять интерес к будущей профессии.

В решении задач модернизации российского образования очень важно развитие склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения детей, которое должно в полной мере осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в школе. Поэтому необходима преемственность в работе по профессиональной ориентации школьника, взаимодействие педагогов начальной школы и учителей среднего и старшего звена, а так же активное участие семьи в этой работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в начальной школе.

Система профориентационной работы в начальной школе....

Организация профориентационной работы в начальной школе

Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...

Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы

Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...

Профориентационная работа в начальной школе.

Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа: 1 этап – начальная школа. 2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы. 3 этап – -10-11 классы Целью профориент...

Профориентационная работа в начальной школе

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не ...

Активные формы и методы воспитательной работы в начальной школе

Говоря об активных методах работы, мы должны понимать, что АКТИВНЫЕ – не равно «подвижные». Двигательная активность, конечно, хорошо, она нужна, но активно участвовать в занятии, нап...