Система профориентационной работы в начальной школе с использованием возможностей внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему

Фадеева Галина Ивановна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы в начальной школе

с использованием возможностей внеурочной деятельности

Фадеева Г. И., учитель ГБОУ СОШ с. Кошки

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего

окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают

изо дня в день.  

Приходя в первый класс,  ребенок  имеет смутные представления о роде деятельности своих родителей. Школа должна с первых дней помогать ему в овладении знаниями по миру специальностей, приучать к трудовым навыкам, работе над собой, к самообслуживанию. Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к профессиям, создание условий для получения первоначального представления  о различных видах трудовой деятельности  - в решении этих и других воспитательных задач как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает  внеурочная деятельность.

           Я уже несколько лет веду занятия по внеурочной деятельности по нескольким  направлениям.  В процессе профориентационной работы на занятиях с 1   по 4 классы по программам «Уроки здоровья», «Я - гражданин России», «Занимательная грамматика», «Волшебный пластилин», «Самоделкин»  ребята  расширяют  первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий, «примеряют»  на себя различные профессии через игровую деятельность; у ребят развиваются творческие способности. Для этого я  использую разнообразные приемы, методы и формы профориентационной работы.

  Приведу примеры.  

При изучении  темы «Организм человека»  ребята познакомились с профессией врача. Они узнали не только названия специальностей, но и в игровой форме учились накладывать повязки, бинтовать; участвовали в конкурсе  рисунков « Я -  доктор».  А на итоговом занятии медсестра школы Киселева Г. Ф. подробно рассказала о работе  педиатра. Инспектор по делам несовершенолетних Давыдов А. Н. в  доступной форме объяснил   учащимся о роли полицейских в защите прав граждан и о качествах,   которые необходимы человеку, пожелавшему посвятить себя этой работе.

На занятиях ходим на экскурсии  на предприятия села, в библиотеку, в музей, в парк. При знакомстве с работой МЧС  ребята побывали на экскурсии в пожарной части №129.  Им  показали презентацию о работе пожарных,  рассказали о лучших людях пожарной части, показали технику.

Очень довольны были ребята, когда побывали на экскурсии на хлебокомбинате, при знакомстве с профессией пекаря.  Они увидели весь путь процесса выпечки хлебобулочных изделий. При обмене впечатлениями, ребята пришли к выводу, что работа пекаря трудная, но почетная, так как  они кормят людей вкусным хлебом. После этой экскурсии можно было заметить более уважительное отношение ребят к хлебу.

Побывав на экскурсии в местном музее, ребята узнали о  людях разных профессий нашего района, которые своим трудом внесли большой вклад в развитие села, района; узнали об известных уроженцах села, которые прославились на всю страну. Это -  заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, травматолог Леонид Соков, генерал-лейтенант Павел Карягин,  заслуженный артист России Иван Морозов, вице-чемпион Европы по тяжелой атлетике Сергей Кирьянов, создатель «Газпрома», лауреат Государственной премии СССР Рэм Вяхирев, ректор Поволжской государственной академии телекоммуникаций и информатики Владимир Андреев, член союза писателей России, автор многих поэтических сборников Иван Акулиничев, ….  На площади перед районной Администрацией находится Доска Почета, которая ежегодно меняется. С большим интересом ребята разглядывают фотографии и читают фамилии передовиков нашего района.

При первом посещении библиотеки, дети узнают не только о профессии библиотекаря, но и о тех профессиях людей, которые помогают книге попасть в магазины. В ходе таких бесед, демонстрации презентаций ребята учатся бережно относиться к книгам.  В библиотеке мы частые гости. И неслучайно, когда объявляюся конкурсы мои ребята всегда в них участвуют. Например, в этом учебном году мои ученики заняли призовое место в конкурсе на лучшее исполнение стихотворений поэта И. Акулиничева

При  изучении темы «Моя семья», ребята  подготовили презентации о своих близких с рассказом о их профессии. Такие занятия очень интересны обучающимся. На   занятия они приносят и фотографии своих близких, и их награды, и даже, если есть, газетные вырезки. Вывод на таких занятиях, что каждая работа в почете. Ребята  любят выступать перед родителями. В этом году провели для родителей утренник на тему «Все профессии важны».  

         У многих из ребят дома есть животные, но не все знают, как правильно заботиться о них. Поэтому  одно из занятий  было посвящено профессии ветеринара. Ученики сами подготовили материал по этой теме, приводили много примеров из жизни своих питомцев.

На занятиях провожу  игровые упражнения, например: «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той

или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на букву П, связанных с данной профессией».

На занятиях ребята играют в продавцов, в библиотекарей, учителей, .. Играя, ребята узнают о профессиональных качествах, о способностях выполнения того или иного вида работы. Например, какими качествами должен обладать парикмахер? В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что парикмахеру необходимы: фантазия, аккуратность, внимательность, доброжелательность, позитивное общение с клиентом.  А хирургу  –  знание  анатомии  и  физиологии  человека,  хорошее зрение, мелкая моторика рук. Спортсмену  –  режим,  здоровый  образ  жизни,  усердие, наследственные задатки. А какими способностями обладаете вы?   Главная  идея такой работы - это дать ученикам представление о различных профессиях; обогатить знания детей о современных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь детей, расширить словарный запас; воспитать уважение к людям различных профессий.  

           Занятия по внеурочной деятельности - прекрасная возможность для творчества и фантазии ребят по профориентации.  Работая в группах, в парах и индивидуально обучающиеся готовят проекты, выпускают стенгазеты о профессиях, участвуют в конкурсах рисунков, в спортивных соревнованиях, в научно-практической конференции младших школьников «Первоцвет».

Таким образом, занятия во внеурочной деятельности дают обучающимся большие возможности для развития интереса к миру профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы учащихся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников- понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации....

Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности

В статье описывается воспитательная работа с учащимися на занятиях внеурочной деятельности....

Выступление на педагогическом совете "Система профориентационной работы в школе – интернате"

Анализ работы педагогического коллектива школы-интерната по профориентации....

Система профориентационной работы в начальной школе.

Система профориентационной работы в начальной школе....

Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности.

           Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать позн...

«Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»

Методическая разработка «Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»...

Билет в будущее: система профориентационной работы в начальных классах

Данная работа представляет собой обобщение опыта по внедрению мероприятий, направленных на раннюю профилизацию детей начальных классов. Презентация наиболее ярко отражает представленные события....