«Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»
методическая разработка (3 класс) на тему

Методическая разработка «Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Филиал  МАОУ  «Холмогорская средняя школа им. М.В. Ломоносова»

                                                Курейская основная школа.

«Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»

Учитель начальных классов Исакова Яна Александровна

                                       Пояснительная записка.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика педагогу  необходимо использовать   инновационные  технологии, как  в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.  К таким технологиям относится проектная деятельность, которая дает большие возможности в обучении и воспитании обучающихся:  умение исследовать, анализировать, планировать,  оценивать, а так же  применять свои знания на практике. Кроме это, проектная деятельность  способствует развитию творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение  работать в команде, воспитывает чувство толерантность,  ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального образования  проблема патриотического воспитания детей школьного возраста становится одной из актуальных. Это, прежде всего,  связано с появлением в современном обществе тенденции  приоритетности материальных ценностей перед духовными. Таким образом, одной из основных  задач  работы школы является  развитие духовно-нравственных  качеств личности ребёнка.   Патриотизм относится к базовым национальным ценностям, которые входят в концепцию духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Поэтому очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические знания, которые  необходимы для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

В течение месяца обучающиеся начальной школы работали над ученическим проектом по теме «Макет Русской избы - дом  М. В. Ломоносова». Данная тема проекта выбрана не случайно, так как 2017 год — год 80-летия Архангельской области. Этот проект способствовал пробуждению в детях интереса к народным традициям, родной культуре, обычаю и особенности жизни своего народа, а  так же любви к родному краю.

На примере макета – дома М.В. Ломоносова  дети смогли соприкоснуться с теми вещами, которыми пользовались еще их прабабушки и прадедушки.

Мы разработали систему занятий, как на уроках, так и во внеурочное время. В  данную систему  входят: экскурсии в с. Ломоносово и   по родной деревне, внеурочное занятие по созданию макета и организована защита  проекта.

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте поморских людей и  уважения к русской народной культуре. Формирования приемам конструирования из бумаги объемных изделий, закреплять умения работать с бумагой: размечать, сгибать, правильно резать бумагу, уметь соединять части поделки, развивать умение моделировать, развивать пространственные представления и умение самостоятельно планировать свою деятельность. Развивать познавательную активность и творческие способности младших школьников.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с устройством русской избы;

- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

-  Познакомить  с традициями  русского народа;

-  Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун,  лавка, сундук;

- Изготовить макет русской избы;

-Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

-Познакомить с приёмами конструирования  и моделирования из бумаги

Новизна  представленной системы занятий  обусловлена  сочетанием основных принципов ФГОС НОО

1.Принцип интеграции образовательных областей.  В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями: художественно – эстетическое развитие, коммуникативно – личностное развитие, познавательное  развитие, речевое развитие, физическое развитие. Следует отметить, что изготовление элементов избы было организовано на уроках технологии, в рамках  рабочей программы учителя.

2. Проектная деятельность. Не случайно выбрана эта форма организации работы детей, так как формирование у детей мотивации к обучению, а так же  помощь им в самоорганизации и саморазвитии позволяет успешно решить проектная деятельность.

3.Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.  Оказание помощи в поиске информации, подготовка фотовыставки, участие в экскурсиях и беседах.

Для достижения поставленной цели в работе использованы следующие методы и приёмы:

- Словесный: поиск и обработка необходимой информации из литературных источников и интернета;

- Поисковый: поиск на улицах д.Анашкино сохранившихся деревянных домов и вновь построенных современных, созданных в традициях русского деревянного зодчества;

- Практический: разработка пошаговой инструкции для создания макета русской избы и создание собственного макета

Данная работа содержит в себе две основные стороны исследования: теоретическую и практическую. Первая сторона исследовательской работы заключается в изучении теоретического материала по вопросу исследования, то есть когда возникло русское деревянное зодчество, какие правила соблюдались при строительстве, как народная мудрость проявилась в правилах строительства русской избы.

Вторую сторону работы представляет практическая часть данного исследования. Цель -   научить приемам конструирования из бумаги объемных изделий, закреплять умения работать с бумагой: размечать, сгибать, правильно резать бумагу, уметь соединять части поделки, развивать умение моделировать; закреплять умения и навыки в работе с пластилином.   С использованием полученных знаний был создан макет русской избы, который является продуктом проектной деятельности обучающихся.  

2. Описание содержания проекта.

        Работа по созданию и реализации данного проекта проходила в несколько этапов.

2.1. Первый этап, подготовительный.

На данном этапе разрабатывались тематика и содержание   экскурсии  и занятий для ознакомления детей с устройством избы.

Формы работы с детьми:

- экскурсии,  проведение бесед, с использованием ресурсов библиотеки д.Анашкино, внеурочное занятие.

 2.1.1.  Тема экскурсии" На родине великого учёного М.В.Ломоносова"

Перед экскурсией  был проведён классный час в виде беседы. Данное мероприятие способствовало патриотическому воспитанию младших школьников на примере жизни и деятельности великого русского ученого. Обучающиеся познакомились с биографией великого учёного, с его научными трудами и основными достижениями. Обучающиеся смогли виртуально  побывать на  родине М.В. Ломоносова, в рабочем кабинете и химической лаборатории. Увидели «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова» и многое другое. В конце классного часа дети вместе с классным руководителем подвели итог беседы. Где обучающиеся уже сами смогли рассказать всё то новое, что узнали о великом учёном. После интересной беседы родителями обучающихся была  организована экскурсии в с. Ломоносово. Именно совместная поездка в музей послужила началом    создания данного проекта. Обучающимся захотелось попробовать своими руками создать модель дома, в котором жил великий ученый. Аналогичный макет представлен в музее и ребята увлечённо и с интересом рассматривали его, задавая различные вопросы экскурсоводу.

2.1.2 Тема беседы: «Устройство русской избы» (Приложение 1)

Цель: Приобщение детей к истории русского народа, знакомство учащихся с жизнью, бытом и обычаями русского народа.

Задачи:

1.Дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;

2.Воспитание у детей интереса к изучению своей родины, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.

3.Расширение кругозора детей.

4. Пополнение  словарного  запаса детей;

В данной беседе мы искали ответы на вопросы: Что же такое русская изба и что это слово обозначает? Как и из чего строили раньше дома? Как жили русские люди раньше? Как называются предметы быта и как ими пользовались?

Ответы на все вопросы мы нашли, рассматривая иллюстрации в книгах о старинном быте северного народа, читали энциклопедии, смотрели видеоролики и исторические фотографии. Так же очень многое узнали из русских народных сказок.

2.1.3. Тема  экскурсии: «Моя родная деревня» (Приложение 2)

Цель: знакомство учащихся с историей родного края.

Задачи:

-Уточнить представление детей о родной деревне.  

-Формировать у детей понятие «малая родина»,

-Познакомить с архитектурой родной деревни.

Маршрут заочной экскурсии  начинался  от  здания школы, где библиотекарь провела познавательную беседу с детьми «По улицам родной деревни». Рассказала, почему деревня называется Анашкино, об её истории и географическом расположении.  Так же рассказала о памятных местах и познакомила с деревянным зодчеством деревни. В результате экскурсии  была создана фотогалерея деревянного зодчества родного края. Обучающиеся узнали, что в их деревни сохранились дома, которым более 100 лет. (Приложение3).

Перед созданием проекта обучающимся было дано задание:  собрать дополнительную информацию о деревне. Для выполнения поставленной задачи   ученики  посетили библиотеку, изучили литературу, расспросили своих родителей, бабушек и дедушек. После этого за круглым столом обучающиеся поделились той информацией, которую нашли.

2.2. Второй этап, практический.

На данном этапе, подведя промежуточные итоги работы, обучающиеся приступили к созданию макета.

  1. Многие темы в каждом классе повторяются, но на разном уровне.  Следовательно, есть возможность спланировать учебный процесс так, чтобы уроки по этим темам проводились одновременно во всех классах. Тема урока 1 класс "Школа оригами", 2 класса «Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка». 3 класс «Изготовление тканей. Изделие «Гобелен». Так как в малокомплектной школе всего два класса комплекта 1, 2-3, то уроки технологии проводятся вместе. Объединив темы, мною был проведен урок  технологии, где учащиеся классов комплектов совместно работали над созданием проекта «Макет Русской избы - дом  М. В. Ломоносова», а именно внутреннее убранство избы.

Перед тем как начать, конструировать мебель обучающиеся ещё раз вспомнили: какими предметами быта пользовались наши предки, вспомнили их назначение и из чего их изготавливали. Так же рассмотрели фотографии и картинки с их изображением. Обговорили тот материал и инструменты, которые нам понадобятся при работе. Вариантов было предложено много, но решили остановить свой выбор  на цветной бумаге и картоне, маленьких коробочках, пластилине. Перед началом работы не забыли вспомнить про технику безопасности. После чего приступили к  изготовлению. 1 и 3 класс работали с бумагой. Они сплели коврик из мелко нарезанных полосок, сконструировали из маленьких коробочек мебель (скамью, стол, сундук) после чего обклеили её цветной бумагой. 2 класс изготовил из пластилина посуду (чашки, самовар, чугунки и т.д). При совместной работе обучающиеся сконструировали печь.

 Отмечу, что такая форма работы способствовала не только формированию универсальных учебных действий, но и формированию умения работать в команде, коллективно. Обучающиеся  работали совместно, сообща,  старшие  помогали младшим.

2.2.2. План внеурочного занятия   в 1-3 классе-комплекте.

Цель:  Сформировать навыки создания художественного образа в декоративном оформлении избы;

Задачи:

-Изготовить макет русской избы;

- Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа

-Познакомить с приёмами конструирования  и моделирования из бумаги

Планируемые результаты:

Предметные: выполнять детали экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций и (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе, качественно выполнять работу в целом.

Личностные: формируем:

- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- уважительное отношение к культуре народного искусства;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

                                                       Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята!

Перед тем как начать наше свами занятия, давайте проверим всё ли у нас готово. Проверьте на своих столах ,у вас должен лежать клей, картон, самоклеящаяся бумага, ножницы, клеёнка .

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к занятию.

2.Определение темы и постановка цели занятия

-Наше занятие я хочу начать со стихотворения. А вы послушайте и подумайте о чём оно.

За далекими морями,

Да бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

-Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

Правильно, о русском доме.

На столах у нас лежат различные материалы и инструменты, значит какая цель нашего занятия?

-Правильно.

 Сегодня на уроке вместе с вами мы окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров. Тема нашего урока изготовление макета «Русской избы».

Слушают, анализируют.

Дают ответы(о избе)

Дают ответы(сконструировать избу)

3.Актуализация знаний.

Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались избами.
Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.

-Мы с вами познакомились с историей вашей деревни, создали фотогалерею деревянного зодчества родного края. И сегодня мы с вами создадим макет северной избы, а именно дом М.В.Ломоносова. Ребята, скажите, как вы думаете, что такое макет.

Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу?

-Как обустраивали люди свой дом, что было в каждой избе?

- Правильно, а кто ответит какие были полы в избе?

Дают ответы(Макет – это копия объекта, воспроизводящая его внешний вид с точным соблюдением пропорций и масштабов.

Ведут диалог, отвечают на вопросы учителя.

-Из сосны и ели

-В каждой избе была печь, она не только обогревала дом , но и ещё в ней готовили еду. Так же на печи можно было спать.

-Полы были деревянные, застеленные вязаными коврами.

4.Введение в новый материал.

Физминутка

5.Праутическая работа

6.Итог урока. Демонстрация макета «Русская изба»

А сейчас 3 класс расскажет нам об основных и главных местах в избе.

-Молодцы, а теперь немножко отдохнём.

-Я предлагаю вам сейчас побывать в прошлом, и создать макет избы.

Чтобы было нам удобней работать  и старшие ребята могли помогать младшим  предлагаю объединиться.

Прежде чем преступить к практической работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с инструментами.

Чтобы сделать стены и крышу, за основу избы мы с вами возьмём картонную коробку.

(Учитель даёт картон). Чтобы скрепить стены и крышу, воспользуемся клеем.

(Учитель контролирует процесс работы и помогает обучающимся.)

-Когда основание избы и крыша готова, перейдём к отделки внешнего вида.

Внешние стороны избы обклеим трубочками из цветной  самоклеящейся бумаги , чередую цвета .

-Вырежем наличники для окон из цветного картона

 (Учитель помогает вырезать резные наличники для окон)

-На уроке технологии мы с вами изготовили мебель для нашей избы, но что бы её поставить, в начале обустроим всё внутри нашего дома. Для этого нам необходимо создать пол и обделать стены.

Пол выложим в виде маленьких дощечек.(Изготовленных из картона и обклеенных цветной бумагой.

-Наша изба готова изнутри, теперь можно расставить всю нашу мебель и установить печь.

-Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев. Вы поняли, что конструировать и создавать дом сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.

-Понравилось ли вам наше занятие?

-Что нового вы узнали на этом уроке?

Устная оценка обучающихся.

Выступает 3 класс с презентацией. 1и 2 слушают, анализируют полученную информация.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Центральное место в избе - занимала  печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. Вот так раньше жили люди.

Все обучающиеся садятся за круглый стол

Дают ответы.

Обучающиеся 1и 2 класса склеивают крышу, обучающиеся 3 класса стены.

Обучающиеся 1 класса нарезают полоски для трубочек.

Обучающиеся 3 класса помогают 2 классу скрутить трубочки

1,2,3, классы приклеивают резные наличники.

1 класс нарезает полоски из картона , второй класс обклеивает их цветной самоклеящейся бумагой. 3 класс скручивает трубочки для стен.

Расставляют мебель в избе.

Вступают в диалог.

Дают ответы

Прибирают рабочее место.

3.Защита проекта  

Цель: научиться представлять свой проект, развивать монологическою и диалогическую речь, формировать умение отвечать на вопросы.

Задачи

- Формирование умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации по указанной теме.

- Учиться анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы

Когда макет был готов, была проведена защита по данному проекту. На защиту проекта так же были приглашены родители, где они смогли посмотреть на результат проделанной работы. Обучающиеся представили свой продукт комиссии,  они показали свои знания об истории родного края,  русской избы и рассказали о проделанной работе. (Презентация, приложение 4)

4.Заключение.

Метод проекта позволил раскрыть и реализовать творческие способности каждого участника. Изменилась  роль учащихся: они выступали активными участниками образовательного процесса. Проект помог обучающимся самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумывались над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться. Проект сплотил детей, развил коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело

Наш макет мы сможем использовать для инсценировки отрывков из русских народных сказок. А так же на уроках технологии, изобразительного искусства, окружающего мира как наглядный материал. Так же обучающиеся сами смогут провести экскурсию по русской избе.

Эта работа дала нам возможность соприкоснуться с историей нашего края, узнать русские национальные традиции деревянного зодчества, убедиться в том, что в строительстве русской избы народ использует свои многовековой опыт. Для русского человека дом – это не просто жилая постройка, это и родина, и семья, поэтому строительству дома и его обустройству наши предки всегда уделяли большое внимание. Работа по данному проекту дала нам возможность понять, что прелесть русской крестьянской избы состоит  из любви человека к своему дому, которая передается нам из поколения в поколение. 

В дальнейшем мы планируем продолжить анализ архитектуры родного края, а именно займёмся изучением особенностей строительства современных домов.

Приложение1

Дополнительный материал для учителя по теме «Устройство русской избы»

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них–то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками и назывались волоковыми. Иногда их затягивали бычьим пузырем или промасленной холстиной. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это называлось топить «по–черному».

Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба). В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше. Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем– его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.

Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу.

У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц.

Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землей, куда летели искры

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник– глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки (низкие плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.

Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы (с носиком) и братины (без него). Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.

Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок и ложек сегодня находятся в музеях России.

В крестьянском хозяйстве широко использовались и бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них продевали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие емкости округлой формы с узким дном, а у кадок дно было широкое.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор – тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель– плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами

Приложение 2

Дополнительный материал для учителя по теме «Моя родная деревня»

Приложение 3.

Фотографии сделанные на экскурсии по родной деревни

         Купеческий дом

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170324_161520.jpg

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170324_161637.jpg

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20170324_161553.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС

В статье  раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС...

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....

Модель эффективной работы с низко мотивированными и слабоуспевающими обучающимися начальной сельской школы посредством включения в общественно-полезную деятельность.

На современном этапе развития отечественной педагогики проблемы воспитания социальной активности личности рассматриваются преимущественно через призму общечеловеческих ценностей. При этом, чем младше ...

Статья. Методы и приёмы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе.

Статья. Методы и приёмы  самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе....