Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Кухаренкова Светлана Вячеславна

 В статье  раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.v._kukharenkova.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Кухаренкова  Светлана Вячеславна

мунициципальное бюджетное образовательное учреждение

"Большехуторянская основная общеобразовательная школа"

Хиславичского района Смоленской области

  1. д. Большие Хутора, Хиславичский район, Смоленская область, Россия
  2. Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС

В статье раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся  сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: экологическое воспитание, внеурочная деятельность, социальное партнерство, воспитательный потенциал ФГОС.

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
                     А.А. Плешаков

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.

Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое воспитание реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности. При  введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики.

«Содержание образования не сильно меняется: их по-прежнему учат читать, писать и считать. Но, реализуя ФГОС, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности», - такого мнения придерживаются учителя школы.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Под экологическим воспитанием понимается формирование высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Проблема взаимоотношения  человека  и  природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил  внимание на природосообразность всех вещей,  т.е. на то, что все процессы в человеческом  обществе  протекают  подобно процессам природы.  Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы,  следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А.Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (XIX век). Следует отметить, что  познание объективного мира невозможно без познания экологических связей,  реально существующих в нем. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ...  так мало оценено в педагогике".  

Как видим,  проблемой экологического воспитания  педагоги стали заниматься  еще в XVII - XVIII веках,  хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина  "экологическое воспитание".

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.

Цель экологического воспитания  -  формирование ответственного отношения к окружающей среде,  которое строится на базе экологического сознания.  Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации,  активную деятельность по  изучению  и охране природы своей местности.

Каковы же задачи экологического воспитания:

  • овладение основными понятиями и научными фактами о природе, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу;
  • воспитание понимания многогранной ценности природы как источника всех материальных и духовных сил общества и каждого человека;
  • обучение детей правилам общения с природой, познания ее;
  • развитие потребностей в общении с природой.

Экологическое воспитание не может быть ограничено урочной деятельностью. В своей работе используем систему экологического воспитания, которая включает учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, факультативные занятия.

Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности  является одним из способов  реализации воспитательной составляющей ФГОС.  Рассмотрим, как ведется  у нас  в сельской малокомплектной школе  работа в данном направлении.  

В условиях  своей работы,  мы   убедились, что тема  экологического воспитания  очень  важна. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей. Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?

Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью.

Школа находится на территории бывшего панского имения, расположенного в полутора-двух километрах  от населенного пункта. В  школе имеется  яблоневый сад, цвет которого весной ослепляет  и одурманивает, а осенью запах антоновских яблок стоит на всю округу. Здесь можно долго любоваться красавицами - липами.
Приоритетность экологического воспитания сегодня признана нашим гражданским обществом. В школе все пронизано стремлением к красоте, в настоящее время большое внимание придается благоустройству территории, прилегающей  к образовательному учреждению, при активном участии   социальных партнеров.
Оригинальное оформление территории  поднимает  настроение учащимся, учителям и работникам школы, что, по-нашему мнению, должно улучшить качество обучения, ведь от того, с каким настроением приходят в школу взрослые и дети, зависит, как они будут работать. Находиться в школе ребенку должно  быть, комфортно -  и психологически, и физически.

 Школьная территория занимает площадь 2,0 га. На ней расположены здание школы, погреб, спортивная площадка, учебно-опытный участок,   фруктовый сад, огород, цветники. Школа гордится достижениями учебно-опытного участка, мы полны новых идей и задумок для экономического, экологического и эстетического воспитания через трудовую деятельность. Учебно-опытный участок нашей школы служит базой для реализации разнообразных форм образовательной и воспитательной деятельности; способствует углублению знаний, привитию практических умений. Здесь мы проводим практические занятия, экскурсии, лабораторные работы. В результате развивается интерес к  исследовательской деятельности, формируется стремление жить красиво, в гармонии с природой.

 В последние годы заметно проявился интерес ко всему, что связано с растениями и оформлением ими интерьеров. И это не мода на цветы, а желание сделать красивым то место, где живем, учимся. Ведь растения создают уют, поднимают настроение, снимают стрессы. Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков, умело подобранной композицией ароматов. В коридорах и кабинетах школы очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя учат ребят ухаживать за растениями, разводить их. В школе регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё. Прекрасные клумбы цветут летом и осенью у входа в школу.

В образовательном учреждении  работают два объединения: «Юннат», «Юный эколог». Количество обучающихся составляет  12 человек (100%).

В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой мы подкармливаем птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения. В летний период   мы проходим трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Также в школе проводится неделя экологии, насыщенная различными мероприятиями на экологическую тему (конкурсы плакатов и рисунков, игры “Робинзоны”, “Зов джунглей”, неделя птиц с развешиванием скворечников и другое).

 Данные формы работы сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой.

Неоднократно наш опыт работы описывался на страницах районной газеты, а также  на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок».

Поддерживать интерес к природе нам помогают также областные экологические семинары, проводимые станцией юных натуралистов.

Мы накопили положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, у нас сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс экологического воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. Программа экологического воспитания в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Для обучающихся эффективным средством формирования экологической культуры личности служат   следующие виды деятельности:

- туристско - краеведческая деятельность;                                                                                                                            - участие в эколого-образовательных проектах ;

- участие в  массовых природоохранных акциях;                                                                                                                           - участие в научно-практических конференциях .

Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своего села, участвовать в научно-практических конференциях, обмениваться результатами исследований с ребятами из других школ, работающим по этим же проблемам. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.

Таким образом, привлечение  обучающихся  к исследовательской, проектной деятельности, благоустройству территории школы являются составными компонентами целостной  системы работы, направленной на экологическое воспитание.

Результатом нашей работы является:

  • областная выставка «Юннат -  2011»  в  номинации «Цветоводство» - 2 место;  в номинации «Ландшафтный дизайн и архитектура» - 2 место,
  • областной экологический конкурс в 2011 г.  в номинации  «Цветочно – декоративное оформление» - 1 место, в номинации «Учебно – опытническая работа»  - 2 место;
  • областная выставка «Юннат -  2012»  в  номинации «Цветоводство» - 1 место;  в номинации «Ландшафтный дизайн и архитектура» - 2 место,
  • районный смотр – конкурс  учебно – опытных участков  - 1 место,
  • 2 лауреата  Всероссийского заочного конкурса «Познание  и творчество» в номинации «Тайны животного мира»;
  • победители  в районном конкурсе социальной рекламы по здоровому образу жизни «Мы люди будущего – нам жить!» в номинации «Экология»;
  • Областная конференция юных исследователей окружающей среды  - 2011 г –поощрительный приз);
  • Областная конференция юных исследователей окружающей среды  - 2012 г – 2 место в номинации «Зоология» и поощрительный приз в номинации «Агротехника культурных растений;                                                                   

Мы  считаем, что наша работа по экологическому воспитанию способствует формированию:

  • экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды;
  • знаний основных принципов построения и существования природных биоценозов;
  • интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.

Вместе с тем, существует и ряд проблем на этапе внедрения ФГОС. Мы стараемся их решать, потому что понимаем, что школа должна стать иной, современным детям нужно современное образование. Думаю, что у нас это получается, потому что есть команда единомышленников – родители, дети, педагоги и наши многочисленные социальные партнёры. Как результат – дети в нашу школу идут с радостью.

Считаю необходимым продолжать эту работу и в будущем.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Голованова Е.Н. Проектная деятельность как система становления экологической культуры у школьников http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=89 

2. Муртазалиева Б. Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение                            http://grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=14&PubID=2343

3. Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=160                       

4. Кононова О.А. Воспитание экологической культуры детей http://www.26209s030.edusite.ru/p8aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание младших школьников сельской малокомплектной школы в условиях реализации ФГОС

Выступление на круглом столе  по теме "Экологическое воспитание младших школьников" в  рамках курсов повышения квалификации....

Особенности обучения младших школьников в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС НОО

При обучении школьников в объединенных классах структура урока имеет ряд особенностей, трудностей, отличающих его от уроков в традиционных классах. В условиях малокомплектной школы требований ФГ...

Статья на тему "Патриотическое воспитание в начальной школе в условиях реализации ФГОС".

В статье раскрываются основные этапы работы в начальной школе по формированию патриоического воспитания в начальной школе"...

Читательская компетентность обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование читательской   компетентности обучающихся начальной школы в  условиях реализации ФГОС НОО...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

Особенности духовно – нравственного воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ

Особенности духовно – нравственного  воспитания обучающихся сельской малокомплектной школы в процессе изучения курса ОРКСЭ...