Модель эффективной работы с низко мотивированными и слабоуспевающими обучающимися начальной сельской школы посредством включения в общественно-полезную деятельность.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Никитина Яна Игоревна

На современном этапе развития отечественной педагогики проблемы воспитания социальной активности личности рассматриваются преимущественно через призму общечеловеческих ценностей. При этом, чем младше возраст воспитанников, тем более ответственным становится выбор методики воспитания и обучения школьников. Более того, процент низкомотивированных и слабоуспевающих детей в современной школе растет, а процент таких детей в сельской местности, как правило, выше, что связано с недостаточным уровнем развития инфраструктуры сельской местности и недостаточным развитием образовательной среды. 

В рамках инновационного проекта в МОУ «Славинская НОШ» педагогами школы была разработана эффективная система практик по внедрению приёмов и методов обучения и воспитания с целью коррекции поведения низкомотивированных и слабоуспевающих учащихся через вовлечение их в общественно-полезную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Модель эффективной работы с низко мотивированными и слабоуспевающими обучающимися начальной сельской школы посредством включения в общественно-полезную деятельность.

Никитина Яна Игоревна,
Заместитель директора по УВР,
учитель английского языка,
1 квалификационной категории

«Краеугольный камень педагогического призвания –
это глубокая вера в возможность
успешного воспитания каждого ребенка.
Должно быть терпимым к детским слабостям.
Речь идет о мудрой способности понимать
и чувствовать тончайшие побудительные мотивы
и причины детских поступков.»
В. А. Сухомлинский, «Сто советов учителю»

Актуальность вопроса о социальной активности обучающихся в современном мире не подлежит сомнению и в настоящий момент приобретает особую значимость. Низкий уровень социальной активности граждан представляет собой угрозу неблагоприятного развития общества.

В педагогике накоплен богатый опыт и написано много трудов на тему воспитания социальной активности детей и подростков, достаточно вспомнить труды А.С Макаренко, Н. К. Крупской, С.П. Шацкого. Отдельные аспекты воспитания социальной активности широко исследовались в 60-е – 70-е годы 20 века Е. Н. Конниковой, В. И. Пироговым, В.А. Сухомлинским, Г. И. Щукиной и др.

На современном этапе развития отечественной педагогики проблемы воспитания социальной активности личности рассматриваются преимущественно через призму общечеловеческих ценностей. При этом, чем младше возраст воспитанников, тем более ответственным становится выбор методики воспитания и обучения школьников. Более того, процент низкомотивированных и слабоуспевающих детей в современной школе растет, а процент таких детей в сельской местности, как правило, выше, что связано с недостаточным уровнем развития инфраструктуры сельской местности и недостаточным развитием образовательной среды.

В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Важнейшей задачей является развитие национального самосознания младших школьников, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.

В рамках инновационного проекта в МОУ «Славинская НОШ» педагогами школы была разработана эффективная система практик по внедрению приёмов и методов обучения и воспитания с целью коррекции поведения низкомотивированных и слабоуспевающих учащихся через вовлечение их в общественно-полезную деятельность.

В ходе работы учитывались возрастные, индивидуальные и психологические особенности развития младших школьников. Также, принимались во внимание социальные особенности среды, ведь школа расположена в сельской местности с достаточно скудно-развитой инфраструктурой. В то же время учитывались положительные факторы, которые выгодно выделяют МОУ «Славинская НОШ»: новая современная школа с хорошим информационно-техническим оснащением, которая с момента открытия является инициатором сотрудничества со многими социальными партнерами (Центральный Банк РФ, Финансовый институт при Правительстве РФ), имеет статус опорной площадки банка России по обучению финансовой грамотности. Также следует отметить, что коллектив школы, в большинстве своём – молодые креативные педагоги, большинство из которых имеет первую и высшую квалификационную категорию.

В основе представленной практики лежит системно-деятельностный подход. При таком процессе обучения и воспитания на первом месте ставится проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. При таком подходе младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Чтобы у учащихся возник познавательный интерес, надо поставить перед ним «преодолимую задачу», то есть создать проблемную ситуацию. А вот для того, чтобы ее решить, выполняются учебные действия и на этом этапе очень важно создать ситуацию успеха.

Также важным компонентом работы с младшими школьниками является игровая деятельность.

Данный вид деятельности является одним из ведущих приёмов обучения учащихся младшего звена и описывается многими выдающимися педагогами разных периодов. Важно то, что в игре имеет ценность не результат, а сам процесс переживания игровых действий, ведь ситуации, воспроизводимые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Я хочу еще раз обратиться к высказыванию одного из самых ярких педагогов-новаторов – Василию Александровичу Сухомлинскому: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Целью для учёного было воспитание человеческой личности, её всестороннее развитие и нравственное совершенствование, но достичь этой цели также сложно, как и постичь самого человека. Очень важным словом здесь является всестороннее развитие — по мнению В. А. Сухомлинского, который развивает мысль А. С. Макаренко о том, что в воспитании не может быть одного средства, показывает, что не только нельзя пользоваться единственным средством, но также нельзя исключить хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания. Источник желания учиться — в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребёнка сидеть за книгой» [2, с. 57]. В планировании теоретической части нашей работы мы также выделили особое место для общественно-полезного труда, что по нашему предположению должно было дать положительный эффект в формировании мотивации у низкомотивированных и слабоуспевающих детей. Говоря об общественно-полезном труде нельзя не вспомнить теорию воспитания Антона Семёновича Макаренко, который в своем подходе к воспитанию и перевоспитанию молодёжи, выделял воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание трудом, воспитание в семье, воспитание в игре. Его система была направлена на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью.

Учитывая тот факт, что воспитанники МОУ «Славинская НОШ» учащиеся начальных классов, нами были выбраны посильные формы общественно-полезного труда, такие как: помощь в уборке класса, уборка в школьной столовой, высадка и полив деревьев и цветов на пришкольном участке, сбор макулатуры, сбор пластиковых крышек, сбор использованных батареек. Также на внеурочной деятельности учащиеся школы готовили своими руками украшения из бисера, писали картины, изготавливали книжки-малышки для младших школьников.

Следует отметить, что в начале нашего исследования нами была проведена работа по диагностированию обучающихся школы. Был проанализирован уровень успеваемости и качества образования в параллелях 1-4 классов, а также была проведена диагностика уровня мотивации учащихся МОУ «Славинская НОШ». Результаты оставляли желать лучшего и было понятно, что придётся проделать большую работу для того, чтобы поднять уровень знаний, привить желание учиться ,заниматься внеклассной деятельностью и получать удовольствие от школьной жизни. Разумеется, что в процессе нашей работы по повышению качества обучения и воспитания имели значение кропотливая дружная работа команды педагогов, совместные мероприятия, создание школьного театра, участие в международных проектах Ассоциированных школ ЮНЕСКО (наша школа является участником данного проекта), расширение библиотечного фонда совместными со школьниками усилиями и многое другое. Но мы бы хотели рассказать об одном опыте, который показал высокий результат и может быть реализован в любой другой школе в такой же сельской местности, среди учащихся как младшей школы, так и школьников среднего звена.

Для того, чтобы у детей был стимул к выполнению трудовой деятельности нами была разработана система мотивации. Помимо различных приемов, как например использование «дневников или ромашек успеха», «сертификатов» для получения «права на опоздание или на ошибку» и т.д.,    творческой рабочей группой педагогов МОУ «Славинская НОШ» был разработан дизайн школьной валюты. На  «банкноте» школы изображен символ школы – лисёнок Славик. Здесь хочется сказать несколько слов об истории его возникновения. В разработке символики принимали участие все учащиеся школы, которые путём голосования выбрали этого чудесного зверька из предложенных вариантов, разработали макет и сделали символом школы. И теперь ни один праздник или торжественное мероприятие не обходятся без этого милого друга - талисмана хорошего настроения всех учащихся и педагогов.  
Валюта школы, получила название – «Славинка» и прочно укрепилась в выработанной  системе поощрения детей. Славинки можно «заработать»: за учебные успехи (Славинки выдаются классными руководителями в форме условной «заработной платы» по итогам недели, 1 Славинка = 5 отметок «отлично», полученных в течение недели обучения); за добрые поступки, когда «добрые дела» фиксируются в специальном журнале и по итогам недели вознаграждаются; также оценивается и полезный труд. Во время школьных мероприятий данный «мотивационный инструмент» приобрёл ещё более важное значение, выполняя роль реальной денежной валюты, на которую учащиеся или их родители могут приобрести «товары», которые выполнены руками учащихся. Одним из ярких примеров такого мероприятия в МОУ «Славинская НОШ» стало проведение масленицы. «Проводы зимы» проводились с учетом всех традиций (сжигание чучела зимы, соревнованиями и конкурсами) на пришкольном участке, и в нем принимали участие как учителя, учащиеся школы и их родители, так и другие жители посёлка, которые были приглашены на праздник. Каждый класс во главе с классным руководителем могли оформить свою ярморочную «лавку» и продавать за Славинки изделия, выполненные своими руками. Гости школы имели возможность обменять Славинки в специально-организованном «пункте обмена валюты» на настоящие рубли. Процесс контролировался педагогами школы, которые помогали юным «банкирам» в выполнении этой задачи, которая, кстати говоря, выполняла роль практико-ориентированной профессиональной деятельности. Следует отметить, что МОУ «Славинская НОШ» является опорной площадкой банка России по обучению финансовой грамотности, поэтому такие мероприятия, помимо всего прочего, помогают совершенствовать навыки применения полученных знаний по финансовой грамотности у младших школьников. Результат данного мероприятия превзошел все наши ожидания, ведь мы смогли показать детям настоящую пользу от того, что было сделано нашими с ними совместными усилиями: нами было собрано около 12 000 рублей, которые в последствии пошли на покупку необходимых товаров для животных, находящихся в приюте и нуждающихся в помощи. Подобные акции были впоследствии проведены нашими учениками в канун дня Победы, день Книги, Большой субботник, в день пожилого человека, когда дети смогли поздравить своих соседей – бабушек и дедушек и презентовать им подарки, выполненные своими руками.

По итогам проделанной работы мы можем сделать вывод, что мы добились поставленной цели по созданию эффективной модели работы с низко мотивированными и слабоуспевающими обучающимися начальной сельской школы посредством включения в общественно-полезную деятельность. Нами также были выполнены социально-значимые задачи воспитания: дети привлекаются к общественно-полезной деятельности, воспитываются нравственные качества, растёт мотивация к успешному обучению и развиваются все компоненты функциональной грамотности: финансовая, математическая, естественно-научная, креативное мышление. 

Список литературы:

1. В. А. Сухомлинский, «Сто советов учителю»

2. Галица, Е. В. Формирование интереса и желания учиться у ученика по В. А. Сухомлинскому / Е. В. Галица. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/4/36/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме: "Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность"

Формирование проектно - исследовательских умений учащихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций ...

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».Подготовила учитель начальных классов - Поршина О.И....

Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированног...

«Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»

Методическая разработка «Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»...

План работы со слабоуспевающими обучающимися начальной школы

В методической разработке представлен План работы со слабоуспевающими обучающимися начальной школы:цели,задачи,виды деятельности....

Программа индивидуальной работы с низко мотивированными обучающимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа с низко мотивированными  обучающимися...