Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности
статья на тему

Береснева Лариса Анатольевна

В статье описывается воспитательная работа с учащимися на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор материала: Береснева Лариса Анатольевна, 

учитель начальных классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы села Кобра Даровского района Кировской области.

Воспитательная работа в начальных классах

через организацию внеурочной деятельности.

         Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

     

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,  организуемую во внеурочное время,  для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.  

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание личности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное (Занятие «Румяные щечки»)
  •  духовно-нравственное (занятие «Школа вежливых наук»)
  • Социальное (занятие «Радуга творчества»),
  • Общеинтеллектуальное ( занятия «Умники и умницы», «Зеленая планета»),
  •  Общекультурное (занятие «В мире музыки»)

В таких формах как экскурсии, прогулки, походы, конкурсы,  олимпиады, соревнования, праздники, выступления  и других.

Исходя из этого, в школе были проведены мероприятия для создания  системы  внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

·        разработка Положения о внеурочной деятельности;

  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

·        разработка  программ внеурочной деятельности;

·        материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

·        информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

·        составление расписания внеучебной деятельности для учащихся.

Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

Задачи:

·        развитие интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

·        создание условий для индивидуального развития ребенка;

·        развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

·        создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

·        развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

При организации внеурочной деятельности обучающихся  используются собственные ресурсы школы и поселения (учителя начальных классов, сельский библиотекарь, вожатая, работники сельского Дома культуры). Занятия проводятся по 5 часов в неделю в каждом классе.

Мы живем в маленьком селе, ближайший ДДТ - в райцентре. Поэтому школа - единственная возможность для детей проявить свои таланты и способности. И мы, классные руководители, рады, что получили возможность проведения дополнительных занятий с детьми. Выступления, праздники, подготовка и проведение различных мероприятий, дни здоровья, походы - всё это школа. К тому же это дополнительная возможность занять детей во внеурочное время, защитить их от пагубного влияния улицы и той социальной среды, в которой они вынуждены жить.

Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются творческими видами деятельности. Стараемся, чтобы дети во время внеурочки поменьше находились в классе. Если позволяет погода, занятия проводим на свежем воздухе. Все родители положительно относятся к продлённому режиму дня, дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. Не считают, что  занятия внеурочной деятельностью являются перегрузкой для учащихся.

 С родителями было проведено ряд собраний. Первое из них состоялось 11 февраля 2011 года, которое было посвящено ознакомлению с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. А также мы познакомили родителей с планируемыми занятиями по внеурочной деятельности, кратким содержанием и руководителями. На последующих собраниях обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности - творческие работы учеников.

Я веду занятия по двум направлениям внеурочки:

  1. Социальное (занятие «Радуга творчества») в 1-4 классах
  2. Общеинтеллектуальное ( занятия «Умники и умницы» в 3- 4 классах, «Зеленая планета» в 1-2 классах)

Цель занятия «Радуга творчества» - развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю.

Задачи:

- развивать воображение, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов;

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, с природным материалом, бросовым материалом) и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Детям предлагаются художественно – технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Запланированы экскурсии на природу с целью сбора природного материала.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как школьные так и районные. Поделки – сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей, для оформления зала для проведения праздничных утренников.

(Показ поделок)

Программа курса «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» А. А. Плешакова для 1 и 2 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.

В результате расширения реализуются следующие учебные цели:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
  2. Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

            Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и воспитании личности.

Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

           Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:

  1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
  2. В  большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.
  3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.

В результате освоения содержания курса кружка «Зеленая планета » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

Результатом реализации данной программы является участие школьников в конкурсах разного уровня – школьных, районных, областных («Образы земли», «Подрост» и др.), изготовление наглядных материалов на природоохранную тематику для оформления классных и школьных стендов.

Занятие «Школы вежливых наук(1-4 кл.) – руководитель Кузнецова Л.А.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

«Воспитание жить вместе» (1 класс)

«Я среди людей» (2 класс)

«Школа – территория толерантности» (3 класс)

«Воспитание самостоятельности» (4 класс)

Основным методом преподавания является игра. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.

 Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

 Задачи:

обучить навыкам общения и сотрудничества;

сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

сформировать навыки поведения на дороге в различных ситуациях

развивать коммуникативные умения в  процессе общения;

ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Формы организации внеурочной деятельности:

Экскурсии;

Ролевые игры;

Беседы, викторины;

Коллективные творческие дела;

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного села, бережное отношение к ним

                             Планета Здоровья(1-4кл.)  - руководитель Кузнецова Л.А.

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

          формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

          научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

          добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

        чтение стихов, сказок, рассказов;

        прослушивание песен и стихов;

        разучивание и исполнение песен;

        организация подвижных игр;

-  выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

                                Ожидаемые результаты

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

        выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

        осуществлять активную оздоровительную деятельность;

        формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

        факторы, влияющие на здоровье человека;

        причины некоторых заболеваний;

        причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

        виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

        о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

        основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Занятие «Все мы музыканты» - 1 класс. Руководитель Холманских Н.В.

Цель – приобщение к миру музыки через музицирование, обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Программа позволяет приобщиться к музыкальному искусству на практике, владеть приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Результат – участие в художественной самодеятельности школы.

Занятие ансамбля «Колокольчики» - 2-4 классы.

Цель – создать условия для самореализации учащихся в области вокального исполнения, развитие вокально – хоровых и ритмических навыков через народное песенно – игровое творчество.

Задачи – программа позволяет развить творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, к детям приходит уверенность в собственных силах. Они не стесняются выступать перед аудиторией, повышается их самооценка.

Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои вокальные и коммуникативные умения.

Результат – выступление на школьных праздниках, в сельском Доме культуры и районной сцене.

Я, как классный руководитель, считаю, что реализация данных программ внеурочной деятельности  способствует:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

-формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Вывод: Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важных направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями при организации внеурочной деятельности по реализации ФГОС

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как ключевая задача воспитательной работы учителя посредством КТД и внеурочной деятельности.

Духовность и нравственость - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. С введением ФГОС одним из разделов образовательной программы начальн...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как ключевая задача воспитательной работы учителя посредством КТД и внеурочной деятельности.

 Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутстви начинается распад личности и культуры.  С введение ФГОС одним из разделов основной образо...

Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности.

           Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать позн...

« РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Цели организации  внеурочной деятельности в моем классе: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами;проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, ис...