Работа с родителями при организации внеурочной деятельности по реализации ФГОС
статья по теме

Назарова Галина Николаевна

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naz.chered.cht_.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Н. Назарова

МКОУ «Крутинский лицей

р.п. Крутинка (слайд 1)

Работа с родителями при организации внеурочной деятельности

по реализации ФГОС (слайд 2)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации  программ образовательными учреждениями.  (слайд 3) В основе ФГОС лежат Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Названные Концепции представляют собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в семье и школе.

(слайд 4) Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми. Семья и школа – два важных института социализации ребёнка За воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а школа призвана этому содействовать. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство».

Работе с родителями в МКОУ «Крутинский лицей»  уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. При переходе на новые образовательные стандарты в нашем лицее была организована комплексная методическая работа с родителями первоклассников. На первом родительском собрании выяснилось, что все родители слышали о новых образовательных стандартах, но еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта и об их роли в его реализации. Одним из возможных способов решения этой проблемы является подготовка и издание специальных информационных материалов для родителей. В мае 2010 года мы познакомили родителей с особенностями организации обучения и воспитания по новым образовательным стандартам. Результаты анкетирования проведенного в августе показали заинтересованность родителей в сохранении здоровья, развития творческого и интеллектуального потенциала детей.

 На первых порах велась просветительская работа: сравнили роль родителей при традиционной системе обучения и стандартами второго поколения. Затем была проведена работа по следующим направлениям.  (слайд 5)

 - Изучение семей обучающихся: 

  • пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
  • диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
  • диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
  • психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
  • индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
  • родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности» 
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей:
  • родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”.
  • встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”.
  • встречи Родительского комитета, с администрацией школы: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”.
  • встреча с юристом: “Права и обязанности ребенка ”.

        При общении с родителями я выяснила, что родители предпочитают получать информацию по другим каналам – через телевидение, радио, интернет. Однако знания, воспринимаемые из разных источников, не помогают им по следующим причинам: они слишком общие и даются в сложной форме. Необходима адаптация традиционных форм работы с родителями к современных условиям при реализации ФГОС.  Поэтому была проведена педагогическая пропаганда для каждого конкретного родителя.

      (слайд 6) Следующим шагом нужно было привлечь родителей к организации внеурочной деятельности учащихся. На родительском собрании было проведено анкетирование по изучению запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся. В результате анкетирования выяснилось, что родители на первое место поставили развитие индивидуальных способностей ребёнка, второе место – укрепление здоровья и развитие физической культуры детей, на третьем месте – приобщение к культурным ценностям.

 Лицеем был предложен спектр занятий по различным направлениям внеурочной деятельности. Были привлечены педагоги из дома детского творчества. Каждый педагог разработал рабочую программу своих занятий, цель которой создание условий для проявления и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. На занятиях используются такие технологии как: проектная деятельность; дифференциация по интересам; информационные и коммуникационные технологии; игровые технологии; обучение на основе «учебных ситуаций»; социально – воспитательные технологии; технология саморазвития личности учащихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

       На основании этого родителям были предложены кружки по следующим направлениям:          

- социально-экологическое «Мой родной край»,

- спортивно- оздоровительное «Здоровей-ка»,

- духовно-нравственное «Этика – азбука добра»,

- общекультурное «Волшебная кисть», «Маленькие умельцы»,

- общеинтеллектуальное «Почемучка».

        На родительское собрание пригласили преподавателей, которые будут заниматься с детьми во внеурочной деятельности. Они ознакомили родителей с программами кружков.  Не все родители сразу одобрили этот вид деятельности. Считали, что дети будут перегружены. И поэтому, придя на занятия на следующий день, некоторые учащиеся не выбрали ни одного кружка. Однако внеклассная работа строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьников. Такой подход даёт возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий.  На первые занятия кружков пригласили всех детей. Мотивируя это тем, что если не понравится, то можно будет уйти. И так постепенно дети выбрали для себя кружки по интересам. А затем были привлечены и родители. Они приходят на занятия и дают мастер-классы на темы: «Сам себе парикмахер», «Рукодельница».  На сегодняшний день все дети моего класса задействованы в кружках.

        В нашем классе сформировались межличностные отношения и совместная деятельность между педагогами, учащимися и родителями. Родители поняли, что главными в воспитании являются они, а мы, лицей, - помогаем - в силу своего предназначения и профессиональных возможностей. Родителей мы включили во все дела, все замыслы школьной жизни и в первую очередь во внеурочную деятельность. Они должны знать, чем живёт школа и в чём нуждается, а также, что они могут сделать для неё. Как ни странно положительный результат проделанной работы получили быстро, ведь именно в сельской местности на сегодняшний день, ещё сохранились народные традиции и обычаи. У большинства жителей ещё  существуют добрые взаимоотношения. Это наблюдается не только среди взрослого населения, но и среди детей. Наши ребятишки добрее, они уважают старших, трепетно относятся к малышам. Кто как не родитель должен в этом быть примером? Не было в лицее ни одного дня, чтобы  учитель, да и просто сотрудник, не пообщался с родителями. Они интересуются успехами детей, делятся наболевшим. Специалисты лицея, учитель вместе с родителями выходит в неблагополучные семьи. Мы привлекаем к своей деятельности родителей, которые имеют положительный опыт семейного воспитания. Внеурочная деятельность позволила родителям стать активными участниками образовательного процесса.

     Родители вовлечены в образовательный процесс, во внеурочную деятельность с помощью следующих форм деятельности:

- дней творчества детей и их родителей;

- открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- помощи в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;

- шефской помощи.

     И теперь, когда проходят классные и школьные мероприятия, родители у нас не просто зрители. Они задействованы вместе со своими детьми. Изучили  диагностику интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе. Родители решили подготовить поощрительные призы, подарки учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников. Вместе с родителями выходим на экскурсии, в кино, планируем организовать поездку в историко-краеведческий музей в город Омск.

Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков учителем и родителями обучающихся. Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой. Классные родительские собрания – провожу четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Был проведён ремонт и оформление классного кабинета.

Проведены открытые мероприятия для родителей;

  • конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;
  • конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”

В нашем классе организован и работает родительский комитет. Родители принимали активное участие в разработке Устава лицея, проведении классных родительских собраний в рамках, которых происходит ознакомление с основными положениями ФГОС и Концепциями. 

Интересно проходят  родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

     В классе был проведён  родительский ринг – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг подготовила в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами..

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

       Участие родителей в жизни лицея становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

    (слайд 7) Следовательно, наша  задача – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.о. родители становятся активными участниками образовательного процесса при реализации ФГОС.  (слайд 8)

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2011. С.23

      4. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа детской организации в рамках реализации ФГОС

В работе представлена рабочая программа и планирование работы детской организации "Светлячки"...

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС

Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС...

Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение  реализации новых п...

Организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС

В данной работе рассматривается организация  воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО, Подробно рассматриваются социально-педагогическое партнерство ...

« РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Цели организации  внеурочной деятельности в моем классе: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами;проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, ис...

Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые ...