Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Соколова Татьяна Васильевна

Организация работы ШМО учителей начальных классов в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_t.v._vystuplenie_na_rmo.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково Шатурского муниципального района Московской области

Заседание районного методического объединения

учителей начальных классов

Организация работы ШМО учителей начальных классов

в условиях  реализации ФГОС

   Подготовила

   Соколова Татьяна Васильевна,

   учитель начальных классов

г. Шатура

28.08.2013 г.

Организация работы ШМО учителей начальных классов

в условиях  реализации ФГОС

«Учитель – это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представление о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента». («Правила работы с учителем» Учительская газета)

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компетенции и эрудиции – это четкая на подлинно научной основе организация методической работы в школе. Главное в методической работе – оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа преподавателя в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

Принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательного учреждения во многом определил направления деятельности нашего методического объединения учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей  требовали  определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка. Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу потребовали изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся. Поэтому появилась необходимость организации методической работы в начальном общем образовании, которая и должна была способствовать успешному введению Стандартов начального общего образования.

Основная научно-методическая тема, над которой работал наш коллектив учителей начальных классов «Формирование профессиональной компетентности учителей начальных классов в рамках внедрения ФГОС».

Цели методической работы:

  • Реализация ФГОС НОО в условиях современной школы.
  • Повышение качества знаний младших школьников путем формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов.

Основные направления деятельности методического объединения включают в себя аналитическую, информационную, организационно-методическую, консультационную деятельности.

Методическое объединение учителей начальных классов МБОУ ООШ села Середниково состоит из  8 человек. Семь учителей имеют высшее образование, 2 учителя - высшую квалификационную категорию, 5 учителей – первую. Учителя в основном с большим  стажем работы, находятся в постоянном развитии, в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения, занимаются самообразованием с целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, совершенствования уровня педагогической подготовки.

В течение учебного года  проводим по 6 заседаний методического объединения. Тематика каждого заседания связана с вопросами ФГОС: «Организация образовательного процесса в начальной школе», «Возможности реализации ФГОС средствами математики», «Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка», «Новые образовательные технологии в контексте стандарта второго поколения», «Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению»,  «Нетрадиционные формы урока  как способ активации познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС НОО», «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса» и др. Учителя принимают активное участие  в  теоретической и практической части каждого заседания.

Большая работа проходит между заседаниями: ознакомление с нормативно-правовыми документами по введению ФГОС, разработка и обсуждение образовательной программы, рабочих программ учебных предметов и программ внеурочной деятельности, изучение основных критериев оценки качества современного УМК для младших школьников и т.п.; проводятся контрольные работы, срезы по предметам, муниципальная диагностика по предметам;  взаимопосещения уроков, взаимопроверка тетрадей; проходит обсуждение результатов диагностических работ; подготовка к конкурсам, олимпиадам.

В течение учебного года проводится работа по решению проблемы преемственности между детским садом и школой, начальной школой и основной школой.  

Второй год в школе проводится работа постоянно действующего  семинара «Начальная школа и ФГОС». Темы выступлений были следующие: «Системно-деятельностный подход как одно из ведущих направлений реализации ФГОС НОО», «Методические рекомендации по реализации урока в рамках системно-деятельностного подхода», «Урок – важнейшее условие формирования УУД», «Современные технологии проведения урока в соответствии с ФГОС НОО», «Внеурочная деятельность в начальной школе как важное условие реализации ФГОС нового поколения»,  «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности» и др. Был организован «круглый стол» по темам «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». Рассмотрение и обсуждение примерного варианта программы», «Проектно-исследовательская деятельность учащихся».

Повышение педагогического мастерства учителей осуществляется через:

  • курсовая подготовка

         Учителями начальных классов было прослушаны курсы  повышения квалификации  и семинары по различной тематике. Большая часть курсов, которые проходили учителя, связана с переходом на Федеральные государственные стандарты второго поколения: «Федеральный государственный образовательный стандарт – опыт работы и проблемы введения», «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии», «Проектирование рабочей предметной программы и формирование УУД», «Информационно-образовательная среда как средство реализации ФГОС общего образования», «Методика разработки основной образовательной программы ступени начального общего образования», «Новые подход к организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС начального  общего образования» и др.

Учителя являлись участниками  Международных конференций «Применение инновационных технологий в образовании» и «Урок в начальной школе XXI века: проектирование, реализация, анализ», Всероссийских конференций «Управление качеством образовательного процесса в условиях новых образовательных стандартов», «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений», «Наша будущая школа. Модернизация образования: опыт ведущих школ России», «Инновационный педагогический опыт при построении открытых уроков в 1 классе».

  • работа по темам самообразования

Организация работы по темам самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов  и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности.

В прошедшем учебном году учителя работали по следующим темам:

Ф.И.О

Тема самообразования

Соколова Т.В.

«Формирование ценностных ориентаций в экологическом образовании учащихся начальных классов»

Харитонова Н.И.

«Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой деятельности на уроках литературного чтения»

Щербакова Л.И.

«Формирование основ алгоритмического мышления в процессе начального обучения математике»

Филатова И.Н.

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС»

Кузуб О.Н.

«Осуществление краткосрочных проектов на уроках технологии»

Огурцова А.О.

«Формирование УУД на уроках физической культуры в начальной школе»

Жевна Т.В.

«Использование эффективных технологий на уроках английского языка в условиях перехода на ФГОС НОО»

Воронцова Ю.Г.

«Использование информационных технологий на уроках в формировании предметных и общепредметных компетенций учащихся»

Работая по темам самообразования, учителя совершенствовали свой профессиональный уровень, изучали литературу, апробировали различные приемы в обучении учащихся, выступали на методических объединениях, проводили мастер-классы,  разрабатывали дидактический материал, уроки, занятия, отслеживали динамику развития учащихся, анализировали свою деятельность.

  • обобщение опыта работы

Учителя начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы:

а)        участие в профессиональных конкурсах;

б)        заседания РМО,

в)        заседания ШМО, школьные совещания.

Используются новые возможности представления педагогического опыта, такие как создание собственного сайта, публикация работ. Например, за два последних учебных  года педагоги нашего методобъединения  участвовали в муниципальных конкурсах на лучшую разработку материала по гражданско-патриотическому воспитанию,  методических разработок по ПДД,  на лучшую методическую разработку урока, посвященного изучению темы Отечественной войны 1812 года, на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия, направленного на формирование патриотизма у школьников;  в конкурсе «Педагог года 2012» Огурцова А.О. стала номинантом в номинации «За педагогический поиск и целеустремленность»,   Соколова Т.В. стала победителем конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО на муниципальном уровне. Также учителя  являлись участниками всероссийских конкурсов «Компьютер и школа», «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов», «За нравственный подвиг Учителя», конкурс методических разработок «Зимний калейдоскоп».

Соколова Т.В. обобщила и представила опыт работы по теме «Анализ и планирование работы школьного методического объединения учителей начальных классов» на Международном уровне профессионального мастерства педагогов «Новое образование».

Учителя являются участниками международной экспериментально-творческой группы педагогов Центра педагогических технологий им. К.Д. Ушинского по теме «Деятельностный подход на уроках в начальной школе» и всероссийской экспериментально-творческой группы педагогов по теме «Системно-деятельностный подход по формированию патриотических чувств через уроки в начальных классах».

Учителя ШМО принимают активное участие в методической работе на муниципальном уровне.

Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари,  иллюстративный материал. В кабинетах так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение. В кабинете Щербаковой Л.И. имеется  учебно-лабораторное оборудование, поступившее в рамках реализации комплексных мер по модернизации общего образования.

  • организация взаимопосещения уроков

Сроки

Посещаемые уроки

Цель посещения

1-й триместр

Математика

Оценка состояния работы по развитию ключевых компетенций учащихся на уроках, анализ эффективности использования современных педагогических технологий, форм и методов работы для развития интереса к математике

2-й триместр

Русский язык

Оценка состояния работы учителей по развитию универсальных учебных действий на уроках русского языка.

3-й триместр

Окружающий мир

Оценка состояния работы по использованию на уроках новых образовательных технологий в контексте стандартов нового поколения; использование учебно-лабораторного оборудования.

Литературное чтение

Оценка состояния работы учителей по формированию читательской компетентности учащихся; анализ эффективности использования современных педагогических технологий, форм и методов работы для развития интереса к чтению.

  • аттестация учителей

В 2012-2013 учебном  году 6 учителей из восьми  проходили аттестацию:

Ф.И.О. учителя

Квалификационная категория

Результаты аттестации

Соколова Т.В., учитель начальных классов

высшая

подтверждение высшей категории

Филатова И.Н.. учитель начальных классов

первая

высшая категория

Жевна Т.В., учитель иностранного языка

первая

подтверждение первой категории

Воронцова Ю.Г., учитель информатики

первая

подтверждение первой категории

Огурцова А.О., учитель физической культуры

----

первая категория

Кузуб О.Н., учитель технологии

----

первая категория

  • проведение открытых уроков

В течение учебного года все учителя проводят открытые уроки.

В ходе анализа открытых уроков было отмечено, что уроки организованы методически правильно, учителя владеют методикой построения урока, этапы урока четко прослеживаются. Учителя применяют наглядно-образный, проблемный, частично-поисковый, игровые методы, включают задания развивающего творческого характера. Уроки строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, учителя создают доброжелательную атмосферу на уроках, применяются здоровьесберегающие технологии, проводят физкультпаузы. Учащиеся приучаются к самооценке и самоанализу деятельности через рефлексию как одного из этапов урока. На открытом уроке во 2  классе учитель Щербакова Л.И. показала возможности применения учебно-лабораторного оборудования в целях интенсификации образовательного процесса, развития познавательных способностей учащихся, повышения их учебной мотивации.

Работа с одаренными и способными детьми

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана  система организации работы по участию  обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся  школы принимают участие во всех школьных, муниципальных, во многих областных, всероссийских и международных конкурсах. Многоплановость и многоаспектность проектов и конкурсов, в которых принимают участие наши школьники, расширяется с каждым годом. Участие обучающихся  в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

Учащиеся начальных классов активно участвуют в исследовательской деятельности. Работы победителей школьного этапа конкурса «Я – исследователь» ежегодно представляются на муниципальный этап и для участия в областном конкурсе исследовательских и проектных работ младших школьников «Ломоносовские чтения», во всероссийском конкурсе «Мои первые открытия».

Проводится большая работа по патриотическому, эстетическому, экологическому  воспитанию учащихся.  

Организация внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС НОО для учащихся 1 и 2 классов организована внеурочная деятельность, которая является обязательным дополнением к основной учебной деятельности и проводится по следующим направлениям:  общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное,  формами внеурочной деятельности являются кружки.

Для учащихся 1-2 классов были организованы следующие кружки:

- «Мир игр» (руководитель Кузуб О.Н.),

- «Общефизическая подготовка» (руководитель Огурцова А.О.),

- «Декоративно-прикладное искусство» (руководитель Кузуб О.Н.),

- «Разговор о правильном питании» (руководитель Филатова И.Н.),

- «Азбука нравственности» (руководитель Попова С.В.),

- «Я – исследователь» (руководители: Щербакова Л.И.- 2 кл,, Харитонова Н.И. – 1 кл)  

«Я – пешеход и пассажир» (руководитель Кузуб О.Н.)

«Я и компьютер» (руководитель Воронцова Ю.Г.)

«Интеллектуальный марафон» ( руководитель Попова С.В., 2 кл)

Рабочие программы большинства кружков составлены на  начальную ступень образования, что позволяет увидеть в перспективе результат в плане личных достижений учащихся по направлениям деятельности. К организации внеурочной деятельности привлечены  7 педагогов, все они являются основными работниками, в начальных классах из них работают 6 учителей.

Организационными формами занятий являются беседы, экскурсии, наблюдения, практикумы, игра, концерт. Руководители кружков четко продумывают построение занятий, их нацеленность на конечный результат, создают благоприятные морально-психологические условия для учащихся, стимулируют активное освоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Освоение современных технологий

В начальном звене учителя стремятся к реализации комплекса мер по информатизации образовательного процесса.  В течение года проводили уроки с использованием мультимедиа, готовились к урокам и мероприятиям,  используя возможности компьютера.

 В своей работе учителя используют элементы технологий проблемного, дифференцированного,  здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, проектно-исследовательскую технологию, наибольшее внимание уделяется технологии развивающего обучения.

Работа с родителями обучающихся

При переходе на ФГОС НОО большая работа проводится и с родителями обучающихся. Были организованы консультации по вопросам: «Родителям о ФГОС», «Портфолио – как оценка достижений планируемых результатов в начальной школе», «Преподавание в начальной школе предмета «Основы православной культуры». Проводилось родительское собрание по теме «Использование нового учебно-лабораторного оборудования на уроках».

         Таким образом, можно сказать, что правильно спланированная, организованная работа ШМО способствует совершенствованию и профессиональному росту педагогов в условиях реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Способы оценивания детей начальной школы. Создание максимально успешных результатов обучения....

Эссе на тему «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС»

Что же всё-таки определяет степень профессионализма педагога, его  уникальность  и  творческое начало? Каким должен быть, современный учитель?   Эти и другие вопросы осе...

Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС.

Развитие профессиональных компетенций и мастерства учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС....