Определение комфортности и безопасности образовательной среды в образовательной организации
консультация

Галина Владимировна Новикова

Материалы МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_ss_06.11.2020g.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Определение комфортности и безопасности образовательной среды в Центре

Подготовила педагог-психолог

ОГБОУ «Центр образования и развития

«Особый ребенок» г.Смоленска»

Новикова Г.В.

Образовательная среда - это сложно организованная система, в рамках которой решаются образовательные задачи и задачи социализации, осуществляется психологическое развитие личности учащегося.

Безопасность образовательной организации — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных ценностей от возможных

несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуации.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическая безопасность образовательной среды - это состояние психологической защищённости от всех видов насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения).

Психологически безопасная образовательная среда – это результат комплексного, системного, длительного, специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):

  • гуманистической образовательной системы образовательного учреждения;
  • единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей образовательное учреждение среде;
  • включенности личности учащегося в образовательный процесс в субъектной позиции;
  • наличия значимых для ученика сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.

В качестве составляющих психологической безопасности образовательной среды выделяют: психологическую комфортность, защищенность и удовлетворенность участников образовательных отношений образовательной средой.

Основными задачами деятельности психолого-педагогической службы (педагога-психолога, социального педагога в сотрудничестве с классными руководителями и администрацией) в образовательной организации будут:

  • содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
  • повышение психолого-педагогической компетентности и психологической культуры субъектов образовательного процесса и помощь в формировании социально - психологической умелости;
  • осуществление профилактики конфликтного поведения детей и взрослых;
  • развитие навыков конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;
  • содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.

Комфортность определяется как условия пребывания в образовательной организации, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют, снимающие, по возможности, все стрессообразующие факторы учебного процесса и вызывающие состояние радости, удовольствия, удовлетворения.

Степень психологической комфортности определяется по преобладающему эмоциональному состоянию (эмоциональному благополучию) участников образовательных отношений при нахождении в образовательной организации и социально-психологическому климату в учебных и педагогических коллективах и в организации в целом.

Об эмоциональном благополучии в образовательной организации свидетельствует положительно окрашенное эмоциональное самочувствие обучающихся, педагогов и родителей в стенах учреждения: чувство внутренней гармонии между потребностями и их удовлетворением, нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, наличие хорошего настроения, эмоциональная устойчивость (самообладание), минимизация чувства страха, свободное, естественное проявление чувств, управление негативными эмоциями и контроль реакций.

Целью изучения образовательной среды в контексте психологической безопасности и комфортности является выделение актуальных психологических рисков и угроз. Эти угрозы могут быть явными (открытыми) и потенциальными (скрытыми), осознаваемыми и неосознаваемыми, непосредственными и опосредованными.

Определение состояния психологической безопасности образовательной среды осуществляется путем систематического мониторинга. Данный мониторинг на основе экспресс-диагностики всех субъектов образовательного процесса позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание. В качестве методов экспресс-диагностики могут использоваться: экспертный опрос, анкетный опрос, визуальная психодиагностика, тестирование. Полученные результаты позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде.

Перечень диагностических методик, которые можно использовать для изучения отдельных характеристик психологической комфортности и безопасности ( учитывая возможности учащихся):

Наименование

методики

Возрастная  категория

Выявляемые методикой параметры

Источник

Преобладающее эмоциональное состояние

Методика диагностики эмоционального благополучия

(Т.С. Воробьева)

от 4 до 9

лет

определение степе-

ни эмоционального

благополучия рбенка в группе детского сада /класса

(эмоциональное со-

стояние по отношению к заданным

объектам)

Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов:

[для занятий с детьми 3-7

лет] / А.Н. Веракса, М.Ф.

Гуторова. - 2-е изд., испр. –

Москва: Мозаика – Синтез,

2014. – 130 с.

Методика «Разно-

цветные домики»

(Н.И. Ганошенко,

И.В. Тихомирова)

от 4 до 9

лет

эмоциональное от-

ношение к себе,

значимым взрослым

и сверстникам

Психолог в детском саду. –

2005. – № 4. – С. 36-43.

«Паровозик» (С.В.

Велиевой)

с 3-х лет

особенности эмоционального состояния ребёнка:

настроение, состояния тревоги, страха;

определение степе-

ни позитивного и

негативного психического состояния

Велиева С.В. Диагностика

психических состояний де-

тей дошкольного возраста:

Учебно-методическое по-

собие. – СПб.: Речь, 2005. –

240 с.

Социально-психологический климат

Социометрическая

методика «Лестница»

младший и

средний

школьный

возраст

выявление низко-

статусных (и наиболее предпочитаемых) учащихся в группе и причин их непринятия

Е.А. Дорофеенко «Особен-

ности буллинга в младшем

подростковом возрасте»

[Э/р]: http://elib.sfu-kras.ru

Методика «Эмоциональная близость к учителю» (автор Р. Жиль)

 

дошкольный

младший

школьный

возраст

степень эмоциональной близости

ученика к учителю.

[Э/р]:

https://multiurok.ru/files/puti

-dostizhieniia-uspiekha-naurokie.

html

Комфортность предметной среды и организации образовательного процесса

Методика диагностики удовлетворенности условия-

ми предметной

среды и организацией образовательного процесса

(М.В. Лукьянова,

Н.В. Калинина;

адапт. Н.П. Бадьи-

ной)

2-11 класс организационный

компонент психоло-

гической комфорт-

ности

Лукьянова М.И., Калинина

Н.В. Психолого-

педагогические показатели

деятельности школы: Кри-

терии и диагностика. – М.:

ТЦ Сфера, 2004. – 208с.

Психологическая защищенность и удовлетворенность образовательной средой

Опросник «Психологическая комфортность, защищенность, удовлетворенность» (В.В.

Ковров) (анкеты

для обучающихся,

родителей, педагогов)

с начальной школы

(вопросы адаптируются под

возраст)

удовлетворенность

психологической

средой ОУ; качество межличностных отношений в

образовательной

среде;

психологическая

защищенность,

комфортность, удовлетворенность

учащегося в образовательной среде;

уровень насилия по  отношению к ребенку в семье и

школе;

уровень толерантности субъектов образовательного

процесса

Ковров В.В., Коныгина

И.А., Оганесян Н.Т. Пас-

порт экспертизы психологической безопасности

средней общеобразовательной школы. – М.:

Экон-информ, 2012. – 55 с.

Стиль педагогического общения

(Р.В. Овчарова)

педагоги

стиль педагогического общения

Овчарова Р.В. Справочная

книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. –

480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологически безопасной образовательной среды в школе

Статья "Создание на уроках психологически безопасной образовательной среды". В статье отражены цели, задачи, приёмы создания благоприятного психологического климата на уроках....

технологическая карта информационной безопасной образовательной среды школьника

В этой технологической карте содержится материал по инфобезопасной образовательной среде младшего школьника....

«Модель психологически безопасной образовательной среды»

Модель психологически безопасной образовательной среды • можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристи...

Модель психологически- безопасной образовательной среды. Презентация.

Написана работа мной и моими коллегами, как работать с детьми с ОВЗ....

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"

Доклад "Социально-психологическая безопасность образовательной среды"...

Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

СЦЕНАРИЙ ПЕДСОВЕТА "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19980533","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...