Необходимость компетенции "взаимодействие"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Валерьевна Енарьева

В разработке освещена необходимость компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_neobhodimost_prod.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

 «Опыт и перспективы

профессионально-личностного развития»

Необходимость компетенции
«Взаимодействие с другими и с самим собой» и

темы «Учебная среда как средство формирования

социально- эмоциональных навыков»

        Для младшего школьного возраста характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к обучающемуся.

      Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности ребёнка.

      Именно в процессе взаимодействия со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, формируются необходимые социально-эмоциональные навыки. В этом заключается необходимость компетенции «Взаимодействие с другими и с самим собой» и темы «Учебная среда как средство формирования социально- эмоциональных навыков».

Большое воспитательное воздействие учителя на младших школьников связано с тем, что с самого начала пребывания детей в школе педагог становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания обучающихся начальных классов.

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности ребёнка, формирует необходимые для взаимодействия социально-эмоциональные навыки.

Во взаимодействии со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

В этой связи проблема изучения компетенции взаимодействия с другими и взаимодействия с самим собой является актуальной и имеющей практическую значимость.

Межличностное взаимодействие

Личность проявляется через отношение к окружающему миру, в процессе взаимодействия как с собой, так и с другими людьми. Процесс социализации, в результате которого человек привыкает действовать в определенной социокультурной среде в соответствии с нормами данного общества имеет много аспектов и продолжается всю жизнь. В ходе этого процесса человек познает себя и других людей, осознает значимость саморазвития и самореализации, становится субъектом, автором своей жизни.

Межличностное взаимодействие - это одна из форм общения. В широком смысле – это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле – это система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Широкая трактовка используется, как правило, для указания на непосредственную взаимосвязь каким-либо образом воздействующих друг на друга людей. Узкая – для обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, как следствие, взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

В психологии общение (взаимодействие) рассматривается в двух основных контекстах:

- как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

- как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов,

вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В самом общем виде взаимодействие (общение) выступает как форма жизнедеятельности. Социальный смысл общения состоит в том, что оно является средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В ходе общения проявляются индивидуальные особенности человека, происходит его самоопределение и самопредъявление. По форме осуществляемых воздействий в ходе общения можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации им речевого сообщения – о его общей культуре и грамотности.

Становление личности в процессе взаимодействия

В процессе межличностного взаимодействия происходит становление личности человека. Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы. От нее зависит активность человека и стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.

Самооценка развивается путем постепенной интериоризации (перевода во внутренний план) внешних оценок, выражающих общественные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.

Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную самооценку. Высокое самоуважение означает, что человек не считает себя хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоуважение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности.

Между идеалом, формируемым как перспектива развития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенное расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязаний относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стремится достичь. Человек соизмеряет с целями трудность текущих задач, избирая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлекательными.

Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и проявляется в стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание в глазах значимой для себя группы людей. Добиться этого можно с помощью полезных для общества действий – особых достижений в учении, творчестве и труде.

Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязаний. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Как правило, у людей с пониженным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результатами своей деятельности снижает ее результативность. Повышенный, но не слишком высокий уровень притязаний может оказывать положительное влияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что помогает противостоять длительным неудачам и отсутствию признания.

При значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит о себе, но и в том, как он поступает.

Таким образом, в процессе межличностного взаимодействия личность возникает, самоутверждается, вступает на путь саморазвития и самосовершенствования. Этому способствует формирование самооценки, самоуважения, уровня притязаний. Став активной зрелой личностью, человек через общение взаимодействует с другими людьми, влияет на них. При этом он не просто обменивается с ними самой различной информацией, но и передает в ходе взаимодействия частичку самого себя, своей личности. Разделяя с другими людьми свой духовный мир, человек обретает свободу самовыражения, самореализации.

Педагогическое взаимодействие

Эффективность деятельности и развития педагога обеспечиваются его профессионально-личностными особенностями.

Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Это сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено:

1) учебно-воспитательной деятельностью;

2) целью обучения;

3) воспитанием.

Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах человеческой деятельности:

1) познавательной;

2) трудовой;

3) творческой.

В его основе лежит, главным образом, сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении этикета, проявлении милосердия.

Педагогическое взаимодействие может рассматриваться как процесс, который выступает в нескольких формах:

1) индивидуальный (между воспитателем и воспитанником);

2) социально-психологический (взаимодействие в коллективе);

3) интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе).

Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников и предполагает равенство отношений.

Для организации учебного взаимодействия на уроках в начальной школе необходимо отметить возможные его формы (у И.А.Зимней - линии сотрудничества).

1) учитель - ученик (ученики);

2) ученик - ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе;

4) учитель - учительский коллектив (И.А. Зимняя);

5) ученик «с самим собой» (Г.А. Цукерман).

Важное значение педагогического взаимодействия состоит в том, что, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей его участников, оно способствует не только становлению личности ребенка, но и творческому росту педагога, который достигается через особо сложный процесс опосредствованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.

Самосознание рассматривается в единстве трех компонентов:

- самопознания,

- эмоционально-ценностного отношения к себе;

-  саморегулирования поведения личности.

Многоступенчатый и сложный процесс самопознания необходимо сопряжен с рядом переживаний, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов.  

Единство динамики и взаимодействия в профессиональной активности специфики профессии, интериоризированной субъектом, и его личностных особенностей, экстериоризированных в деятельности, отражено в профессионально-личностной направленности педагога.

Таким образом, для взаимодействия с другими людьми необходимо понимать их, понимать себя, предвидеть реакции людей в процессе коммуникации. Можно аналитически разделить компетентность взаимодействия с другими (различные варианты коммуникации и сотрудничества) и компетентность взаимодействия с собой (самоорганизация, саморегулирование поведения). Эта дифференциация способствует структурированию разнообразных компонентов различных рамок компетенции взаимодействия. Однако, в плоскости практического развития социальные и эмоциональные навыки, составляющие основу названных компетенций, невозможны изолированно друг от друга и должны развиваться синхронно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ".

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Развитие механизмов самоконтроля и самооценки как необходимого условия успешности учащихся

Данный материал является обобщением работы над темой по самообразованию. Формируясь в учебной деятельности и в процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности...

Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Питание - необходимое условие для жизни человека и животных"

Разработка урока по окружающему миру. Тема урока: "Питание - необходимое условие для жизни человека и животных"...