Мастер-класс по развитию креативного мышления
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Мастер-класс по развитию креативного мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_mk_zavyazka-_final.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МК
Слайд 1
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш мастер-класс пройдёт в нестандартной форме презентации моего опыта.
Однажды маленький мальчик пришёл из школы домой и передал маме записку.
Мама прочитала записку вслух, борясь с подступающими слезами:
«Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».
Слайд 2
Спустя много лет после смерти матери он пересматривал семейные архивы и наткнулся на это письмо, открыл и прочёл его.
«Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем больше учить его вместе со всеми в школе. Поэтому рекомендуем обучать его самостоятельно дома.»
Он прорыдал несколько часов, а потом записал в свой дневник:
«Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребёнком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.»
Слайд 3
Нэнси (мама Томаса) была школьным учителем и поэтому лично занималась с сыном.
Всего Томас Эдисон создал и запатентовал больше 4-х тысяч (!) изобретений (многими из которых мы пользуемся до сих пор), и всегда придерживался своего принципа, находясь на работе порой до 18 часов в сутки:
«Гениальность, креативное мышление - это 1% вдохновения и 99% пота».
Таким образом, мама великого изобретателя смогла помочь ему поверить в себя, стать упорным и никогда не сдаваться, не обращая никакого внимания на то, что о нём думают окружающие.
- Уважаемые коллеги, сформулируйте тему мастер-класса.
- Креативное мышление: природный дар или навык.
Слайд 4
Цель: познакомить в интерактивной форме педагогический состав с собственным педагогическим опытом по формированию компетенции креативного мышления.
Слайд 5
Задачи
- дать определение, выявить актуальность и необходимость компетенции;
- познакомиться с методикой формирования креативного мышления;
- сформулировать рекомендации по развитию компетенции.
Слайд 6
- Уважаемые коллеги, приступим к решению первой поставленной задачи. В рамках индивидуальной работы предлагаю вам с опорой на информационную поддержку сформулировать, что мы понимаем под креативным мышлением?
- нестандартное мышление;
- творчество;
- многие психологи считают способность к творчеству, или креативное мышление, особым качеством личности;
- креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач;
- Поль Торренс сказал: «Креативно мыслить - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.»
- Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач.
Слайд 7
- В целом креативность мышления обусловлена двумя принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Слайд 8
– индивидуальная заинтересованность:
- полученные навыки пригодятся в будущей профессии;
- успех обучающегося повышает его самооценку;
- одобрение учителя и одноклассников усиливает желание учиться лучше;
- развитие креативного мышления повышает любознательность;
- интерес – позитивная эмоция, единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека и развивает креативность мышления. Слайд 9
Социальная значимость:
- чувство товарищества;
- уважение к старшим;
- доброта-отзывчивость: стремление делать людям добро;
- трудолюбие – труд, работа, направленная на достижение цели;
- дисциплинированность – подчинение установленным правилам;
- бережливость.
- Уважаемые коллеги, работая в группах, сформулируйте актуальность и необходимость развития креативного мышления.
- Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.
- Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.
Таким образом, компетенция «креативное мышление» является актуальной, необходимой и востребованной.
Слайд 10
- Уважаемые коллеги, раскрыта ли нами актуальность и необходимость компетенции креативного мышления?
- Предлагаю перейти к решению второй поставленной задачи.
Слайд 9
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам поработать в парах, и назвать методические приёмы формирования компетенции креативного мышления, которые вы используете в своей профессиональной деятельности.
- мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;
- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень своего развития. К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат;
- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений;
- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других;
- создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) - учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.
-
Слайд 12
- Действительно, уважаемые коллеги, все перечисленные методы способствуют развитию креативного мышления. На слайде представлены методы, которые я также использую в своей работе.
Слайд 13
Здесь необходимо отметить условия, влияющие на формирование креативного мышления:
- наличие поисковой доминанты;
- освобождение от шаблона;
- сохранение интереса к задаче;
- схематизация проблемы.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам более подробно познакомиться с методикой «камень, брошенный в воду», которую использую в своей профессиональной деятельности. Эта и многие другие не менее интересные методики развития креативного мышления излагаются в книге Дж.Родари «Грамматика фантазии».
Слайд 14
- Послушайте¸ как красиво описывает данную методику её автор:
Слайд 15
Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения.
- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам зафиксировать те «круги», которые включат вас в процесс творческого восприятия действительности и креативного мышления.
Трель соловья
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам, работая в парах, зафиксировать образы, которые представились вам и запишите на листочки синквейны, которые у вас получились.
- Уважаемые коллеги, познакомьте нас со своим творчеством с помощью документ-камеры.
- пара
Соловей
Поёт, щебечет.
Загадочный, звонкий, раздольный.
Ковылём густым степь белеется.
Алёхин
2 пара
Соловей
Вдохновляет, славит.
Заливистый, мелодичный, талантливый.
Славно сегодня звенится, поётся!
Свиридов
3 пара
Соловей.
Радуется, воспевает.
Звонкий, таинственный, курский.
Живописцы, окуните ваши кисти!
Курск.
- У каждой пары возникли свои ассоциации:
- у кого-то трель соловья вызвала образ Стрелецкой степи,
- у кого-то ассоциацию с музыкой Курского края;
- третья пара увидела тенистые улицы старого города.
Слайд 16
- Если бы мы составляли синквейны индивидуально, палитра образов была бы намного шире!
- Все вы продемонстрировали высокий уровень ассоциативного и креативного мышления.
Стишок
В самом названье птахи славной
Я слышу соло дуновения ветров
И трав раздольных колыханье
В Стрелецкой степи, шёпоты цветов,
Свиридовских мелодий вдохновенье,
Гайдаровских мальчишек скорый шаг,
В рассветной дымке пробужденья
Войны минувшей сполохи атак.
Дейнека, Носов, Воробьёв, Асеев…
Всех вам не перечислю я…
Их труд, талант и озаренье
Воспеты в трели соловья.
- Как вы считаете, на каких этапах урока можно применять данную методику?
- В рамках каких учебных предметов можно использовать эту методику?
- Итак, уважаемые коллеги, вторая задача МК нами решена успешно и я предлагаю приступить к решению третьей задачи.
Слайд 16
3 задача
- Для решения этой задачи предлагаю поработать в парах и сформулировать рекомендации по развитию креативного мышления.
- Первая пара предложит нам рекомендации по формированию компетенции креативного мышления у обучающихся:
включать в учебно-познавательную деятельность современные методики и методики развития креативного мышления:
- ТРИЗ,
- эвристическая деятельность,
- метод проектов;
- метод ученического целеполагания и планирования;
- метод самоорганизации обучения;
- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
- Пользуясь информационной поддержкой, вторая пара сформулирует принципы, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять креативное мышление:
Торренс выделил пять принципов:
- внимательное отношение к необычным вопросам;
- уважительное отношение к необычным идеям;
- показывать детям, что их идеи имеют ценность;
- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
- давать время для неоцениваемой практики или обучения.
- Третьей паре предстоит выдвинуть предложения по формированию данной компетенции у педагога.
- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;
- разрушать стереотипы;
- развивать способы обратной связи во взаимодействии;
- расширять круг профессиональных интересов;
- не избегать ситуаций неопределённости, искать пути решения.
- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?
- Какой принцип поощрения креативного мышления вы считаете для себя наиболее продуктивным?
- Таким образом, я считаю, что, решив все поставленные задачи МК, мы достигли его цели.
- В качестве напутствия познакомлю вас с притчей «Лучший художник»
В одном городе проводили конкурс лучшего художника. И, в конце концов, жюри выбрало двух самых лучших. Но судьи никак не могли решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу. Мудрец обратился к финалистам с вопросом:
– Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах.
Один художник сказал:
– Если бы я увидел на картине недостаток – я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна.
Второй художник молчал. У него спрашивают:
– Вы тоже считаете свою картину совершенной?
– Я доволен своей картиной. Но, в то же время, я вижу в ней очень много недостатков. Вот только не могу выбрать с каких начать рассказывать.
И тогда Мудрец объявил победителя:
– Тот человек, который не видит недостатков своей картины – достиг своего предела и остановился в мастерстве. Лучшим художником я выбираю того, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.
Желаю вам никогда не останавливаться на достигнутом, стремясь к вершинам своего мастерства.
Информационная поддержка
Тема: «Креативное мышление: природный дар или навык»
Цель: познакомиться с педагогическим опытом по формированию компетенции креативного мышления.
Задачи
- дать определение, выявить актуальность и необходимость компетенции;
- познакомиться с методикой формирования креативного мышления;
- сформулировать рекомендации по развитию компетенции.
_____________________________________________________________
1 задача
Креативное мышление – это:
1. нестандартное мышление;
2. творчество;
3. многие психологи считают способность к творчеству, или креативное мышление, особым качеством личности;
4. креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач;
5. Поль Торренс сказал: «Креативно мыслить - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.»
6. Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач.
Актуальность и необходимость компетенции
1 группа. Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, формируется креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.
2 группа. Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.
Таким образом, компетенция «креативное мышление» является актуальной, необходимой и востребованной.
2 задача
Методические приёмы формирования
компетенции креативного мышления
1 пара:
- мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;
- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень понимания информации. К таким пометкам относят: новая информация (!), очень ценная информация (!!!), непонятная информация (?), удивлен (˅), у меня другой результат (-);
2 пара:
- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений;
- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других;
3 пара: - создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) - учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.
3 задача
1 пара:
Рекомендации по формированию компетенции креативного мышления у обучающихся
включать в учебно-познавательную деятельность современные методики и методики развития креативного мышления:
- ТРИЗ,
- эвристическая деятельность,
- метод проектов;
- метод ученического целеполагания и планирования;
- метод самоорганизации обучения;
- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
2 пара: принципы, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять креативное мышление:
Торренс выделил пять принципов:
- внимательное отношение к необычным вопросам;
- уважительное отношение к необычным идеям;
- показывать детям, что их идеи имеют ценность;
- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
- давать время для неоцениваемой практики или обучения.
3 пара:
Предложения по формированию данной компетенции у педагога:
- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;
- разрушать стереотипы;
- развивать способы обратной связи во взаимодействии;
- расширять круг профессиональных интересов;
- не избегать ситуаций неопределённости, искать пути решения.
- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?
См выше +
- будем чаще включать в учебно-познавательную деятельность все предложенные методы и методики развития креативного мышления;
- изучим книгу Джани Родари «Грамматика фантазии»
- Какой принцип поощрения креативного мышления вы считаете для себя наиболее продуктивным?
Называем любой из:
- будем внимательно относиться к необычным вопросам;
- уважительно реагировать на необычные идеи;
- показывать детям, что их идеи имеют ценность;
- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
- давать время для неоцениваемой практики или обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр
Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»
Материал составлен для проведения мастер-класса для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»
(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...
Мастер класс «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» c презентацией
АННОТАЦИЯК МАСТЕР-КЛАССУ «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»учителя начальных классов МБОУ-СОШ №1 Ильиновой Ю.Н.Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как в...
Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении и письме"
В данной работе рассмотрены возможности использования развития критического мышления в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе...
Мастер класс "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, ...