Мастер-класс по развитию креативного мышления
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Валерьевна Енарьева

Мастер-класс по развитию креативного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_mk_zavyazka-_final.docx36.42 КБ

Предварительный просмотр:

МК

Слайд 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш мастер-класс пройдёт в нестандартной форме презентации моего опыта.

Однажды маленький мальчик пришёл из школы домой и передал маме записку.

Мама прочитала записку вслух, борясь с подступающими слезами:

«Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами».

Слайд 2

Спустя много лет после смерти матери он пересматривал семейные архивы и наткнулся на это письмо, открыл и прочёл его.

«Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем больше учить его вместе со всеми в школе. Поэтому рекомендуем обучать его самостоятельно дома.»

Он прорыдал несколько часов, а потом записал в свой дневник:

«Томас Алва Эдисон был умственно отсталым ребёнком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.»

Слайд 3

Нэнси (мама Томаса) была школьным учителем и поэтому лично занималась с сыном.

Всего Томас Эдисон создал и запатентовал больше 4-х тысяч (!) изобретений (многими из которых мы пользуемся до сих пор), и всегда придерживался своего принципа, находясь на работе порой до 18 часов в сутки:

«Гениальность, креативное мышление - это 1% вдохновения и 99% пота».

Таким образом, мама великого изобретателя смогла помочь ему поверить в себя, стать упорным и никогда не сдаваться, не обращая никакого внимания на то, что о нём думают окружающие.

- Уважаемые коллеги, сформулируйте тему мастер-класса.

- Креативное мышление: природный дар или навык.

Слайд 4

Цель: познакомить в интерактивной форме педагогический состав с собственным педагогическим опытом по формированию компетенции креативного мышления.

Слайд 5

Задачи

- дать определение, выявить актуальность и необходимость компетенции;

- познакомиться с методикой формирования креативного мышления;

- сформулировать рекомендации по развитию компетенции.

Слайд 6

- Уважаемые коллеги, приступим к решению первой поставленной задачи. В рамках индивидуальной работы предлагаю вам с опорой на информационную поддержку сформулировать, что мы понимаем под креативным мышлением?

- нестандартное мышление;

- творчество; 

- многие психологи считают способность к творчеству, или креативное мышление, особым качеством личности;

- креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач;

- Поль Торренс сказал: «Креативно мыслить - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.» 

- Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач. 

Слайд 7

- В целом креативность мышления обусловлена двумя принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Слайд 8

 – индивидуальная заинтересованность:

- полученные навыки пригодятся в будущей профессии;

- успех обучающегося повышает его самооценку;

- одобрение учителя и одноклассников усиливает желание учиться лучше;

- развитие креативного мышления повышает любознательность;

- интерес – позитивная эмоция, единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека и развивает креативность мышления. Слайд 9

 Социальная значимость:

- чувство товарищества;

- уважение к старшим;

- доброта-отзывчивость: стремление делать людям добро;

- трудолюбие – труд, работа, направленная на достижение цели;

- дисциплинированность – подчинение установленным правилам;

- бережливость.

- Уважаемые коллеги, работая в группах, сформулируйте актуальность и необходимость развития креативного мышления.

 - Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.

- Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.

Таким образом, компетенция «креативное мышление» является актуальной, необходимой и востребованной.

Слайд 10

- Уважаемые коллеги, раскрыта ли нами актуальность и необходимость компетенции креативного мышления?

- Предлагаю перейти к решению второй поставленной задачи.

Слайд 9

 - Уважаемые коллеги, предлагаю вам поработать в парах, и назвать методические приёмы формирования компетенции креативного мышления, которые вы используете в своей профессиональной деятельности.

- мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;

- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень своего развития. К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат;

- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений;

- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других;

- создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) -  учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.

-

Слайд 12

- Действительно, уважаемые коллеги, все перечисленные методы способствуют развитию креативного мышления. На слайде представлены методы, которые я также использую в своей работе.

Слайд 13

Здесь необходимо отметить условия, влияющие на формирование креативного мышления:

- наличие поисковой доминанты;

- освобождение от шаблона;

- сохранение интереса к задаче;    

- схематизация проблемы.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам более подробно познакомиться с методикой «камень, брошенный в воду», которую использую в своей профессиональной деятельности. Эта и многие другие не менее интересные методики развития креативного мышления излагаются в книге Дж.Родари «Грамматика фантазии».

Слайд 14

- Послушайте¸ как красиво описывает данную методику её автор:

Слайд 15

Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыб; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются, другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микрособытий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения.

- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам зафиксировать те «круги», которые включат вас в процесс творческого восприятия действительности и креативного мышления.

Трель соловья

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам, работая в парах, зафиксировать образы, которые представились вам и запишите на листочки синквейны, которые у вас получились.

- Уважаемые коллеги, познакомьте нас со своим творчеством с помощью документ-камеры.

  1. пара

Соловей

Поёт, щебечет.

Загадочный, звонкий, раздольный.

Ковылём густым степь белеется.

Алёхин

2 пара

Соловей

Вдохновляет, славит.

Заливистый, мелодичный, талантливый.

Славно сегодня звенится, поётся!

Свиридов

3 пара

Соловей.

Радуется, воспевает.

Звонкий, таинственный, курский.

Живописцы, окуните ваши кисти!

Курск.

- У каждой пары возникли свои ассоциации:

- у кого-то трель соловья вызвала образ Стрелецкой степи,

- у кого-то ассоциацию с музыкой Курского края;

- третья пара увидела тенистые улицы старого города.

Слайд 16 

- Если бы мы составляли синквейны индивидуально, палитра образов была бы намного шире!

- Все вы продемонстрировали высокий уровень ассоциативного и креативного мышления.

Стишок

В самом названье птахи славной

Я слышу соло дуновения ветров

И трав раздольных колыханье

В Стрелецкой степи, шёпоты цветов,

Свиридовских мелодий вдохновенье,

Гайдаровских мальчишек скорый шаг,

В рассветной дымке пробужденья

Войны минувшей сполохи атак.

Дейнека, Носов, Воробьёв, Асеев…

Всех вам не перечислю я…

Их труд, талант и озаренье

Воспеты в трели соловья.

- Как вы считаете, на каких этапах урока можно применять данную методику?

- В рамках каких учебных предметов можно использовать эту методику?

 - Итак, уважаемые коллеги, вторая задача МК нами решена успешно и я предлагаю приступить к решению третьей задачи.

Слайд 16 

3 задача

- Для решения этой задачи предлагаю поработать в парах и сформулировать рекомендации по развитию креативного мышления.

- Первая пара предложит нам рекомендации по формированию компетенции креативного мышления у обучающихся:

включать в учебно-познавательную деятельность современные методики и методики развития креативного мышления:

-  ТРИЗ,

- эвристическая деятельность,

- метод проектов;

- метод ученического целеполагания и планирования;

- метод самоорганизации обучения;

- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).

- Пользуясь информационной поддержкой, вторая пара сформулирует принципы, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять креативное мышление:

Торренс выделил пять принципов:

  1. внимательное отношение к необычным вопросам;
  2. уважительное отношение к необычным идеям;
  3. показывать детям, что их идеи имеют ценность;
  4. предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;      
  5. давать время для неоцениваемой практики или обучения.

- Третьей паре предстоит выдвинуть предложения по формированию данной компетенции у педагога.

- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;

- разрушать стереотипы;

- развивать способы обратной связи во взаимодействии;

- расширять круг профессиональных интересов;

- не избегать ситуаций неопределённости, искать пути решения.

- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?

- Какой принцип поощрения креативного мышления вы считаете для себя наиболее продуктивным?

- Таким образом, я считаю, что, решив все поставленные задачи МК, мы достигли его цели.

- В качестве напутствия познакомлю вас с притчей «Лучший художник»

В одном городе проводили конкурс лучшего художника. И, в конце концов, жюри выбрало двух самых лучших. Но судьи никак не могли решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу. Мудрец обратился к финалистам с вопросом:

 – Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах.

Один художник сказал:

– Если бы я увидел на картине недостаток – я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна.

Второй художник молчал. У него спрашивают:

– Вы тоже считаете свою картину совершенной?

 – Я доволен своей картиной. Но, в то же время, я вижу в ней очень много недостатков. Вот только не могу выбрать с каких начать рассказывать.

И тогда Мудрец объявил победителя:

– Тот человек, который не видит недостатков своей картины – достиг своего предела и остановился в мастерстве. Лучшим художником я выбираю того, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Желаю вам никогда не останавливаться на достигнутом, стремясь к вершинам своего мастерства.

Информационная поддержка

Тема: «Креативное мышление: природный дар или навык»

Цель: познакомиться с педагогическим опытом по формированию компетенции креативного мышления.

Задачи

- дать определение, выявить актуальность и необходимость компетенции;

- познакомиться с методикой формирования креативного мышления;

- сформулировать рекомендации по развитию компетенции.

_____________________________________________________________

1 задача

Креативное мышление – это:

1. нестандартное мышление;

2. творчество; 

3. многие психологи считают способность к творчеству, или креативное мышление, особым качеством личности;

4. креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач;

5. Поль Торренс сказал: «Креативно мыслить - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.» 

6. Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач. 

Актуальность и необходимость компетенции

1 группа. Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке и самооценке, формируется креативное мышление. С возрастом эти качества будут совершенствоваться.

2 группа. Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.

Таким образом, компетенция «креативное мышление» является актуальной, необходимой и востребованной.

2 задача

Методические приёмы формирования

компетенции креативного мышления

1 пара:

- мозговой штурм, особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;

- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень понимания информации. К таким пометкам относят: новая информация (!), очень ценная информация (!!!), непонятная информация (?), удивлен (˅), у меня другой результат (-);

2 пара:

- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений;

- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других;

3 пара: - создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) -  учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр.

3 задача

1 пара:

Рекомендации по формированию компетенции креативного мышления у обучающихся

включать в учебно-познавательную деятельность современные методики и методики развития креативного мышления:

-  ТРИЗ,

- эвристическая деятельность,

- метод проектов;

- метод ученического целеполагания и планирования;

- метод самоорганизации обучения;

- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).

2 пара: принципы, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять креативное мышление:

Торренс выделил пять принципов:

  1. внимательное отношение к необычным вопросам;
  2. уважительное отношение к необычным идеям;
  3. показывать детям, что их идеи имеют ценность;
  4. предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;      
  5. давать время для неоцениваемой практики или обучения.

3 пара:

 Предложения по формированию данной компетенции у педагога:

- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;

- разрушать стереотипы;

- развивать способы обратной связи во взаимодействии;

- расширять круг профессиональных интересов;

- не избегать ситуаций неопределённости, искать пути решения.

- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?

См выше +

- будем чаще включать в учебно-познавательную деятельность все предложенные  методы и методики развития креативного мышления;

- изучим книгу Джани Родари «Грамматика фантазии»

- Какой принцип поощрения креативного мышления вы считаете для себя наиболее продуктивным?

Называем любой из:

- будем внимательно относиться к необычным вопросам;

- уважительно реагировать на необычные идеи;

- показывать детям, что их идеи имеют ценность;

- предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;      

- давать время для неоцениваемой практики или обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления на уроке чтения с формированием УУД»

(1сл)Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении  с формированием УУД"- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе. Мы сегодн...

Мастер класс «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» c презентацией

АННОТАЦИЯК МАСТЕР-КЛАССУ «ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»учителя начальных классов МБОУ-СОШ №1 Ильиновой Ю.Н.Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как в...

Мастер-класс по теме "Развитие критического мышления в чтении и письме"

В данной работе рассмотрены возможности использования развития критического мышления в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе...

Мастер класс "Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр"

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству  и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, ...