Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. Метод «Кластер»
учебно-методический материал

Канабаева Лена Ихсановна

Педагогические приемы (лайфхаки) на конкурс "Творческий дуэт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezent.ppt1.95 МБ
Microsoft Office document icon rech.doc56.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс « Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. Метод «Кластер»

Слайд 2

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. Но если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей». Джордж Бернард Шоу

Слайд 3

Успешный человек

Слайд 4

Технологии развития критического мышления: развивают умение работать с информацией формируют умения анализировать, систематизировать, оценивать процессы и явления удовлетворяют потребность в творчестве учащихся развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме активизируют мыслительную деятельность учащихся

Слайд 5

аргументированное самостоятельное Критическое мышление обобщённое проблемное и оценочное социальное

Слайд 6

Технология развития критического мышления- этапы урока I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Слайд 7

Приёмы ТРКМ на разных стадиях урока На стадии ВЫЗОВА : (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Кластер Корзина идей Денотатный граф Дерево предсказаний Верные и неверные утверждения Ключевые слова Верите ли вы? На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ: (получение новой информации) Инсерт (пометки на полях) Маркировочная таблица Двухчастный дневник Чтение с остановками Сводная таблица Кластер На стадии РЕФЛЕКСИИ : (осмысление, рождение нового знания) Кластер «Толстые и тонкие» вопросы «Письмо по кругу» Эссе Синквейн

Слайд 8

Кластер От английского cluster. 1. Кисть, рой, пуч ок, гроздь . 2. Группа (a cluster of people) . Объединенный по каким-либо подобным признакам.

Слайд 9

«Кластер» – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему .

Слайд 10

Кластеры

Слайд 14

Модель-описание Цель: Формирование умения обучающихся работать над образом героя, давать характеристику предметам и явлениям. заяц важный гордый грубый глупый невежливый ёж заботливый вежливый приветливый хитрый умный

Слайд 15

Модель – сравнение Цель: Формирование умения обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. 1 лягушка 2 лягушка трусиха лентяйка соня храбрая сильная веселая

Слайд 16

Кластер (гроздья) Цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме фольклор сказки загадки былины скороговорки потешки прибаутки песни пословицы поговорки

Слайд 17

1. Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем идеи, темы». 2. Записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы . В результате вокруг «разбрасываются» слова. 3. Осуществляется систематизация . Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. 4. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием . У каждого из «спутников» в свою очередь, появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура , которая графически отображает наши размышления, определят информационное поле данной темы. Правила составления кластера

Слайд 18

Модель рассуждения Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , доказывать и отбирать необходимую информацию. Согласные звуки

Слайд 19

Мысль в подарок…

Слайд 20

Спасибо за работу!

Слайд 21

Список литературы: Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов- н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003 Асмолов А . Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2008 . Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕРО, 1996. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2009 Ефросинина Л.А.Литературное чтение. Методическое пособие.1 класс.2 класс. 3класс. 4класс. М.: Вентана-Граф,2010 Ефросинина Л.А.Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний . В 2-х частях. М.: Вентана-Граф,2011 Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2009 Лабоскина Е.А. Моделирование как средство активизации познавательных интересов учащихся. Информационно-методический бюллетень. Выпуск 2., 2010 Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Просвещение,1981 Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Просвещение,1989 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.2009 Фридман М.И. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Просвещение,1984 Через формы к мыслям: О новой университетской образовательной модели / Под ред. Ю.М. Афанасьева. М.: Изд-во ГТГУ. 2006 Штофор В.А. Моделирование и философия. М.: Просвещение,1989



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Презентация

Слайд 2. Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко, и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет несколько идей».

Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. Мы все с вами разные. Но есть что-то, что нас всех объединяет - это стремление стать лучше для своих учеников.

Слайд 3. Я попрошу вас на листочках составить список прилагательных (5-6), которые, на ваш взгляд, характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают список прилагательных) 1 мин.

Теперь обведите 1 прилагательное из списка, которое лучше всего характеризует ВАШ характер.

Вы критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно. Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую они получают, осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную информацию, проверять источники и только потом делать выводы. А как это сделать? Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить выделять главное и существенное в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность?

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС 2 поколения, возникает острая необходимость изменения подходов планирования современного урока.

В отличие от традиционного урока, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса. Педагогу же отводится роль координатора действий ученика. Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии. Одной из технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления. 

Слайд 4. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях, на разных уроках в начальной школе. Это универсальная, "надпредметная" технология.

Слайд 5. Что же такое критическое мышление? Это мышление самостоятельное, обобщенное, проблемное и оценочное, аргументированное, социальное.

Слайд 6. На развитие именно такого мышления нас нацеливают современные требования к результатам обучения, ФГОС. В основе данной технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

I фаза
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Слайд 7. На слайде вы видите различные приемы данной технологии, их достаточно много, и, наверное, многие из них вам знакомы.

Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном приёме. Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока, для многих предметов в школе.

Слайд 8. Рассмотрим последовательность действий при составлении кластера, они просты и логичны:

От английского слово «кластер» cluster обозначает

  1. Кисть, рой, пучок, гроздь.
  2. Группа (a cluster of people). Объединенный по каким-либо подобным признакам.

Слайд 9. Кластер - это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является моделирование - информация, выстроенная в определённой последовательности. Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Слайд 10. Кластеры бывают различными по структуре: гроздь, рыбья кость (фишбоун), елочка, ступени.

Слайд 11. Предлагаю опробовать на практике один из способов знакомства учащихся с кластером в начальной школе на примере синтаксического разбора предложения.

Вспомним виды предложений по:

ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (таблица на слайде) 

виды предложений ПО ИНТОНАЦИИ (таблица на слайде). 

Как видим, понятия достаточно объемные, нелегко уложить в голове, неструктурированны.

Дальше в разборе мы должны выделить ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, отметить, какое предложение – ПРОСТОЕ или СЛОЖНОЕ, ОСЛОЖНЕНО или НЕТ.

А потом  - охарактеризовать по НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ, выделить их. Выписать словосочетания.

Как видим, материал этот достаточно объемный и сложный для понимания, ученику 3 кл нелегко ее уложить в голове и после правильно провести синтаксический разбор.

Давайте составим кластер все вместе (коллективное составление)


Ц  -  .    (повест.) 

    -   . ! (побудит.)

    -   ?  (вопросит.)

И – !     (воскл)

   – !      (невоскл.)

О (– =), (– =) осл/неосл   (основа предложения)

В – распр/нераспр.   (второстепенные члены)

(Повест, невоскл, прост., осл ОЧП, распр)

Такой кластер собираю с детьми на уроке рус яз в 3 кл КОЛЛЕКТИВНО.

Вот так, используя этот прием, можно графически наглядно систематизировать и обобщить всю информацию. Если мы собрали такой кластер, нам не составит труда выполнить  синтаксический разбор. Запись ключевых букв ЦИОВ легко запоминается детьми и разветвления позволят вспомнить все пункты порядка синтаксического разбора. Ребенок легко мысленно ее воспроизведет и выполнит грамотный синтаксический разбор, не упуская ничего.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к текстам, данным в учебниках, к словам автора. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

ПРАКТ РАБОТА. СИНТ РАЗБОР

Летом на поляне распустились желтые одуванчики, голубые незабудки и белые ландыши.

Слайд 12. ……

Слайд 13. Прием «кластер» можно использовать и на уроках литературного чтения, при изучении образов героев, и на уроке математике, например, составление кластера на тему «Задача».

Слайд 14. На уроках я активно использую приём «Модель - описание». Цель: формирование умения обучающихся работать над образом героя, давать характеристику предметам и явлениям.

Слайд 15. На уроках ребятам полезно составлять «Модель - сравнение». Такая модель помогает формировать умение у обучающихся анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию.

Слайд 16. Кластер (гроздья) - один из наиболее популярных видов кластера, его цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

Слайд 17. Итак, каковы же правила составления кластера. Посередине чистого листа пишется ключевое слово, которое является «сердцем идеи, темы».

  1. Записывается всё то, что вспомнилось по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова.
  2. Осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
  3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь, появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определят информационное поле данной темы.

Слайд 18. (Составим коллективно кластер СОГЛ ЗВУКИ)

Кластеры можно применять, как вы сегодня увидели, на разных этапах урока. Можно еще попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе - этот приём, мне кажется, просто находка, на любом уроке.

Достоинства и результаты применения этого метода

В процессе данной работы у учащихся формируются и развиваются умения:

  •  формулировать вопросы;
  •  находить главное в большом объеме учебного материала;
  •  устанавливать причинно-следственные и логические связи;
  •  строить умозаключения;
  •  переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде;
  •  проводить аналогии, сравнивать и анализировать.

Применение приёма «кластер»:

  •  Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.
  •   Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.
  •  Деятельность интересна детям.
  •  Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.
  •  Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

Слайд 19. Удачи вам! Надеюсь, моя информация был для вас полезной, и вы будете применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.



Предварительный просмотр:

Летом на поляне распустились желтые одуванчики, голубые незабудки и белые ландыши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение приме...

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»

Мастер-класс. Тема: «Применение технологии развития критического мышления в образовательном процессе»...

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Мастер - класс по теме "Технология развития критического мышления" на уроках в начальной школе

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе. Методические задачи:Познакомиться ...

Мастер-класс по теме " Технология развития критического мышления на уроках в начальной школе"

laquo;Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев люб...