Мастер-класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения»
статья на тему

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.

      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературного чтения учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными технологиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование приёмов технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: познакомить педагогов  с историей появления технологии, представить опыт своей работы.

      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературного чтения учащийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  В чем причина этого?  Как повысить познавательный интерес учащихся к литературе?  Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными технологиями.

    Среди многих  меня  заинтересовала «Технология  развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП). Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть данной педагогической технологии очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

   Технология РЧКМП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

   Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств  гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех этапов (стадий):

I стадия – «Вызов» (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)          ;

II стадия – «Осмысление» содержания (получение новой информации);

III стадия — «Рефлексия» (осмысление, рождение нового знания).

  Ожидаемые результаты применения технология РКМЧП и её отдельных приёмов на уроках литературного чтения:

1.У учащихся формируются следующие компетенции:

-коммуникативная  (формирование навыков общения);

-интеллектуально - познавательная  (умение учиться);

-практико – ориентированная  (умение принимать взвешенные решения);

-деятельностная  (добывание знаний через деятельность);

-интерактивная  или информационная  (систематизация и обмен информацией).

2. В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств личности:критическое мышление, рефлективность,мобильность, толерантность, ответственность личности за результат своей деятельности.

Использовать  приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, так как важным условием считаю овладение учащимися навыком чтения. Моим ученикам очень нравятся следующие приёмы ТРКМЧП:

-  Синквейн;

- Кластер;

-  Чтение с остановками (со стопами);

- «Знаю – хочу узнать – узнал», или работа с таблицей. 

 Одной из форм работы на современном уроке может быть работа с синквейном. Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх  слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.

2 класс. К. Ушинский «Проказы старухи-зимы». Сказка.

1.Зима.

2.Холодная, морозная.

3. Пришла, подула, запорошила.

4.Зима пришла - холода принесла.

5.Время года.

2.класс. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза». Сказка.

1.Снег.

2.Белый, холодный.

3.Падает, сыплется, закрывает.

4. Снегу много – хлеба много.

5. Мороз Иванович.

2 класс. В. Маяковский «Тучкины штучки». Стихотворение.

  1. Тучки.
  2. Разные, воздушные.
  3. Плыли, разбежались, растаяли.
  4. Тучки по небу гуляли.
  5. Небо.

2 класс. Е. Чарушин «Перепёлка».

 Рассказ.

1.Перепёлка.

2. Маленькая, коричневая.

3.Ходит, насвистывает, клюёт.

4.Птица поёт – природа живёт.

5. Дикая курочка.

4 класс.  «Суворов приказывает армии переплыть море». Героическая народная песня.

Работа в парах. Авторы: Петрова Дарья и Чупрына Дима.

  1. Солдаты.
  2. Отважные, смелые.
  3. Призадумались, закручинились, переправились.
  4. Злая сила вражья испугалася.
  5. Победа.

4 класс. "Родина" И.С. Соколов - Микитов. Очерк.

 Автор: Фролов Кирилл.

1. Родина.

2.Обширная, многообразная.

3.Звучит, отражается, существует.

4.Родина - наша большая страна.

5.Россия.

4 класс. «Святогор». Былина.

Автор: Шапин Егор.

1.Святогор.

2. Сильный, могучий.

3.Выезжал, сражался, побеждал.

4.Мужественно биться – победы добиться!

5.Богатырь.

Карточка-помощница.

Пословицы о Родине и её защитниках.

1.Где смелость – там победа.

2.Русский боец – всем образец.

3. Мужественно биться – победы добиться!

4.Один в поле не воин.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Для уроков литературного чтения синквейны – это настоящая находка. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. А учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно почтенность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.

   Синквейн может быть использован на разных стадия урока: на стадии повторения —  сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новым понятием; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Синквейн: обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу,учит формировать идею (ключевую фразу),  позволяет почувствовать себя творцом, получается у всех.

      Особой популярностью в классе на уроках  пользуется приём «кластер»Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластер может быть использован на разных стадиях урока: актуализация знаний,  работа над новым материалом,  рефлексия.

Виды работы с кластером:

- составить кластер – опору (первичное составление);

- восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер);

- вставить в кластер недостающие элементы. 

 Технология РЧКМП обеспечивает активную  учебную деятельность на уроке, при которой меняется и моя роль, как учителя. Я из информатора знаний превращаюсь в партнёра по добыче знаний. Но главная ценность этой технологии в том, что она способствует повышению качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»

Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....

Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения.

В статье даны примеры приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения  при изучении произведения В. М. Гаршина "Лягушка -путешественница"....

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...