Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.
статья по чтению на тему

Татьяна Васильевна Кижеватова

В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskre_myshlenie.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  приёмов развития критического мышления

на уроках литературного чтения.

Ни для кого не секрет, что дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. В связи с этим, возникает необходимость в использовании учителем новых технологий, новых методов и приемов обучения. Конечно, технологию «Развития критического мышления» нельзя назвать новой, но, тем не менее, в ней синтезированы идеи отечественных и зарубежных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

В современном мире процесс учения – это не только усвоение определенных знаний. Это еще и процесс постоянного, непрерывного развития личности. Таким образом, ученик – основной участник образовательного процесса, и учитель должен обеспечить возможность для самореализации каждого ученика. А технология критического мышления даёт возможность для открытости между учителем и учеником; ее использование обеспечивает совместный поиск истины, развивает умение принимать другую точку зрения, взаимопонимание.

Урок в концепции «критического мышления» строится по схеме: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ.

"Вызов"(1 этап) (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

"Осмысление"(2 этап) (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу, заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста, выписка из текста.

"Рефлексия"(3 этап  (размышление). Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося.

Я остановлюсь на нескольких приёмах, которые меня наиболее заинтересовали и которые использую на своих уроках.

Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о «стихотворении», состоящем  из пяти строк. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. (Солдатик – оловянный, отважный – падает вниз, путешествует – не расплакался  от счастья - олово).

Прием «Уголки» - используется на уроках чтения при составлении характеристики одного из героев произведения. Класс делится на группы. Одна группа готовит доказательства, положительных качеств героя, другая - об его отрицательных качествах (используется текст и жизненный опыт). Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Прием «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов.

Прием «Написание эссе». Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Ребенок пишет письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Приведу пример фрагмента урока  литературное чтение в 3 классе. Виктор Драгунский «Тайное становится явным».

I этап. Прием «Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали» (ЗХУ)» Происходит активация того, что дети уже знают. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Знаем

Хотим узнать

Узнали.

1.Поизведение написал детский писатель Виктор Драгунский.

2. Это рассказ о известном нам герое Дениске.

3.Этот рассказ будет веселым и поучительным.

1.Почему рассказ так назван.

2. О новых приключениях Дениски.

3.О его поведении.

4.О месте, где происходят события рассказа.

1. Дениска не любит манную кашу.

2.Дениска очень хотел попасть в Кремль.

3.Герой использовал все способы, чтобы съесть кашу.

4.Денис поступил неправильно.

5. Почему так назван рассказ…

II. Далее можно использовать прием «Чтение с остановками». Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный вид работы над текстом способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

III. На третьем этапе урока можно использовать прием «Создание викторины» так, как дети уже знакомы со многими рассказами В.Драгунского. Дети объединяются в группы, самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом, проводится соревновательный перекрестный опрос. В данном случае учитель играет роль координатора.  

На этом же этапе урока заполняется таблица ЗХУ (третий столбец).

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, доказать свою точку зрения. Это путь, который ведёт к формированию правильной читательской деятельности, а также личностному росту каждого учащегося, что является одним из приоритетных направлений в современной образовательной среде.

Литература:

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб, 2003

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Литературное чтение «В одном счастливом детстве», ч. 2. – М.: Баласс, 2013.

http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Психологические приемы развития критического мышления на уроках литературного чтения

Актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и поз...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Такж...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»

Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...