Использование технологий развития критического мышления на урок литературного чтения во 2 классе. В.Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке использованы технология развития критического мышления, в частности прием синквейн, прием чтение с остановками, кластеры. Также использован прием работы с живописью _ образ и мысль. При подаче домашнего задания применена уровневая дифференциация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

 профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме:  «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе».

На курсах повышения квалификации по ИОЧ,

вариантный блок

«Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках

 литературного чтения и во внеурочной деятельности»

(23.09. – 27.09.2013 г.)

                                 

Выполнила:

Атаманова Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

Первомайского филиала

ГБОУ СОШ с.Подбельск

М.р. Похвистневский

Самара  -  2013.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В. Осеева «Волшебное слово»

1.  Атаманова Светлана Юрьевна

2.  Первомайский филиал ГБОУ СОШ с.Подбельск

3.  Учитель начальных классов

4.  Литературное чтение

5.  2 класс

6.  В Осеева «Волшебное слово», 1 урок

7.  Учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий - М.: Просвещение, 2012

8. Цель урока:

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом.

9. Задачи урока:

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;
  • развивать интерес к чтению;
  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях;
  • воспитание любви и уважения в семье.

10. Тип урока: работа с художественным текстом

11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа

12. Необходимое техническое оборудование:

        Для учителя – демонстрационный материал, учебник, карточки, мультимедийный проектор;

Для учащихся – учебник,  письменные принадлежности

13.Структура и ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

       Дети читают хором (слайд):

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, что вы готовили к уроку дома?  

     Дети рассказывают отрывки. Делятся впечатлениями о прочитанном.

Слайды. «Просто старушка», «На катке», «Сыновья», «Хорошее», «Кто всех глупее», «Обидчики».

– Что объединяет все эти рассказы? 

  1. Работа по теме урока

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

----------- (уважение)

воспитанный, внимательный, вежливый

помогает, заботится, радует

Он доброжелателен к окружающим.

Человек.

Вопрос:

 Определите первое слово синквейна.

 О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Как человек может показать, что он уважает другого?

– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?

Слайд. В. Осеева «Волшебное слово».

- Ребята, сегодня к уроку мы получили письмо:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». В Осеева.

-  Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой.

– Прочитайте, как он называется.

Прогнозирование. – О чем может быть рассказ с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

  1. Физминутка
  2. Восприятие нового

Работа с живописью

Слайд. Иллюстрации к рассказу (из учебника).

- Кто изображен на иллюстрации?

- Как выглядят герои? (Обратите внимание на выражение лица мальчика.)

- Что можно сказать о них?

- Как вы думаете, что произошло между ними? Что их объединяет?

Стадия осмысления 

Чтение с остановками 

Фрагмент 1

Начинает читать учитель. Затем читают дети, уловившие интонацию чтения.

(По ходу чтения подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь).

Вопросы по осмыслению текста:

Как выглядел мальчик, когда он встретился со стариком?

– Какое у него было настроение?

Выборочное чтение.

 Выделите и прочитайте отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к сестре, брату, бабушке.

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой?

– С бабушкой?

– С братом?

Заполнение кластера.

– Давайте вспомним, каким был Павлик до встречи со стариком и заполним синие ячейки.

Прогноз: – Можете вы предположить, что сказал Павлику старик?

Фрагмент 2. Читают дети «цепочкой»

Вопросы по осмыслению:

 О чем Павлик узнал от старика?

Слайд «Волшебное слово»

 Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

– Какое волшебное слово говорил Павлик?

Слайд «Пожалуйста»

 Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста».

– Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Слайд: пожалуйста, спасибо, будьте добры, извините, доброго пути, добрый день.

Работа в группах.

 Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

 Какие правила общения в группе нужно соблюдать?

Задания (работа с вопросами учебника – с.92.)

Группа 1. Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?

Группа 2. Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?

Группа 3. Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

  1. Итог урока

- Какова главная мысль рассказа?

Слайд Справа налево. (проверка)

. тичу и урбод кеволеч йырбоД

. кев тёвижорп ербод в кеволеч йырбоД

Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек ...         ... потом - говори.

Сначала думай...            ...добром и платят.

Вырасти вырос...           ...добру и учит.

Век живи…                    …а ума не вынес

За добро...                     ...век учись.

- Кто справился со всеми заданиями?

  1. Рефлексия

-  Что вы узнали сегодня на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

Чтение на доске:

Относись к людям так,
Как бы ты хотел,
Чтоб относились к тебе.

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков».

  • Зеленые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям,
  • Желтые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
  • Красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым.

Не забывайте, пожалуйста, употреблять вежливые слова в общении со взрослыми, со сверстниками и вообще в жизни. Не забывайте здороваться! Будьте добрыми, хорошими и обязательно всегда улыбайтесь!

  1. Домашнее задание

Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

На доске: стр. 100-103 по ролям.

Стр. 104-105, вопросы( по желанию).

Закончить кластер

14. Таблица «Технологии, используемые на уроке»

Этап урока

Название технологии

Время

(в мин.)

1

Орг.момент. Психологический настрой

2 мин

2

Проверка д/з

3-5 мин

3

Работа по теме урока


Стадия вызова


Прогнозирование


Восприятие нового




Стадия осмысления



Работа в группах

Технология развития критического мышления

- синквейн




Работа с живописью

Технология «Образ и мысль»


ТРКМ

- чтение с остановками

- кластеры



5 мин


1-2 мин



3-4 мин



7 мин

3 мин

5 мин

4

Итог урока

5 мин

5

Рефлексия

3 мин

6

Д/з

Уровневая дифференциация

1-2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»

Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе

Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе»

Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили б...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд ...