Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"
учебно-методический материал

Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей  в современных условиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Исаковская СОШ

Вяземского района Смоленской области

Протокол
заседания педагогического совета

25.02.2020                       № 4

Присутствовало 14 человек

«Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных  условиях »

Повестка дня:

  1. О создании условий для развития и поддержания высокой мотивации учащихся на занятиях. Работа с одаренными детьми. ( зам. директора по УВР)
  2. Активизация интеллектуальной деятельности педагога и учащихся через проектную деятельность и творческие конкурсы. (Е.В. Платонова)
  3. Развитие  креативных  способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе (из опыта работы Николаевой М.А.)

 5. Результаты анкетирования по выявлению одаренности учащихся. ( зам. директора по ВР Кравчук И.Ю..)

 6.  Проект решения педагогического совета.

Одаренность человека — это маленький росточек,  едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
                                             В. А. Сухомлинский

Цель педсовета:   Создание организационно-педагогических условий для выявления и

развития одаренных детей.

Задачи:

  •  изучить теорию вопроса;
  • рассмотреть педагогический опыт работы педагогов художественно -эстетической с одаренными детьми;
  • совершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей на практике.

Ход педсовета.

1.Вступительное слово зам. директора по УВР.
     Создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества, а значит, учреждения дополнительного образования. Для обеспечения целостного подхода к решению этой проблемы должно осуществляться взаимодействие между учреждением дополнительного образования в лице педагога, педагога-психолога и семьёй обучающегося. Выявление одарённых детей и детей с творческим мышлением происходит уже в первый месяц учебного года, так как в творческом объединении учатся дети, способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам (они выбирают направление «по душе»).  


        Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.


        На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко.

    Педагогам  Центра в работе со способными детьми можно использовать комплекс мероприятий предложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Григорьевских.


Комплекс состоит из трех этапов
:

- Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов; групповых тестирований, социальных групповых листов.
- Диагностика детей с помощью психологических тестов с учетом их склонностей и интересов.
- Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.


      На первом  этапе, учитываются сведения о высоких успехах ребенка в какой-либо деятельности, полученные от родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты групповых тестирований, социальных листов. Согласно 1 этапу на основе методики, предложенной А.И.Савенковым,  педагогами Центра было проведено анкетирование «Карта одаренности», в результате которого были выявлены направления одаренности учащихся  Центра.


       На втором этапе необходимо провести  диагностику ребенка с помощью психологических тестов, используя тест американского психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выявления творческих способностей детей 6—18 лет как одного из главных показателей творческой одаренности. П. Торренс отмечает, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности. Он условно выделяет три категории одаренных детей:


• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);
• дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие дети чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
• дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких детей нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).


      На третьем этапе большое внимание  уделяется подготовке педагогов, которые должны научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося.

2. Активизация интеллектуальной деятельности педагога и учащихся через проектную деятельность и творческие конкурсы. (Платонова Е.В.)

      В рамках дополнительного образования ресурсы учебного времени позволяют организовывать проектную деятельность на занятии, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу, которое будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в ходе занятия. Например, проблемное введение в тему занятия, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на занятии, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Творческая среда –в группе действует Закон сотворчества, где успешность деятельности определяется уровнем  сотрудничества в решении творческих задач. Для творческого саморазвития личности существенное значение имеют метод мозгового штурма, эвристических вопросов, организационных стратегий, для реализации которых необходимо коллегиальное решение. Результат, и в обучающем плане, и в воспитательном, и в коммуникативном, получается социально и практически значимым.


Творческий марафон или вовлечение обучающихся в систему российских, региональных, муниципальных, творческих конкурсов, где предоставляется возможность публично заявить о себе и своей работе.
 Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Таким образом, при организации работы со способными детьми, педагоги опираются на следующие рекомендации стимуляции творческой активности:


• доброжелательность, обеспечение благоприятной атмосферы;
• обогащение окружающей ребенка среды разнообразными новыми для него предметами и стимулами для развития его любознательности;
• поощрение высказывания оригинальных идей.
• обеспечение возможностей для компьютерной практики; 
• использование личного примера творческого подхода к решению проблем.


   Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создать систему выявления ОД:
— психолог
о-педагогическое исследование учащихся;
— системное наблюд
ение за детьми;
— выявление детей для более углублен
ных индивидуальных исследований;
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного
 процесса:
— нестандартные занятия
;
— включение детей в исследовательскую деятельност
ь, самостоятельный поиск истины;
— рабо
та с дополнительной литературой;
— обдумывание и размышление, высказывание своег
о мнения, нестандартные задания;
— предп
рофильное и профильное обучение;
— выставка творческих работ
.
3. Развитие творческих способностей учащихс
я посредством организации   внеурочной деятельности;
— организация исследовательской и проектной  работы учащихся;
— опережающие задания творческого плана;
— участие детей в олимп
иадах, конференциях, конкурсах.

Работа с ОД диктует определенные требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
— знание психологии подростка и психологии одаренных детей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

   3. Развитие  креативных  способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе (из опыта работы Николаевой М.А.).

       Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
*создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам),

* появление все новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти ответы!),

* использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания.

Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.
Предлагаю в качестве разминки ответить на вопросы:

Называю  личностные и деловые качества, которые педагог  встречает у своих учащихся.

Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий.
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или педагогу.

       
Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. 

На практике такие педагоги встречаются редко!

   Для работы с одаренными детьми необходимо создать банк данных одаренных детей, который ежегодно корректируется. Осуществлять мониторинг достижений учащихся, создавать условия для участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

  1.  В результате предварительного  анкетирования родителей  по выявлению одаренности учащихся были получены следующие результаты: процент одаренных детей составляет 5% от общего количества обучающихся художественно-эстетической направленности.

Заключение

Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

 Решение педсовета:

1.Продолжить работу по выявлению одаренных и талантливых детей. Создать базу данных одарённых детей. Срок исполнения – постоянно. Ответственный- зам. директора  по ВР Кравчук И.Ю.

2.Педагогам  проводить систематическое наблюдение за  деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность к определенному виду деятельности и показывающих высокую результативность.

3.Создавать  благоприятные условия  для интеллектуального развития одаренных детей на занятиях.

4.Создавать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе исследовательской и проектной  деятельности и  участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

5.Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.

 

Секретарь ПС                                                                                        Т.А. Трудко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей".

Создание благоприятных условий для более полного раскрытия индивидуальных способностей на всех этапах развития и становления личности может быть реализовано на основе комплексной программы, предусматр...

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГИМНАЗИИ)...

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

«Работа с одаренными детьми в современных условиях » Организация психолого-педагогического сопровождения.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. “Одаренные дети” — ...

Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы

Выявление и развитие одаренности младших школьников в условиях общеобразовательной школы (Из опыта работы)...

«Эффективные школьные практики выявления, поддержки и развития талантливых детей»

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых посредством какой-либо одноразовой процедуры тестировани...