Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
статья

Дашеева Александра Андреевна

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов  образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы, средства, методы и приемы деятельности учащихся»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Главная методическая цель создание условий для проявления познавательной активности учеников. Для реализации поставленных перед учителем задач используют всем знакомые формы, методы и приемы обучения.

Понятие «форма» используется по отношению к обучению в двух вариантах:

  • как форма обучения
  • как форма организации обучения.

В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия учителя и учащихся, а также учеников друг с другом.

Общие формы обучения делятся на :

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • фронтальные,
  • коллективные,
  • парные,
  • со сменным составом учеников.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьюторство, консультации и т. п.). В групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и особенности взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимное обучение или взаимный контроль.

Форма организации обучения — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. К формам организации относятся следующие виды занятия:

урок,

лекция,

семинар,

экскурсия,

практикум,

внеурочная деятельность,

игра  и т.д.

Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования .
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики:
методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательски.

В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные.

В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов.

Модульное обучение

Обучение  самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению этих заданий. Модуль - целевой функциональный узел, в который объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Модульно-технологическое обучение позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.

Возможности модульной технологии обучения огромны, так как, благодаря ей, центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Самое важное в построении модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация .

Электронно-интерактивное обучение

Электронное - интерактивное обучение – образовательная технология, при которой для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии (интернет и корпоративные сети).

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечены в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и т.п. Для образовательных проектов актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные классы. Средства и методы электронно-интерактивного обучения:

  • интерактивные ресурсы и материалы,
  • электронные библиотеки и ЭБС;
  • обучающие материалы и курсы;
  • обсуждения в реальном режиме времени;
  • чаты и видео чаты;
  • электронная почта;
  • видеоконференции;
  • видео консультации и программные приложения совместного использования.

При использовании электронно-интерактивного метода обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения; сокращается доля аудиторной нагрузки и увеличивается объём самостоятельной работы; обучающиеся приобретают навыки владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации; вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень достоверности; актуальность и оперативность получаемой информации; гибкость и доступность. Обучающиеся могут подключиться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети. С уверенностью можно сказать, что интерактивное обучение это основа развития познавательной компетенции .

Проблемное обучение

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

Этапы проблемного обучения

информационные, не требующие творческой активности личности;

тренировочные, включающие повторение действия и контроля за успешностью выполнения.

Этапы познавательной деятельности

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности .

Исследовательско-методическое обучение и метод проектов

Развитие у обучающихся способности видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути её решения возможно лишь при условии освоения учащимися исследовательской деятельности. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Метод проектов – способ достижения дидактической цели. Практика проведения учебных исследований рассматривается как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие творческой активности детей.

Приемы мотивации и целеполагания

Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:

• Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)

• Дерево предсказаний
• Ключевые слова
• Перепутанные логические цепочки
• Верные и неверные утверждения
• Вводный вопрос
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
• Вопросительные слова
• Тонкие и толстые вопросы
• Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
• РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
• Создание кластера
• Корзина фактов
 
Приемы работы с текстом

Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
• ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
• Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)

Приемы организации рефлексии
Устные формы рефлексии:
• Беседа по пометкам
• Беседа по вопросам
• Интервью участника событий
Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):
• Резюме
• Эссе
• Синквейн
• Диаманта
• Хокку
• Телеграмма
• Благодарность
• РАФТ
Графические формы рефлексии:
• Образ темы
• Реконструкция схемы (Кластер, Фишбоун и др.)
• Верные и неверные утверждения (заполнение графы «После чтения»).

 Выбор того или иного метода обучения определяется тем, какова цель обучения. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать.

Но в целом то, каким должен быть метод обучения, решает сам учитель, исходя из таких правил, как степень наглядности, доступности и научности. И все-таки, чтобы сделать верный выбор, необходимо учитывать определенные факторы и идти в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Конспекты уроков и методическое обоснование их...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Рабочая программа, 2 класс, русский язык по программе "Начальная школа 21 века"Технологическая карта урока математики, 1 класс по программе "Школа России"...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...