Сочинение - рассуждение на тему "Сочинение - рассуждение на тему: «Современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»
статья

Аглямова Разина Альбертовна

         Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может  сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности, высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможности его индивидуального продвижения.     

   Если в начальной школе дети будут мотивированы, заинтересованы, удивлены, то и в старшем звене они сами могут определить, что им должна дать школа, что спросить у учителя. И тогда можно будет в современной системе образования давать ученику только необходимые ему знания, т.е. давать ответы на заданные вопросы..

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_-_rassuzhdenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание "Сочинение - рассуждение на тему:

«Современная система образования построена преимущественно на

том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы»

учителя начальных классов

МБОУ "Средней общеобразовательной школы № 4 города Мамадыш"       Мамадышского муниципального района РТ

         Аглямовой Разины Альбертовны

                                                          «Интерес не только способствует

                                                                   развитию интеллекта,

                                                                  но и является одной из движущих

                                                                сил развития личности в целом».

           Прочитав название сочинения – рассуждения «Современная система образования построена преимущественно  на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы», я задумалась над вопросом: а хорошо это или плохо, что современная система образования построена преимущественно на том, что обучающимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы?

         Специфика моей работы - учитель начальных классов - позволяет мне ответить на этот вопрос утвердительно. Мои ученики, придя в школу первый раз, еще не готовы   задавать вопросы. Они не знают, что им нравится, что им в жизни пригодится, а что   - нет. Им сначала нужно постичь азы науки. Поэтому то, что предусмотрено  программой, дети должны обязательно усвоить. Проблема здесь появляется совсем  другая: как избежать силовых методов, понуждающих детей учиться. В прежние времена таких методов было немало, но цивилизованное общество отвергает  применение силового давления на учащихся. Что делать, чтобы уже с первых дней обучения в школе  дети были мотивированы на получение знаний? Как можно заинтересовать детей? Ведь ни для кого не секрет, что заинтересованных учить приятнее и эффективнее. И если учебой заинтересовать детей начальных классов, тогда в старшем звене большинство ребят  будут знать, чему они хотят научиться в школе и какие вопросы задать учителю.

         Итак, умственная деятельность должна быть, прежде всего, мотивирована. Необходимы аргументы, побуждающие школьника активно действовать на уроке. У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому из них один и тот же  вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую  тачку».  По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному. Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности.

         Я считаю, что учитель является не только проводником общечеловеческой культуры, но и ее активным творцом, что роль учителя заключается в создании условий для образованности учащихся с одной стороны, с другой – для их личностного образования. Мое  основное педагогическое кредо – научить ребят находить способы приобретения знаний, мыслить, задаваться вопросами, сомневаться, налаживать коммуникации, организовывать свою деятельность, оценивать, т.е. научить детей самообразовываться, саморазвиваться и самоопределяться. Проблема, над которой я работаю, - «Самореализация творческих способностей учащихся на уроках» -  помогает мне в выполнении этой задачи.

      Я думаю, что важность культурного самоопределения в том, что человек формирует ценные личные установки и гражданскую позицию, исходя из своего субъективного опыта и общепринятого идеала в человеческом обществе, ведь именно ценностные ориентиры личности являются стержнем в поведении и деятельности людей.

             Главным стимулом творчества, на мой взгляд, являются нетрадиционные формы обучения. В своей работе  использую часть из числа известных нестандартных форм уроков: урок – лекция,  урок - турнир (рыцарский, экологический), урок – игра (деловая, интеллектуальная), урок – исследование, урок -  путешествие,  творческие педагогические мастерские  письма, интегрированные, сюжетные (сказочные) уроки и др.  Уроки нетрадиционных форм приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди других типов уроков.  Именно нетрадиционные уроки позволяют учителю поддерживать интерес к учению, процессу познания вообще, поскольку удивить ученика и вызвать у него интерес к предмету - это сделать сравнительно легко. Гораздо труднее удержать интерес и активность на уроках.

Я считаю, что проблема активизации познавательного интереса учащихся  по-прежнему остается актуальной. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию. Познавательный интерес учащихся  к изучаемому предмету высок не потому, что только “от случая к случаю” проводит интересный урок. Здесь, как и во всем остальном, необходим комплексный подход. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения  Эльконина Д.Б.- Давыдова В.В. (дедукция на основе содержательных обобщений, содержательный анализ, содержательное абстрагирование, содержательное теоретическое  обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, содержательная рефлексия).

Применяю следующие приемы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации:

  • активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности;
  • создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применении старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает;
  • эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Успешно применяю разные формы организации обучения (воспитания), включающие разнообразные виды познавательной активности учащихся. При их подготовке и проведении использую многообразные средства и методы организации активной познавательной деятельности учащихся, например: ролевая игра, инсценирование, разыгрывание сценок “Оживи картину”; групповая работа над созданием проекта; изготовление поделок, визитных карточек, их защита; выполнение творческих работ;  работа в творческой группе по выполнению различных заданий; обсуждение проблемных вопросов; решение кроссвордов; ответы на вопросы в режиме состязательности; работа с дополнительной литературой; определение и представление собственной позиции по какому-либо вопросу.

Стараюсь организовать  деятельность учащихся  так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебному труду. 

         Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может  сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности, высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможности его индивидуального продвижения.

      Интерактивность - новое требование методической системы УМК «Перспектива». Это прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними.

      Одной из эффективных форм для формирования мотивации является ситуация удивления. Мотив познания намного сильнее и эффективнее, если он обусловлен самим процессом познания, а не внешними причинами. Если хотим учить эффективно, то сначала надо удивить ученика. Ученик, сказавший себе самому "ух ты!", желающий разобраться, понять причины

удивительного - это идеальный ученик. Его не нужно заставлять и наказывать, убеждать и доказывать ценность знаний.

        Если в начальной школе дети будут мотивированы, заинтересованы, удивлены, то и в старшем звене они сами могут определить, что им должна дать школа, что спросить у учителя. И тогда можно будет в современной системе образования давать ученику только необходимые ему знания, т.е. давать ответы на заданные вопросы..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»

Сочинение-рассуждение на тему «Славься, страна! Мы гордимся тобой!...»...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия "Зачем нужна пунктуация?"...

Развитие речи. Сочинение-рассуждение с опорой на схему "За что я люблю зиму".

На уроке дети знакомятся с текстом рассуждения, его структурой, учатся строить текст заданной структуры....

Сочинение-рассуждение (мастер-класс для учителей)

Презентация для написания сочинения-рассуждения на тему "Каким должен быть современный мужчина", для любого класса....

Сочинение-рассуждение "За что я люблю осень?"

Теме «Сочинение-рассуждение «За что я люблю осень?» в третьем классе посвящено два часа. На первом уроке учащиеся готовятся к сочинению и пишут черновой его вариант. На втором уроке сочинения обсуждаю...

Урок русского языка по теме "Сочинение-рассуждение". 2 класс

На этом уроке учащиеся 2 класса знакомятся с новым для них видом сочинения, с сочинением - рассуждением. В игровой форме дети  развивают умение сравнивать и анализировать, учатся отличать текст -...

Сочинение-презентация (сочинение-рассуждение)

В данный материал включен урок с презентацией.Дан подробный план урока с дополнительным материалом:стихи, пословицы, поговорки, высказывания великих о слове, о языке.Урок сопровождается презентацией, ...