Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
статья

Тарасова Ярославна Юрьевна

Данный документ является продуктом второго дня производственной практики "Формирование методических компетенций". Выступление для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_no2.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательных способностей

у младших школьников»

Цель: выявление важности развития познавательных способностей в начальной школе.

Задачи:

  1. изучить практику использования формирования и развития познавательного интереса младших школьников;
  2. выявить особенности использования дидактических игр и заданий на уроках;
  3. обратить внимание педагогической общественности на важность развития познавательных способностей рамках урока.

План:

  1. Актуальность темы
  2. Понятие «познавательный интерес»
  3. Дидактические игры и задания для развития познавательных процессов
  4. Пути развития познавательного интереса
  5. Заключение
  6. Литература

Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Это возможно в том случае, если знания и умения сформированы в процессе высокой заинтересованности учащихся. Зачастую процесс обучения воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания.

Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей стоит подчинять не только содержание, но и методы учебной работы. Уроки стоит строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление.

Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нам необходимы деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Использование их позволяет проводить работу в нескольких направлениях по развитию ключевых компонентов познавательной деятельности учащихся.

Внимание

Учащиеся работают над заданиями, выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу.

 «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

«Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Учитель называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.  

«Ладошки»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Учащиеся садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.  

«Найди два одинаковых предмета»

Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

Восприятие

Восприятие, более чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, и поэтому подбору заданий стоит уделить особое внимание. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление, учащимся предлагается использовать цветные карандаши. «Раскрась цветок» – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся. Например, ребятам предлагается выполнить аппликацию из набора геометрических фигур, составить картину из частей, найти соответствия и т.д.

«Что в свертке?»

Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка. 

«Гусеница»

Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности. Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному.

«Спрятанные изображения»

 Предъявляют фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

«Внимательно слушай и рисуй»

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).

Воображение

С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся. К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования. Можно использовать задания на преобразование и перестроение геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Данную работу можно проводить на внеурочных занятиях.

«Незаконченные фигуры»

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У каждого ребёнка наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5 - 10 минут пририсовать к фигуркам всё, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Когда ребёнок сдаёт листочек, учитель обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой её название.

«Волшебные кляксы»

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие именно предметные изображения они видят в кляксе или в отдельных её частях.

«Завершение рассказа»

Детям предлагается начало, какого - либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 минут.

Память

Большое место в системе заданий отводится также и заданиям на развитие памяти у учащихся. В задания на развитие произвольной памяти включаются такие игры как «Цепочка слов», «Лишнее слово» и др.

«Что исчезло?»

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

«Что изменилось?»

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

«Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

«Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

«Сколько?»

Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).

Мышление

Современное содержание образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость. Мышление базируется на знаниях ребенка. Поэтому важно активное использование заданий на развитие мышления: задачи на смекалку, кроссворды, ребусы.

«Подбери слова»

1) «Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т.д.)».

2) Другой вариант этого же задания: «Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу»:
мяч                         мебель
тополь                     цветок
шкаф                       насекомые
тарелка                    дерево
пальто                     одежда
муравей                  посуда
щука                       игрушка
роза                        рыба
Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

«Кто что любит?»

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить».

«Назови одним словом»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

Пути развития познавательного интереса

младших школьников на уроках

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:

а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;

б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Второе, определенная организация познавательной деятельности учащихся, осуществляется путем организации учебной деятельности.

Новый неизвестный материал

Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются, например, бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью самостоятельно. Нужно подвести школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса.

Проблемное обучение

Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос – тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и уровнем ЗУН учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

Творческая работа

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием дополнительного материала. Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь развития ребенка. Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Дети участвуют в интернет олимпиадах и конкурсах, в школьных выставках, демонстрируют свои успехи на внеклассных мероприятиях.

Использование занимательного и игрового материала

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания стал более продуктивным. В процессе игры на уроке дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

Заключение

Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития. Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.

Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять, на какой стадии развития познавательный интерес у отдельных учащихся, для того чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.

Основными задачами учителя в работе нужно считать формирование ЗУН, которые формируют сознательную мотивацию к обучению,   самоорганизацию, саморазвитие,  саморегуляцию, самовоспитание и другие необходимые качества для становления личностного образа и взаимодействия с людьми, природой и культурой. Учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

Исходя из этого, нужно стараться организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

Литература

  1. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2007.
  2. Доман, Г. Как развивать интеллект ребенка / Г. Доман. – М.: АСТ, 1998.
  3. Дубровина, И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников / А.З. Зак. – М.: Просвещение, 1994.
  5. Зак, А.З.  Различия в мыслительной деятельности младших школьников / А.З. Зак. – Москва – Воронеж, 2000.
  6. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  7. Шадрикова, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Тестов, А.Р. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации / А.Р. Тестов // Начальная школа. – 1999. – №2.
  9. Жукова, З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры / З.П. Жуова // Начальная школа. – 2006. – №5.                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание №1. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Охрана растений" для 3 класса. Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Ф...

Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Выступление для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Литературная викторина для 1 класса по теме "Русская народная сказка Лиса и Тетерев"...

Задание №5. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"...

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у младших школьников"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Интерактивная викторина для 3 класса «Полезные ископаемые». Направлена на проверку знаний по данной теме. В конце викторины дети могут проанализировать свою работу, выбрав круг необходимог...