Задание №1. ПП.04.02 Формирование методических компетенций
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тарасова Ярославна Юрьевна

Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Охрана растений" для 3 класса. Данная технологическая карта является продуктом первого дня производственной практики "Формирование методических компетенций". 

В технологической карте представлено изучение новой темы "Охрана растений". В 3 классе дети уже понимают, что растения нужно беречь и охранять. На уроке проходит изучение и систематизация материала по данной теме. Упражнения, присутствующие в технологической карте, соответствуют знаниям учащихся на данном этапе обучения. В ходе урока, дети самостоятельно определяют тему и цель урока. Задания построены в соответствии с требованиями ФГОС, происходит частая смена деятельности. Так, например, в структуре урока присутствует групповая, фронтальная, самостоятельная работа. Детьми выполняются устные и письменные задания. Работа учитель-ученик реализована в постоянном диалоге обеих сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx661.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общие сведения

Гимназия №2, 3 класс, Кравцова Н.Г.

Тема урока

Охрана растений

Место урока в разделе

4 урок

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока

Систематизация знаний об охране растений 

Задачи урока

Образовательные: рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; показать важность охраны растений.

Развивающие: развивать аналитические способности, предполагающие наблюдение и анализ; развивать устную речь, кругозор, наблюдательности.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать коммуникативные навыки.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученики научится: 1)  познавать природу своей малой Родины; 2) расширять знания об окружающем мире; 3) работать с различными источниками информации: учебником, интернетом, дополнительной литературой.

 Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:1) наблюдать и делать выводы; 2) анализировать, сравнивать и выделять главное в предметах; 3) решению проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:1) определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 2) с помощью учителя и самостоятельно проводить мини-исследования; 3) высказывать своё предположение; 4) оценивать результат своих действий.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:1) обмениваться мнениями; 2) вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила; 3) строить понятные речевые высказывания; 4) слушать других участников урока.

 Ученик получит возможность формирования:

1) проявления интереса к новому материалу;

2) осознания своих возможностей в учении;

3) эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник  А. А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть;

«Поурочные планы» по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть.

Выставка книг, раздаточный материал

Презентация к уроку, компьютер, проектор

Межпредметные связи

Литературно чтение, история, математика

Организация пространства

Индивидуальная, групповая и фронтальная работа

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы, технологии

Деятельность учеников

УУД

I.

Организационный момент

(2 мин.)

Проверить готовность учащихся к уроку, создать эмоциональный настрой

- Ребята, послушайте какая тишина!

Это в школе продолжаются уроки.

Мы не будем тратить время зря.

И сейчас приступим все к работе!

- Все приготовились к уроку? Сядьте ровно, чтобы я поняла, что вы готовы.

Фронтальная работа

Словесный метод

Технология коммуникативного обучения;

Здоровьесберегающая технология

Дети проверяют готовность к уроку: учебник, дневник, пенал.

Л-1

II.

Актуализация знаний

(5 мин.)

Актуализировать знания обучающихся для открытия новых знаний.

 - Ребята, сегодня вы, наверно, обратили внимание на оформление нашего класса.

- Что особенного вы увидели сегодня в нашем кабинете?

- Как вы думаете, чему она посвящена?

- А как называется эта книга? Прочитайте ее название.

- А что такое «Красная книга»? Вы знаете, о чем написано в этой книге?

- Может вы знаете животных и растений, внесенных в эту книгу?

- Какие книги о растениях вы знаете еще?

Методы: словесный, наглядный

Фронтальная форма работы

Приёмы: учебный диалог

Технология развития «критического мышления»; Технология диалогового взаимодействия;

Технология интегрированного обучения

- Мы увидели выставку книг.

-Растениям, т.к. на обложках нарисованы растения.

-Красная книга

- (Ответы).

Р-2

Р-3

К-1

К-2

К-3

К-4

Л-1

III.

Постановка цели и задач

 (9 мин.)

Мотивация к учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого, опора на жизненный опыт.

- Предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и я думаю, вы без труда сформулируете тему нашего урока.

https://www.youtube.com/watch?v=EazAyyqSsNM

- Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? На какие вопросы получим ответы?

- Так как же будет звучать наша тема? Подумайте.

- Верно, сегодня мы поговорим об охране растений. Тогда давайте поставим цель урока. Что-то мы с вами уже знаем об охране растений, а что-то узнаем только сегодня. Как же будет звучать цель?

- Тогда, давайте начнем.

Методы: словесный, наглядный

Фронтальная форма работы

Приёмы: просмотр видеоролика, беседа по теме урока

Технология сотрудничества;

Информационно-коммуникативная технология;

Технология проблемного обучения

- В видеоролике говорилось о растениях и животных занесенных в красную книгу. О животных мы уже говорили. Значит, и тема нашего сегодняшнего урока Охрана растений. Красная Книга России.

- Узнаем, что такое Красная книга.

- Поговорим, почему растения исчезают.

- Как нужно охранять растения, что зависит от нас.

- Какие растения занесены в Красную книгу.

Высказывают предположения.

-Тема: «Охрана растений»

Предполагают.

- Систематизация знаний об охране растений.

П-1

П-2

Р-1

Р-2

К-2

К-3

К-4

Л-1

IV.

Первичное усвоение новых знаний

(10 мин.)

Обеспечить восприятие, осмысление.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Почему нужно беречь природу?»

 Почему мы должны беречь природу, растения?

- Ребята, а почему исчезают растения? Как можно сохранить растения?

- А теперь поработаем в группах. Нас 36 человек, на сколько нам нужно разделить число 36, что бы в каждой группе было по 6 человек?

- Работая с материалом учебника на с.82-83, каждая группа перечисляет причины исчезновения растений и вписывает их в памятку. Подумайте, какие еще причины есть, которые не указаны в текстах.

Проверка задания. Оценивание работы в группах. 

- А как в нашей стране охраняют растения?

- Откуда мы узнаем о том, каких растений и животных в нашей стране становится мало?

– Мы все слышали про Красную книгу, но не все знаем историю её возникновения.

Учёные заметили, что некоторые растения и животные на нашей планете стали исчезать. Ученые стали изучать их, узнали, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки тех растений и животных, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали «Красная книга». Она была создана в нашей стране в 1978 году. Сначала вышел 1 том книги, но потом выяснилось, что в защите и охране нуждаются больше видов растений и животных, поэтому в 1984 году было выпущено 2 тома Красной книги.

– Подумайте, почему же её так назвали? Что символизирует красный цвет?

- Как устроена книга? Страницы Красной книги России разного цвета. Это сделано не для красоты.

- А как вы думаете, почему? Можете ли вы дать ответ на вопрос?

- Верно. Красная книга содержит следующие страницы:

- Подведем небольшой итог: что же мы узнали о Красной книге?

Методы: наглядный, словесный, практический

Фронтальная форма работы, работы в группах

Приемы: беседа, рассказ учителя, создание проблемной ситуации

Технология диалогового взаимодействия;

Технология коллективного обучения;

Технология проблемного обучения;

Групповая технология;

Технология интегрированного обучения;

Развивающее обучение;

Здоровьесберегающая технология

- Мы люди зависим от природы. Это наши жилища, это наша еда, место для отдыха, мы любуемся природой, дышим свежим воздухом.

- Сажать деревья, не рвать цветы, не разводить костры на природе. Когда вырастем, придумаем мощные фильтры для заводских труб, чтобы воздух был чище и химикаты от заводов не губили растения.

36 нужно разделить на 6, тогда в каждой группе будет по 6 человек.

Записи групп:

  • Распашка земель.
  • Вырубка лесов.
  • Вытаптывание.
  • Выпас скота.
  • Строительство городов, дорог.
  • Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы).
  • Пожары по вине человека.
  • Массовый сбор растений.

- Создают заповедники (охраняемые природные территории), ученые выясняют, каких растений стало на Земле меньше, какие совсем находятся на грани исчезновения и заносят их в Красную книгу.

- Из Красной книги.

- Красный цвет - знак тревоги, опасности. Именно поэтому книга, в которой перечислены растения и животные, находящиеся под угрозой исчезновения, получила название Красной.

Имеет разные цвета страниц. Создана для того, чтобы человек знал о таких растениях и животных. 
- (Ответы).

- (Ответы).

П-3

Р-2

Р-3

Л-1

Л-2

Физкультминутка

(2 мин.)

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. 

Тысяча цветов вокруг! 

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр

И направо, и налево. 

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. 

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. 

Здоровьесберегающая технология

Выполняют физкультминутку.

(Ходьба на месте.)

(Потягивания — руки в стороны.)

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

(Потягивания — руки вверх.)

(Дети садятся за парты.)

V.

Первичная проверка понимания

 (7 мин.)

Организовать усвоение учениками нового;

зафиксировать новое содержание урока

Переходим к следующему этапу. Прочту вам стихотворение:

– На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

- Сейчас в опасности более 500 видов растений.

- Итак, для чего их нужно охранять растения?

- Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы растения продолжали радовать ещё многие поколения человечества?

Давайте посмотрим на стр. 84, какие правила отражены в картинках? Озвучим их, и дополним правилами, которых нет в учебнике.

-Выскажите свое мнение.

- Этот список можно долго продолжать, главное – выполнять эти правила!

Методы: наглядный,

словесный

Фронтальная форма работы

Приёмы: беседа по теме урока, работа с учебником

Технология интегрированного обучения;

Технология сотрудничества;

Технология коллективного обучения;

Технология диалогового взаимодействия;

Технология проблемного обучения

 

 - О растениях Красной книги

- Приносят пользу людям. Если их не охранять, то могут исчезнуть.

Правила поведения на природе

1.Не рвать растения. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

2. Лекарственные растения будем собирать не все, а оставлять и природе.

3. Ходить по тропинкам.

4. Не ломать ветви деревьев и кустарников.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не ловить насекомых.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

9. Не рвать паутинки.

10. Не оставлять не затушенных костров.

11. Не разорять муравейники.

П-2

Р-2

Р-3

К-2

К-3

К-4

Л-1

Л-3

VI.

Первичное закрепление

(5 мин.)

Формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

- Вам необходимо, закрасить в нужные цвета страницы «Красной книги». Как вы видите, у вас указаны причины, по которым те или иные животные написаны на страницах книги. Необходимо закрасить правильно закрасить.

Взаимопроверка, обмениваются с соседом по парте.

Словесный, практический метод

Фронтальная, индивидуальная формы работы

Приемы: самостоятельное работа

Личностно-ориентированная технология;

Развивающее обучение

Находятся на грани исчезновения

Уже исчезли

Число постепенно восстанавливается

Редкие виды, их число пока не сокращается

Не хватает сведений о них

П-2

П-3

Р-2

Л-1

VII.

Домашнее задание

(2 мин.)

  • Включить изученный способ действий в систему знаний учащихся.

- А домашнее задание у вас будет творческое.

С помощью взрослых оформи книжку-малышку «Береги растения!». На первой странице напишите, что сказали бы растения ребятам, если бы могли говорить.

Приведите примеры, что мы можем написать на обложке.

Словесный метод

Фронтальная работа

Приемы: учебный диалог

Технология коммуникативного обучения;

Личностно-ориентированная технология;

Технология интегрированного обучения;

Технология развития творческих способностей

Обсуждают, задание. Предлагают свои варианты обложки.

К-1

К-2

К-4

Л-1

Л-3

VIII.

Рефлексия

(3 мин.)

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу  

эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками, совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

-Что вам особенно запомнилось?

-Какой же была тема урока?

- Кто доволен сегодня своей работой? Молодцы, ребята! Вы активно работали, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и заботящимися об окружающем нас мире ребятами.

Оцените свою работу флажками настроения. Если все понравилось, и все было понятно поднимите зеленый флажок.

Если ты что-то не понял, или где-то не успел – желтый. Ну а если у тебя сегодня нет настроения, тебе совсем не понравилась математика – красный.

-Урок окончен. Всем спасибо. Вы сегодня хорошо постарались.

Личностно-ориентированная технология;

Технология коммуникативного обучения;

Технология диалогового взаимодействия;

Здоровьесберегающая технология

- (Ответы).

- Охрана растений

- (Ответы).

Оценивают свою работу на уроке.

- Спасибо.

П-3

Р-4

К-1

К-3

К-4

Л-2

Л-3



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Данный документ является продуктом второго дня производственной практики "Формирование методических компетенций". Выступление для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у мла...

Задание №2. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Выступление для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Проектная деятельность на уроках в начальной школе как средство формирования УУД"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Литературная викторина для 1 класса по теме "Русская народная сказка Лиса и Тетерев"...

Задание №5. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Эссе по теме: "Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей"...

Задание №3. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Развитие познавательных способностей у младших школьников"....

Задание №4. ПП.04.02 Формирование методических компетенций

Интерактивная викторина для 3 класса «Полезные ископаемые». Направлена на проверку знаний по данной теме. В конце викторины дети могут проанализировать свою работу, выбрав круг необходимог...