Выступление для ШМО
статья

Толстенко Виктория Эдуардовна

Данный документ является продуктом второго дня производственной практики "Формирование методических компетенций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация работы со слабоуспевающими детьми»

Цель: Выявление методов и форм работы со слабоуспевающими детьми.

Задачи:

1) дать определение понятию «слабоуспевающие дети»;

2) выделить особенности слабоуспевающих детей;

3) обозначить причины неуспеваемости;

4) выявить методы и формы работы со слабоуспевающими детьми;

5) сформулировать рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми.

План:

  1. Актуальность темы
  2. Слабоуспевающие дети и их особенности
  3. Причины неуспеваемости
  4. Методы и формы работы со слабоуспевающими детьми
  5. 10 рекомендуемых правил по работе со слабоуспевающими детьми
  6. Заключение
  7. Используемые источники

1

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». 

       В современном образовательном процессе  каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Часто принято в школьных неудачах обвинять исключительно учеников, а все ли делают педагоги, чтобы обеспечить успех своим воспитанникам?

Актуальная проблема на сегодняшний день – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

2

Слабоуспевающие учащиеся – учащиеся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, или те, у которых отсутствуют мотивы учения.

Чтобы выявить слабоуспевающего ученика необходимо обратить внимание на его особенности.

Особенности неуспевающих учащихся:

1. Низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития: задания воспринимают невнимательно, часто их  не понимают, но вопросы учителю не задают, разъяснений не просят;

2. Отсутствие познавательного интереса: работают пассивно, постоянно нуждаются в стимулах для перехода к очередным видам работы;

4. Нет опоры на родителей как союзников учителя;

5. Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта: не имеют постоянной цели, не планируют и не организовывают свою работу.

3

Неуспеваемость ученика приводит к определенным трудностям в образовательном процессе. Рассмотрим причины их возникновения:

№ п/п

Трудность

Причина

1.

   Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону).

несовершенство в развитии микромоторики руки;

2.

   Пропуск букв и слогов.

низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания

3.

   Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток»)

несформированность пространственных представлений

4.

Трудности при решении математических задач

слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления

5.

Затруднения при пересказывании текста,      неумение выделить главную мысль  текста.

слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления

6.

 Трудности в усвоении новых знаний

низкая степень восприятия и произвольности

7.

Трудность в самостоятельном выполнении заданий

низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля

8.

Плохое знание таблиц сложения (умножения)

низкий уровень развития механической памяти

9.

Невнимательность, рассеянность

низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания

Стоит отметить, что причиной, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности, может являться и неправильно организованные (учителем) учебные ситуации. Например:

1. Длительная напряжённая работа.

2. Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.

3. Работа в шумной, неспокойной обстановке.

4.Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.

4

Формы и методы работы со слабоуспевающими:

  • Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
  • С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
  • Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение.
  • Организация дополнительных занятий. Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
  • Использовать нестандартные формы урока (урок-экскурсия, урок-театр и т.д). Так же можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.

Методы развития положительной мотивации учения:

  • интерес к предмету;
  • задания с условием, отражающим важное практическое применение;
  • материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить:

  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от50 до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.
  • желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.

Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

1. Упражнение – «Самое главное»

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

2. Упражнение – «Лучший вопрос»

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

3. Упражнение – «Пересказ по кругу»

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

5

10 правил работы со «слабоуспевающими»

  1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
  2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
  3. Каждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми.
  4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
  5. Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
  6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
  7. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
  8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
  9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
  10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.

6

Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.

Используемые источники:

1. Безруких М., Ефимова С.”Почему учиться трудно?” М., 1995.– с. 202

2. Богоявленская Д. Б. “Интеллектуальная активность как проблема творчества”. Ростов-н/Д, 1993.– с. 225

3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. “Готов ли ваш ребёнок к школе?” М., 1994.– с. 500

4. “Возрастная и педагогическая психология”. /Под ред. М. В. Гамезо, М.ВМатюхиной М., 1984.-с. 306

5. Обукова Л. Ф. “Детская психология: теории, факты, проблемы” М., 1995. с.-338

6. https://multiurok.ru/blog/slabouspievaiushchiie-dieti.html

7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/01/18/organizatsiya-raboty-so-slabouspevayushchimi

8. https://infourok.ru/organizaciya-raboti-so-slabouspevayuschimi-detmi-1181491.html

9. https://infourok.ru/vistuplenie-na-mo-tema-rabota-so-slabouspevayuschimi-i-neuspevayuschimi-uchaschimisya-633160.html

10. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/22/vystuplenie-na-shkolnom-metodicheskom-obedinenii-po-teme-rabota 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....